Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:02, реферат
Екатерина II (1762-1796 гг.) является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Она вступила на русский престол в 33 года и правила практически всю вторую половину XVIII столетия. Этот период был наполнен множеством событий во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
В отличие от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу.
Введение
4
1.
Внешняя политика и дипломатия
6
2.
Уложенная комиссия
8
3.
«Наказ»
11
4.
Государственные реформы и социальное устройство
14
5.
Наука и культура
16
Заключение
17
Список использованной литературы
19
Однако все рассуждения о сво
стране, где значительная ча
зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в
сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором
заявила: “Намерены мы помещ
сохранять, а крестьян в должном им повиновении
содержать”. Указы 1765 и
1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных
от их господ.
И все же Екатерина видела
В духе “Наказа” проходило и его обсуждение. Еще в период работы
над ним Екатерина показывала свое произведение
сподвижникам и под влиянием
их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение
этого документа намечалось
кодификации законов.
Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был выслушан с
восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и
решение преподнести императ
Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов
этой целью Екатерине, императрица сказала:
“Ответствую: на Великая - о моих
делах оставляю времени и потомству бесприс
никак себя таковой назвать не мо
Отечества - любить Богом врученных мне
подданных я за долг звания
почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее
этого момента уже современники будут называть её “Великой”.
Хотя комиссия в дальнейшем
была распущена, она всё же имела важное
значение, так как её члены ознакомили Екатерину
русского общества. Императри
осуществлении крупнейших реф
сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают,
что она стремилась
к власти, думая больше о развитии государства,
чем о власти как таковой.
4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
На втором этапе царствования Екатерины II были осуществлены реформы, которые являлись менее радикальными, чем задумывалось ранее, но существенно продвигали страну по пути развития западного уклада. Она подняла статус губернаторов, выведя их из подчинения Сенату. Губернаторы получили широкие права: указания ведомств не имели для них силы, наоборот, они получили контролировать деятельность любых должностных лиц на своей территории, право напрямую обращаться к императрице и контролировать исполнение ее указов на местах. Было упрощено административное деление. Увеличилось количество губерний до 50. Исчезло промежуточное деление губерний на провинции, остался только уезд. Губернаторы назначались монархом, им подчинялись полиция, воинские гарнизоны, органы сыска и государственной безопасности. В результате произошла некоторая децентрализация власти, часть властных функций была передана на уровень губерний. Был сделан подготовительный шаг к разделению властей: произошло отделение судебной ветви власти от административной. Предпринималась попытка реализовать равенство всех перед законом через понятие «суд равных».
Чтобы оградить трон от рвущихся к власти императрица установила строгое единонаследие императорского престола наследником мог быть только принадлежащий к императорской фамилии «по роду и крови».
В 1785 г. была утверждена «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства». Дворянство получило гражданские права, давно закрепленные для собственников на Западе: 1. Честь, жизнь и имущество дворянина можно было отнять только в том случае, если он совершил преступление, доказанное в суде. Они окончательно освобождались от телесных наказаний. 2. Свобода выбора занятий. Служить государству или не служить. 3. Полные права частной собственности. 4. Свобода выезда за границу.
Екатерина II утверждала, что правосудию и христианству противно рабство, высказывалась за отмену крепостного права, но так и не решилась сделать это. Поскольку разом освободить крестьян было слишком трудным делом, она придумывала разные переходные способы частичного решения этого больного вопроса. Учреждая новые города из сел, населенных крепостными, государство выкупало эти земли у помещиков, и крестьяне становились свободными. Монастырские земли были изъяты у церкви, и крестьяне получили свободу, став государственными под названием «экономические». Несколько ограничена была продажа крестьян без земли. Однако это был мизер по сравнению с огромной массой находившихся в крепостной зависимости крестьян. В ее царствование помещики ссылали крестьян на поселение в Сибирь, отправляли на каторгу «за дерзость», отдавали в солдаты. Крепостные крестьяне по-прежнему не являлись гражданами.
Екатерина II впервые в
российской истории стала осуществлять
государственную заботу о нуждах
населения. Большое внимание уделялось
организации медицинской
В общей грамотности был сделан колоссальный рывок, но все же Россия продолжала отставать по этим показателям от передовых стран европейской цивилизации. Система образования, ориентировалась на Запад, приводила к крайностям в общественной психологии грамотных и образованных. Одни, познакомившись с образцами европейской культуры, ничего другого не хотели знать, говорили исключительно по-французски. Другая часть образованных, болея за страну, отворачивалась от Запада.
5 НАУКА И КУЛЬТУРА
Екатерина II внесла существенный
вклад в развитие культуры и искусства
в России. Сама она получила
иностранным языкам, танцам, политической
права и считалась умной и образованной
женщиной. При Екатерине была создана
Российская Академия, Вольное экономичес
журналов, создана система н
открытие публичных театров, появление
русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи “просвещённого
абсолютизма” имел прогрессив
значение. Так, например, основанный по почину Шувалова
и Ломоносова в 1755
году Московский университет сыграл огромную роль в развитии п
русской национальной науки и культуры,
выпустив большое число специалистов
по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение А
Секуляризация церковного зем
бывших монастырских крестьян, получивших
пашню, луга и другие угодья, на
которых они до этого отбыв
наказаний и истязаний, от службы в дворне
и насильственных браков.
Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, к
Лукич Боровиковский, который приобрел известность портрет
Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич
Левицкий, в 60-е годы стол
академиком, преподавал в Академии худож
который работал вместе с Л
Екатерины II, который очень ей понравился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге своего правления Екатерина II оставило государство в более благополучном состоянии, чем получила. Высокого уровня достигло просвещение, стали издаваться первые журналы, появились писатели. Естественный рост населения свидетельствовал об улучшении условий жизни. Укрепилась финансовая система государства, появились бумажные деньги (ассигнации), была создана система банков. Увеличилась сумма государственных доходов. Был сделан значительный шаг в развитии промышленности. Выросло количество собственников, в том числе и из крестьян. С другой стороны сформировалась крепкая бюрократическая система, усилилось крепостное право, государственный бюджет был дефицитным, а уровень инфляции высоким. Следует сказать, что главным противоречием «просвещенного абсолютизма» состояло в неразрешимом конфликте между целями и средствами их достижения – идеалом социального консенсуса с одной стороны, и господством принуждения – армии, - бюрократии и полиции, - с другой. И сказался он скорее на общественном сознании, чем на системе власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буганов В.И. История России. Конец XVII-XIX век [Текст] / В.И. Буганов – Москва, 2012. -336с.
2. Павленко Н.И. Екатерина Великая [Текст] / Н.И. Павленко – Москва: Молодая гвардия, 2003. -495с.
3. Омельченко О.А. Законная монархия Екатерины II [Текст] / О.А. Омельченко – Москва: Юристъ, 2007. -428с.
4. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы [Текст] / А.Б. Каменский – Москва: Знание, 1999. -356с.
5. Ключевский В.О. О русской истории [Текст] / В.О. Ключевский – Москва: Просвещение, 2012, -567с.