Екатерина Великая - личность и судьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Эту женщину называют Великой, а была она невысокого роста, боялась темноты, летучих мышей и собственноручно стирала манжеты своих роскошных платьев, ибо никакая искусная прачка не сделала бы этого лучше. Екатерина II показала всему миру, на что способна женщина и на что не способна, если вдруг оказывается на самой вершине государственной пирамиды.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Россия в царствование Екатерины Великой
1.1. «Золотой век» Екатерины Второй
1.2. Воспитание и образование
Глава 2. Начало правления
2.1. восшествия на престол и начало правления
2.2. Результаты правления Екатерины II
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 62.49 Кб (Скачать файл)

Екатерина была умна и наблюдательна  и рано сделала вывод, что если нуждаешься в ком-то, то полезнее замечать не слабые стороны другого человека, чтобы ими воспользоваться, а  сильные, чтобы на них опереться. В отличие от «русских барынь» она была трудолюбива, с удовольствием сама себя обслуживала, например, стирала, варила себе кофе, могла растопить камин, любила работать в саду, искусно вышивала, иногда занималась резьбой по слоновой кости. Пока ее муж развлекался дрессированием собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи и т.д. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок.

Императрица просыпалась обычно в  шесть часов утра, натирала щеки льдом, пила в кабинете крепкий кофе со сливками и печеньем и садилась до девяти часов за работу. Затем  возвращалась в спальню и принимала  докладчиков. В будние дни императрица  носила простое платье и не надевала драгоценностей. На обед в будни, продолжавшийся около часа, приглашалось человек  двенадцать. Любимым блюдом была вареная  говядина с солеными огурцами, а  в качестве напитка употреблялся смородиновый морс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Начало правления

 

    1. Восшествия на престол и начало правления

Незаконность восшествия на престол  Екатерины, как это ни парадоксально, имела свои несомненные плюсы, особенно в первые десятилетия царствования, когда она «должна была тяжким трудом, великими услугами и пожертвованиями... искупать то, что цари законные имеют без труда...эта самая необходимость и была отчасти пружиною великих и блистательных дел ее». Так считал (и не один) Н.И. Греч, выражая мнение образованной части общества. В.О. Ключевский, говоря о программе деятельности Екатерины И, взявшей власть, а не получившей ее по закону, упор также делал на том же моменте: «Власть захваченная всегда имеет характер векселя, по которому ждут уплаты, а по настроению русского общества Екатерине предстояло оправдать разнообразные и несогласные ожидания». Вексель, как показало время, был погашен в срок.

Исследователи не раз отмечали, что  Екатерина II, в отличие от своих  предшественниц и предшественников на троне после Петра I, взошла на него, имея сложившуюся политическую программу и общественного устройства, как можно судить по единственной сохранившейся черновой записке, не выходили за пределы традиционно  декларируемых в «век Просвещения» общих установок и не содержали  каких-либо конкретных разработок:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

  1. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать

общество и заставить его  соблюдать законы.

  1. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  2. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его

изобильным.

  1. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим

уважение соседям».

Императрице известно, как следует  воплощать «план» в жизнь: «Спешить не нужно, но нужно трудится без отдыха и всякий день стараться понемногу устранять препятствия по мере того, как они будут появляться; выслушивать всех терпеливо и дружелюбно, во всем высказывать чистосердечие и усердие к делу, заслужить всеобщее доверие справедливостью и непоколебимою твердостью в применении правил, которые признаны необходимыми для восстановления порядка, спокойствия, личной безопасности и законного пользования собственностью; все споры и процессы передать на рассмотрение судебных палат, оказывать покровительство всем угнетенным, не иметь ни злобы на врагов, ни пристрастия к друзьям. Если карманы пусты, то прямо так и говорить: «Я бы рад вам дать, но у меня нет ни гроша». Если же есть деньги, то не мешает при случае быть щедрым». Екатерина была уверена, что при неукоснительном руководстве этими правилами успех будет обеспечен. В этой связи небезынтересен ответ императрицы на вопрос Л.Ф. Сегюра, как ей удается так спокойно царствовать. «Средства к тому самые обыкновенные, - отвечала Екатерина. - Я установила себе правила и начертала план: по ним я действую, управляю и никогда не отступаю. Воля моя, раз выраженная, остается неизменною. Таким образом все определено, каждый день походит на предыдущий. Всякий знает, на что он может рассчитывать, и не тревожится по-пустому».

Способ же достижения «начертанных планов» у «собирательницы русских  земель», как называл Екатерину II С.М. Соловьев, один: «делать так, чтоб люди думали, будто они сами именно хотят этого...» «И действительно, - заключал Н.И. Греч, - Екатерина умела  употреблять это правило в  совершенстве. Вся Россия уверена  была, что императрица, во всех своих  делах, только исполняет желание  народа». Но секрет «употребления» этого  очевидного на первый взгляд правила  все же был. Он раскрывается из беседы B.C. Попова, правителя канцелярии Г.А. Потемкина, с императрицей: «Я говорил с удивлением о слепом повиновении, с которым воля ее повсюду была исполняема, и о том усердии и ревности, с которыми ей все старались угождать».

Поражают знание молодой великой  княгиней психологии людей и упорство в достижении поставленной цели - качества, развитые в зрелые годы. Это подметил еще А.С. Пушкин. «Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, - писал он, - то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».

Еще проживая в Москве, после Коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим  и добрым делом: она основала так  называемый Воспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в  Петербурге. Русская пословица говорит: «тот отец - мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово  оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она  являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело.

Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше аптек и лекарей и чтобы каждый заболевший мог получить помощь, как можно скорее. Особенно много бед приносили эпидемические (повальные) болезни. От одной оспы вымирали сотни тысяч детей. Узнала она, что в Англии есть лекарь который прививает взрослым и детям оспу и тем предохраняет людей от заболевания оспой натуральной. К этому средству заграницей уже прибегали многие.

Больше двух лет трудилась Императрица  над составлением «Наказа». Много  она для этого читала, много  беседовала с людьми, знающими дело, много присматривалась и наблюдала. Иностранцы хвалили Русскую' Императрицу  за ее ум и познания. Подданные с  благоговением и радостью узнавали ее истинно человеколюбивые мысли, которые должны были войти в законы. В прежнее время наказания  отличались большой суровостью.

Императрица Екатерина требует  смягчения их. Она говорит: «Любовь  к отечеству, стыд, и страх поношения  суть средства укротительныя и могущия  воздержать множество преступлений». В прежнее время допускались  наказания, которые могли даже изуродовать  человеческое тело. Императрица Екатерина  потребовала отмены таких наказаний, говоря: «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить». Чтобы заставить обвиняемого  сознаться в проступке, часто  употребляли пытки. Императрица  Екатерина считала пытку вредной и пожелала отменить ее. Она говорила, что слабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавится от мучений; а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и избегнет наказания.

Чтобы легче было управлять таким  обширным государством, как Россия, она увеличила число губерний. На губернию положено было не больше 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы  и наместники избирались из русских  вельмож самой Императрицей. Они  действовали по ее указам. Губернии делились на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и  в Сенат. Государственные доходы ведала Казенная Палата. Чтобы удобнее  было взносить подати, в каждом уездном  городе было открыто Казначейство. Дворянство было признано особым главным  сословием. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворяне должны были нести государственную  службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и промышленностью.

Желая все видеть и знать, Екатерина  предпринимала путешествия по России. В городах делались торжественные  встречи. Видно было, что народ  уже знал про дела Государыни и  успел горячо полюбить ее. Теперь он видел ее лицом к лицу и видел  как раз такою, как про нее  говорили. Она набожна: прежде всего  заходит в церкви, чтобы помолится. Она хочет все видеть сама,

чтобы верно знать охотно всех расспрашивает, посещает усадьбы помещиков, ко всему  присматривается. Она очень ласкова и проста в, ' обращении: с бедным крестьянином она говорит так же ласково и просто, как со знатным вельможей.

Из «Наказа» видно уже было, что  просвещение Императрица Екатерина  считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространить всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещенный человек  не пойдет на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. В Петербурге Императрица  открыла прекрасное училище, которое  особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Передают, что девочки этого училища не знали большей радости, чем принимать Государыню. Они спешили к ней навстречу, обнимали ее, лезли к ней на колени. Взаимно они получали чисто материнские ласки.

Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица  Екатерина покровительствовала  всем писателям и ученым. Она принимала  их у себя, вела с ними продолжительные  беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский  ученый Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился при ней больших милостей.  Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала и подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. В других сочинениях Императрица Екатерина изображает пороки современного ей общества. Она осмеивает ханжество, суеверие, безделье, жестокое обращение с крестьянами, нежелание учиться. Делает это Императрица, желая исправить людей, заставить их избегать пороков, которые ей осмеиваются. Значит, в этих сочинениях Императрица Екатерина тоже имела в виду воспитание, только уже не детей, а взрослых, которые дурно воспитаны с детства и нуждались в исправлении.

Главные войны, веденные Россией в  царствование Императрицы Екатерины, были первая и вторая турецкие. Разорение  Балты было сделано без ведома русского правительства. Не смотря на это, враги наши стали кричать, что  пролита Турецкая кровь. Они уверяли, что Россия сделала это умышленно, и говорили, что Турция должна отомстить. Русский посланник в Константинополе  был арестован. Императрица Екатерина  не желала войны., Поэтому она предлагала нетрудные условия. Она готова была наказать разоривших Балту, и требовала  только, чтобы русский посланник  был освобожден от ареста, и чтобы  был наказан визирь, арестовавший посланника. Но Султан был уверен в  победе, и предложений не принял. Война была объявлена. Государыня сама начертала план войны и сама избрала  полководцев. Эта первая турецкая война  была очень долгая и очень трудная. Тянулась она почти шесть лет. Императрица Екатерина неусыпно следила за ее ходом.

Екатерина часто говорила: «Без причины  я не начну войны». И это верно - Вступив на престол, она тотчас отказалась от участия в семилетней войне, в которой раньше Россия помогала королю Прусскому. И теперь Государыня не желала войны, но ее объявили Турки.

России досталась теперь вся  Литва и Курляндия. Россия получила все те земли, которые когда-то и  принадлежали ей. Но были отняты Литвой и Польшей. Так Императрица Екатерина  одерживала блестящие победы, расширяла  границы Русского Государства и  доставляла ему славу царства  сильного и непобедимого. Ещё в  древнее время русские государи начали собирание земель. Последующие  государи продолжали это дело Императрица Екатерина завершила его. 

2.2. Результаты правления Екатерины  II

Оценивая правление Екатерины  II, прежде всего следует сказать, что и внутренняя, и внешняя политика России в целом отвечала потребностям общества. Именно это и обеспечивало внутриполитическую стабильность екатерининского царствования.

Последовательная, без резких колебаний  политика императрицы более импонировала дворянству и городским состояниям. Введенные ею сословные суды, как  и органы местного самоуправления, были поставлены под контроль дворянства. Екатерина осуществила административную реформу, укрепившую начала законности в управленческих структурах. Качественно  иным стало при Екатерине II народное образование: к концу XVIII столетия в  стране насчитывалось 193 народных училища, в которых обучалось около 14 тыс. человек. Этим было положено начало созданию системы общеобразовательной школы. Всего к началу XIX в. В стране существовало около 500 различных светского характера учебных заведений с 45-48 тыс. учащихся и 66 духовных семинарий и школ с более чем 20 тыс. семинаристов.

Царствование Екатерины II отмечено впечатляющими результатами во внешнеполитической сфере. Во всех своих практических действиях  императрица исходила из убеждения, что «истинное величие империи  состоит в том, чтобы быть великою  и могущественною не в одном только месте, но во всех местах, всюду проявлять  силу, деятельность и порядок». То прямо  касалось и проводимого ею внешнеполитического  курса страны. Здесь Екатерина  была весьма «неподатливой»: «Дела  свои поведет не иначе, как по своему разумению» и никто «на свете  не заставит ее поступить иначе, чем  как она поступает». Плоды твердой  и последовательно проводившейся  ею экспансионистской политики «защиты» национальных интересов Российской империи были таковы, что в ее время, как не без гордости говорил  граф А.А. Безбородко, ни одна пушка  в Европе не могла выстрелить без  согласия на то России.

За годы екатерининского правления  границы империи на западе и юге  в результате разделов Польши и присоединения  Крыма существенно расширились. Значительно приросло население страны - с 23,2 млн (по третьей ревизии 1763 г.) до 37,4 млн (по пятой в 1796 г.). Только на отвоеванных у Турции и Польши землях проживало около 7 млн человек. Россия в 60-е гг. стала самой населенной страной в Европе: на ее долю приходилось до 20% населения всего Европейского континента. Несколько увеличилась и плотность населения - с 1,6 человека на 1 км в 1762 г. до 2,3 - в 1796 г. (понижала показатели плотности населения Сибирь, где на 1 км во второй половине XVIII в. Приходилось 0,1 человека).

Информация о работе Екатерина Великая - личность и судьба