Еретические движения высокого средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

"Ересью" в христианстве называли направление мысли, отрицающее некоторое определенное вероучительное положение католической веры (догмата), уклонение от учения церкви, которая есть "столп и утверждение Истины", уклонение от ортодоксии. В последнем смысле термин "ересь" употребляется в современной культуре и в нехристианском контексте. Для еретичествующих характерен оттенок горделивого усвоения своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению и обособлению .

Содержание работы

1.История возникновения ересей, их идейная и социальная сущность……… 3
2.Становление и распространение раннехристианских ересей и ересей раннего средневековья……………………………………………………………9
3.Еретические движения высокого средневековья……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников и литературы…………………………...21

Файлы: 1 файл

реферат -средневековые ереси.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

- Стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как богооткровение, на один уровень с философскими и диалектическими методами последнего. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей неисполнимое, оно привело к рационализму, каковым и была напитана самая сильная ересь раннего средневековья - арианство с его разновидностями .

Заносчивость и самомнение философов, которые жили во времена  апостолов, являлись причиной возникновения  ересей в ранней церкви и, по мнению Гоббса. "Они были способны рассуждать тоньше, чем прочие люди, и более  убедительно. Обращаясь в христианство, они почти неизбежно оказывались  избранными в пресвитеры и епископы, дабы защищать и распространять веру. Но и ставши христианами, они, насколько  возможно, сохраняли учение своих  языческих наставников и поэтому  старались толковать Священное  писание, желая сохранить единство своей философии и христианской веры". "В ранней церкви, вплоть до Никейского собора, большинство  догматов, вызывавших споры среди  христиан, касалось учения о Троице, таинство которой, хотя и признававшееся всеми непознаваемыми, многие философы пытались объяснить каждый по-своему, опираясь на учение своих наставников. Отсюда сначала возникали споры, потом перебранка и, наконец, чтобы избежать возмущения и восстановить мир, были созваны соборы, причем не по указанию правителей, а по добровольному желанию епископов и пастырей. Это стало возможным тогда, когда прекратились преследования христиан. На этих соборах определили, как должен решаться вопрос о вере в спорных случаях. То, что принималось собором, считалось католической верой, то, что осуждалось, - ересью. Ведь собор по отношению к епископу или пастырю был католической церковью, т.е. всеобъемлющей, или всеобщей, как и вообще их мнение (opinio); отдельное же мнение любого священника считалось ересью. Именно отсюда происходит название католической церкви, и во всякой церкви католик и еретик являются именами соотносительными" .

- Самобытное богословствование христианских учителей на основании Святого Писания и чистых начал разума, лишенное узаконенных церковью руководящих начал - церковного предания и общего голоса Вселенской Церкви.

Кроме указанных трех категорий  учений-ересей, расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, вне состава  символического, общеобязательного  для всех христиан учения церкви находятся  еще т. н. частные, или личные мнения церковных учителей и отцов церкви о разных детальных вопросах христианского  учения, которые церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает .

Однако следует признать, что вышеперечисленное при всей своей обоснованности не способно объяснить, почему чисто догматические разногласия  с церковным учением выливались в мощные массовые движения, если оставить в стороне социальную подоплеку  такого явления как еретические  движения. Шествие христианства сопровождалось ожесточенной классовой борьбой, которая  велась внутри христианских организаций, эксплуатацией масс верующих церковной иерархией, позднее с епископами во главе, кровавыми методами подавления протеста против церковников, становившихся уже в III в. крупной политической силой. Однако, даже оставаясь на почве богословских источников, можно проследить со II и III веков непрерывную линию классовой борьбы масс, уже одурманенных христианством, облекавшейся в религиозную форму ереси, между прочим, в попытке реорганизовать церковь, вернуть ей "первоначальную простоту" .

Именно эта простота чаще всего и привлекала большие массы  народа в секты, делала популярными  идеи учителей-ересиархов. Тертуллиан, описывая поведение еретиков, отмечает какое оно "легкомысленное, мирское, обыденное". "Неизвестно, кто у  них оглашенный, кто верный. …Так как по своим верованиям они расходятся друг с другом, то им все равно, все  для них пригодно, лишь бы только побольше людей к ним присоединилось, чтобы торжествовать над истинной" . Простота внутреннего устройства еретических сект, простота взаимоотношений еретичествующих - основные причины популярности сект, за исключением тех, которые отличались строгим аскетизмом, что и доказывает правильность вышесказанного. К тому же внутри еретической организации можно было быстро подняться в чинах: "нигде люди так быстро не повышаются в чинах, как в скопищах мятежников" и это не зависимо от социального статуса, "почему и нет или незаметно у них распрей" .

Раннехристианский период отличается изобилием ересей. Уже Цельс упоминает  ряд ересей пневматиков, психиков, сибилистов и другие: "Некоторые объявляют  себя гностиками…некоторые, признавая  Иисуса, желают вместе с ним жить по закону иудеев (эвиониты)". Упоминает  Цельс так же маркионитов во главе которых стоял Маркион . Иероним в послании к Августину пишет, что существует ересь среди иудеев, которая называется минейской; "обычно их называют назареями" . Кроме того, можно перечислить и такие ереси первого периода: керинфианство, элкезиатство, докитизм, манихейство, монтанизм, хилиазм. В учении о Троице возникли триадологические ереси, такие как монархианство, арианство, ереси евномиан, аномеев, евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, фокиниан, аполинариан и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Еретические движения высокого средневековья

 

Наивысшего рассвета и  размаха еретические движения достигли в период Развитого средневековья (X-XVвв.).

Подъем еретического движения в Западной Европе в период развитого  средневековья был, в первую очередь, связан с возникновением и ростом городов. Сословно неполноправное положение  горожан в феодальном обществе, эксплуатация городских низов, не только со стороны  светских и духовных феодалов, но и  со стороны городского купечества и  патрициата, Острота социальных противоречий, наконец, относительно (в сравнении  с деревней) активная общественная жизнь делали города подлинными очагами  ересей. Не случайно области наиболее раннего и бурного городского развития - Северная Италия, Южная и  Северно-Восточная Франция, Рейнская область, Фландрия, Южная Германия были одновременно и областями наиболее активного развития еретических движений .

Рост городов способствовал  распространению ересей и в деревне. Развитие товарно-денежных отношений  и связанное с этим ухудшение  положения значительной части крестьянства создавали почву для вовлечения в еретические движения крестьянских масс. Антицерковные, еретические настроения усиливались тем, что церковные  феодалы особенно рьяно препятствовали попыткам находившихся под их властью  городов добиться самоуправления. Личному  освобождению крестьян в своих владениях. Таким образом, революционная оппозиция  феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания .

Содержание ересей зависело от стадии развития общества, от специфики  общественных условий в том или  ином регионе и государстве, от того, интересы каких сословно-классовых  и этнических групп выражались и  т.д. По социальной основе, направленности и среде распространения выделяют крестьянские, городские (бюргерские, плебейские), межсословно-классовые (бюргерско-дворянские, крестьянско-плебейские) ереси .

Но чаще, по социальным направленностям  выделяют два основных типа средневековых  ересей: бюргерские и крестьянско-плебейские. Бюргерская ересь выражала протест  горожан против феодальных оков, препятствующих развитию городской экономики, и  притеснений бюргерства со стороны  феодального общества. Ересь городов - а она собственно и является официальной ересью средневековья - была направлена главным образом  против попов, на богатство и политическое положение которых она нападала. Средневековые бюргеры требовали  прежде всего дешевой церкви. Реакционная  по форме, как и всякая ересь, которая  в дальнейшем развитии церкви и догматов способная видеть только вырождение, бюргерская ересь требовала восстановления простого строя ранней христианской церкви и упразднения замкнутого сословия священников . Бюргерская ересь носила лишь антиклерикальный характер. Она стремилась улучшить моральный облик клира, удешевить обряды и т.д. Как известно христианство в I в. н.э. не знало церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматов. Вместо института священства были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы верующих и, как считалось, обладавшие харизмой, т.е. способностью, даруемой духом, пророчествовать, учительствовать, совершать чудеса, исцелять и т.д. Любой христианин мог назвать себя харизматиком и заниматься учительством - пророчеством; если он имел достаточное число приверженцев, то зачастую руководил делами общины. Поэтому для многих еретиков раннехристианская апостольская церковь - простая, "дешевая" и "чистая" - была идеалом .

История еретических движений средневековья изобилует названиями ересей и представляет собой в  этом смысле большую пестроту. Если не считать такие малоизвестные, как эвхиты, петробрусианцы, генрихиане, оливиты и т.д., то следует, во всяком случае, перечислить наименование ересей, сыгравших важную роль в средневековой  истории: богомилы, катары (альбигойцы, вальденсы, патарены), фратичелли, апостольские братья, беггарды, иохамиты, лолларды и виклифиты в Англии второй половины XIV в., гуситы (табориты, чашники и калликстинцы) в Чехии в XV веке. Остановимся кратко на том общем, что характеризует социальные и вероисповедальные позиции перечисленных ересей .

Большое место в идеологии  почти всех ересей занимает обличение  зла, царящее в мире. Прежде всего  их мишенью выступало духовенство - его алчность, награбленные им огромные богатства, не прекращавшаяся практика дальнейшего безжалостного грабежа  народа, роскошная жизнь, которую  вели прелаты разных чинов и категорий, разврат, царивший среди духовенства. Все это противопоставлялось  евангельским образам Христа и апостола. Еретики отрицали право духовенства  на монополию в делах веры. Вальденсы, например, утверждали, что проповедовать  слово божье имеют право все, в том числе и миряне, что  месса которую служат священники, не имеет ни какого значения.

Разделение людей на богатых  и бедных еретики считали не единственным злом, царящим в мире. В более  широком плане они рассматривали  весь земной мир как воплощение зла  и нечистоты. Здесь коренится  дуализм доброго и злого начал  в мире, заимствованный ранними ересями  из манихейства, и пронизывавший  в дальнейшем вероучение на многих средневековых сект .

Особенно ярко обозначенный дуализм проявился в ереси  богомилов. Богомилы исповедовали дуалистическое вероучение и являлись членами религиозного общества сначала в Болгарии, потом  в соседних с ней странах Балканского  полуострова и даже за пределами  его, названное так по имени своего основоположника, попа Богомила, жившего  в Болгарии во второй половине X века. "Так вселукавый наш враг рассеял по всей земле болгарской манихейскую ересь, смешал ее с масалианской", - поветствует болгарский синодик XIII в . И действительно истоки богомильства обнаруживают себя в полухристианских мистических учениях гностицизма и манихейства, переработанное в III в. Павлом Самосатским и обновленные в организованной группе павликиан в конце VII в. Малоазийские павликиане, которых византийские императоры переселяли на границы Болгарии, распространяли павликианство среди простого народа.

Говоря об общей черте  еретических движений развитого  средневековья мы можем отметить, что в основе большинства ересей лежали социалистические идеи. Учения хилиастического социализма становились  основой идеологии широких народных движений. Здесь мы встречаемся с  новым явлением сравнительно с античностью, где идеи высказывались отдельными мыслителями или узкими сектами. Благодаря этому и сами социалистические учения приобрели новые, исключительно  важные черты, которые они сохранили  до наших дней.

Следует сказать несколько  слов, почему социализм был таким  привлекательным для людей того времени. Если мы обозначим основные контуры социализма, то увидим следующее:

- Уничтожение частной собственности - в отрицательной форме присуще всем социалистическим учениям.

- Уничтожение семьи - присуще не всем, но большинству социалистических учений.

- Уничтожение религии. Для социалистических учений это характерно, начиная с конца XVII века. Еретические движения средневековья - носили характер религиозных движений, но именно те из них, в которых особенно ярко проявлялись социалистические тенденции, были непримиримо враждебны той конкретной религии, которую исповедовало окружающее их человечество.

Требование общности или  равенства - присутствует почти во всех социалистических учениях. Отрицательная  форма этого требования - это стремление уничтожить иерархии окружающего общества, призывы "унизить гордых, богатых  и власть имущих", упразднить привилегии. Именно это и обуславливало привлекательность  социалистических идей, которые содержались в идеологии ересей . Мы можем увидеть это в призывах богомилов, увидим это и у других еретических движений о которых будет сказано позже.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, ереси появляются уже в ранний период христианства, который характеризуется наличием большого количества еретических сект и их богатым идейным содержанием. Связано это с долгим процессом  утверждения основных догматов христианства, что порождало множественные  интерпретации основных его положений. Однако уже в этот период ереси  не являлись сугубо религиозным явлением, но приобрели форму социального  протеста определенных социальных групп.

В период развитого средневековья  ереси носили преимущественно социальный характер. Содержание ересей в этот период зависело от стадии развития общества, от специфики общественных условий  в том или ином регионе и  государстве, от того, интересы каких  сословно-классовых и этнических групп выражались и т.д. В связи  с чем по социальной направленности и среде распространения выделяют крестьянские, городские (бюргерские, плебейские), межсословно-классовые (бюргерско-дворянские, крестьянско-плебейские) ереси.

Информация о работе Еретические движения высокого средневековья