Екатерининский абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Екатерина II (1762-1796 гг.) является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Она вступила на русский престол в 33 года и правила практически всю вторую половину XVIII столетия. Этот период был наполнен множеством событий во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
В отличие от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу.

Содержание работы

Введение
4
1.
Внешняя политика и дипломатия
6
2.
Уложенная комиссия
8
3.
«Наказ»
11
4.
Государственные реформы и социальное устройство
14
5.
Наука и культура
16

Заключение
17

Список использованной литературы
19

Файлы: 1 файл

Istoria_referat_1.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

4

1.

Внешняя политика и дипломатия

6

2.

Уложенная комиссия

8

3.

«Наказ»

11

4.

Государственные реформы и социальное устройство

14

5.

Наука и культура

16

 

Заключение

17

 

Список использованной литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ

 

Екатерина II (1762-1796 гг.) является одной из наиболее значимых фигур  в истории России. Она вступила на русский престол в 33 года и  правила практически всю вторую половину XVIII столетия. Этот период был наполнен множеством событий во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

 В отличие от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу.

По образному выражению  В. О. Ключевского «Екатерина II: была последней случайностью на русском  престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории» и, можно добавить, в историографии эта «последняя случайность» XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков. 

Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты. «Кто хранит законы и владеет народами, - писал Ф.Фенелон в своей знаменитой книге «Приключения Телемака», - сами должны повиноваться законам; всегда подобает закону царствовать, а не человеку». Еще позднее пером французских просветителей понимание смысла закона углубилось: для блага общества недостаточно, чтобы государь был слугой им же изданного закона, надо, чтобы и сам закон был непроизволен по содержанию (тиран вполне свободен наиздавать тиранских законов и тирански же по ним управлять, как это следовало из древнегреческой истории и правления знаменитого Драконта). Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении – дело разумного, понимающего границы свое власти монарха. Такова была государственная идея нового, правового, или «просвещенного» абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия – часть Европы и, следовательно, у нее общая с Европой судьба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ

 

Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины II. Это поприще на котором она могла удобнее всего завоевать народное расположение: здесь разрешались вопросы понятные и сочувственные всему народу. Необходимые задачи были уже поставлены вековыми указаниями истории и настойчивее других требовали немедленного решения. Потому наибольшее внимание императрицы было обращено в эту сторону.

Во внешней политике Екатерина была прямой последовательницей Петра. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи. Россия при Екатерине вела войны с Турцией, Швецией, участвовала в трех разделах Польши и вследствие этого присоединила к себе все русские области кроме Галиции, завоевала Крым, значительные территории в Белоруссии, Литве, Западной Украине, Курляндии. Вступая на престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России – охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовления к войне с Данией, начатые Петром III. Прекратив их и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Но положение дел заставило Екатерину II связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции. Такова была основная внешнеполитическая деятельность императрицы.

При Екатерине II стали применяться новые методы дипломатической работы. Екатерина очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Вместе с тем она деятельно следила за заграничными изданиями, которые могли принести вред России и ей лично как императрице. Ей удалось остановить печать книги Рюльера о перевороте 1762 года.

К числу новых дипломатических приемов следует отнести и приглашение иностранных дипломатов к участию в поездках императрицы по России, - например в 1785г. для осмотра водного пути из балтийского моря на Волгу и в 1787г. – в Крым.

Таким образом русская дипломатия эпохи Екатерины в основном разрешила задачи, унаследованные ею от XVII века; закреплены были достижения Петра Великого в Прибалтике; воссоединены земли населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами. Россия стала твердой ногой на Черное море. Наконец, Россия завоевала решающий голос в делах общеевропейских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2 УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

 

Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших  законов.  Российское  же законодательство  была  крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649г.,  но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов,   зачастую не согласующихся  друг с другом.

Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным 
причинам этого сделать не удавалось. При Петре I таких попыток было три: в 1700 г., когда учреждена была Палата об Уложении, в 1714 и 1719 - 1729 гг. Аналогичные попытки, впрочем, закончившиеся столь же безрезультатно, предпринимались при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне. Как составитель нового Уложения известен П. И. Шувалов, по инициативе которого была создана Уложенная комиссия, действовавшая с 1754 г. Формально она была распущена в 1767 г., а фактически прекратила существование в 1764 г.

Екатерина взялась за эту  грандиозную  задачу  по-новому:  она  решила 
созвать  выборных  представителей  от  сословий  и  поручить  им  выработать 
новое Уложение.

После гибели Иоанна Антоновича, Екатерина почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования - созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством - право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост - уезд - провинция), оседлым "инородцам" (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.

В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% - выборные от горожан, около 20% - выборные от сельского населения, 5% - правительственные  чиновники. Если учесть, что чиновники  являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысится.

Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам выдавался особый знак с девизом: "Блаженство каждого и всех".

Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила "Наказ" с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. Расхожее мнение о "Наказе" как компилятивном сочинении нуждается в уточнении. Основанием для подобной оценки явились слова самой императрицы, писавшей Д'Аламберу: вы "увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его".

Третья особенность Уложенной  комиссии 1767 - 1768 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов, - в наказах отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков. Депутаты-аристократы осуждали введенную при Петре I Табель о рангах, открывавшую доступ в ряды дворянства представителям "подлых людей". Лица, добывшие дворянство шпагой и пером, т. е. на военной и гражданской службе, должны были подтвердить свои права бумагой от государя, единственного человека, который присваивал дворянский чин.

Манифест о созыве Уложенной  комиссии был обнародован 16 декабря 1766 г., а торжественное открытие ее состоялось через полгода, 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу "проявить чистосердечное старание в столь великом деле".

В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией, 18 декабря маршал Уложенной комиссии А. И. Бибиков объявил о прекращении работы Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты Большой комиссии распускались, "доколе от нас паки созваны будут", но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е. И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              3 «НАКАЗ»

 

В 1767г. после двух лет работы над  программой своего царствования Екатерина  II представила ее в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

«Наказ» включал в себя 20 глав, к которым потом добавилось еще две, они делились на 655 статей, 294 из которых были заимствованы из трактата Ш.Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей десятой главы взяты из трактата Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее беря за основу труды просветителей, государыня провела огромную работу по адаптации теоретических базисов в практическое русское законодательство и «Наказ» явился самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма». Сама Екатерина так оценивала свое произведение «Общее мнение тех, которые прочли наказ, гласит, что non plus ultra (высшая точка – лат.) совершенства, но мне кажется, что можно еще кое-что исправить. Я не хотела помощников в этом деле, опасаясь, что каждый из них стал бы действовать в различном направлении, а здесь следует провести одну только нить и крепко за нее держаться… Тетрадка есть исповедь моего самого здравого смысла, современники и потомство должны будут судить о нем; если бы при этом страдало одно мое самолюбие, я бы с удовольствием и даже с радостью пожертвовала им, но с тем, однако, чтобы моя тетрадка достигла своей цели, то есть доставила бы жителям России положение самое счастливое, самое спокойное, выгодное, в котором они могут находиться».

«Наказ» был прочитан некоторыми высшими сановниками  и близкими людьми императрицы: М.И.Воронцовым, В.Г.Баскаковым, А.П.Сусароковым, высшим церковным иерархам. После их прений и исправлений вышел готовый  «Наказ Уложения».  Он торжественно  провозглашал,  что цель власти состоит не в 
том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность,   но  чтобы   действие 
их направить к получению самого большего ото  всех  добра”.   Вместе  с  тем 
Екатерина  предусмотрительно  отмечала:   “Для   введения   лучших   законов 
необходимо потребно умы людские к тому  приуготовить”.

На  этом  основании она предписывала:  “Государь есть самодержавный;  ибо  никакая  другая,  как 
только соединенная в его  особе  власть,   не  может  действовать  сходно  с 
пространством  столь  великого    государства”.    Вольность    в   понимании 
Екатерины означала “право все то делать, что законы  позволяют”.  Свобода  в 
ее  представлении  вполне   сочеталась   с   неограниченным   самодержавием. 
Таким образом,  взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали  с  идеями 
Монтескье, мечтавшего об  ограниченной,  конституционной  монархии.  Скорее, 
они приближались к  взглядам  тех  просветителей   (в  частности  Вольтера), 
которые предпочитали абсолютизм,  но с просвещенным монархом.  Гарантией  от 
превращения  такого  монарха  в  деспота  должны   были   послужить   органы 
управления, стоящие между народом  и  верховной  властью  и  действующие  на 
основе законности.  Идея была заимствована опять-таки у  Монтескье,  но  при 
этом  -  совершенно   искажена.    Французский   философ   представлял   эти   “посредующие   власти”   относительно   независимыми   от  престола,   а   у  Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.   Значительно  решительнее  императрица  высказывалась  за  реформу  судопроизводства.  Она  отвергала  пытки,  лишь  в  исключительных   случаях  допускала  смертную  казнь,   предлагала   отделить   судебную   власть   от  исполнительной.   Вслед    за     гуманистами    просветителями    Екатерина  провозглашала:   “Гораздо   лучше   предупреждать    преступления,    нежели  наказывать”.

Информация о работе Екатерининский абсолютизм