Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:42, реферат
"Ересью" в христианстве называли направление мысли, отрицающее некоторое определенное вероучительное положение католической веры (догмата), уклонение от учения церкви, которая есть "столп и утверждение Истины", уклонение от ортодоксии. В последнем смысле термин "ересь" употребляется в современной культуре и в нехристианском контексте. Для еретичествующих характерен оттенок горделивого усвоения своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению и обособлению .
1.История возникновения ересей, их идейная и социальная сущность……… 3
2.Становление и распространение раннехристианских ересей и ересей раннего средневековья……………………………………………………………9
3.Еретические движения высокого средневековья……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников и литературы…………………………...21
- Стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как богооткровение, на один уровень с философскими и диалектическими методами последнего. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей неисполнимое, оно привело к рационализму, каковым и была напитана самая сильная ересь раннего средневековья - арианство с его разновидностями .
Заносчивость и самомнение
философов, которые жили во времена
апостолов, являлись причиной возникновения
ересей в ранней церкви и, по мнению
Гоббса. "Они были способны рассуждать
тоньше, чем прочие люди, и более
убедительно. Обращаясь в христианство,
они почти неизбежно
- Самобытное богословствование христианских учителей на основании Святого Писания и чистых начал разума, лишенное узаконенных церковью руководящих начал - церковного предания и общего голоса Вселенской Церкви.
Кроме указанных трех категорий учений-ересей, расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, вне состава символического, общеобязательного для всех христиан учения церкви находятся еще т. н. частные, или личные мнения церковных учителей и отцов церкви о разных детальных вопросах христианского учения, которые церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает .
Однако следует признать,
что вышеперечисленное при всей
своей обоснованности не способно объяснить,
почему чисто догматические
Именно эта простота чаще всего и привлекала большие массы народа в секты, делала популярными идеи учителей-ересиархов. Тертуллиан, описывая поведение еретиков, отмечает какое оно "легкомысленное, мирское, обыденное". "Неизвестно, кто у них оглашенный, кто верный. …Так как по своим верованиям они расходятся друг с другом, то им все равно, все для них пригодно, лишь бы только побольше людей к ним присоединилось, чтобы торжествовать над истинной" . Простота внутреннего устройства еретических сект, простота взаимоотношений еретичествующих - основные причины популярности сект, за исключением тех, которые отличались строгим аскетизмом, что и доказывает правильность вышесказанного. К тому же внутри еретической организации можно было быстро подняться в чинах: "нигде люди так быстро не повышаются в чинах, как в скопищах мятежников" и это не зависимо от социального статуса, "почему и нет или незаметно у них распрей" .
Раннехристианский период отличается изобилием ересей. Уже Цельс упоминает ряд ересей пневматиков, психиков, сибилистов и другие: "Некоторые объявляют себя гностиками…некоторые, признавая Иисуса, желают вместе с ним жить по закону иудеев (эвиониты)". Упоминает Цельс так же маркионитов во главе которых стоял Маркион . Иероним в послании к Августину пишет, что существует ересь среди иудеев, которая называется минейской; "обычно их называют назареями" . Кроме того, можно перечислить и такие ереси первого периода: керинфианство, элкезиатство, докитизм, манихейство, монтанизм, хилиазм. В учении о Троице возникли триадологические ереси, такие как монархианство, арианство, ереси евномиан, аномеев, евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, фокиниан, аполинариан и т.д.
Наивысшего рассвета и размаха еретические движения достигли в период Развитого средневековья (X-XVвв.).
Подъем еретического движения в Западной Европе в период развитого средневековья был, в первую очередь, связан с возникновением и ростом городов. Сословно неполноправное положение горожан в феодальном обществе, эксплуатация городских низов, не только со стороны светских и духовных феодалов, но и со стороны городского купечества и патрициата, Острота социальных противоречий, наконец, относительно (в сравнении с деревней) активная общественная жизнь делали города подлинными очагами ересей. Не случайно области наиболее раннего и бурного городского развития - Северная Италия, Южная и Северно-Восточная Франция, Рейнская область, Фландрия, Южная Германия были одновременно и областями наиболее активного развития еретических движений .
Рост городов способствовал распространению ересей и в деревне. Развитие товарно-денежных отношений и связанное с этим ухудшение положения значительной части крестьянства создавали почву для вовлечения в еретические движения крестьянских масс. Антицерковные, еретические настроения усиливались тем, что церковные феодалы особенно рьяно препятствовали попыткам находившихся под их властью городов добиться самоуправления. Личному освобождению крестьян в своих владениях. Таким образом, революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания .
Содержание ересей зависело
от стадии развития общества, от специфики
общественных условий в том или
ином регионе и государстве, от того,
интересы каких сословно-классовых
и этнических групп выражались и
т.д. По социальной основе, направленности
и среде распространения
Но чаще, по социальным направленностям
выделяют два основных типа средневековых
ересей: бюргерские и крестьянско-плебейские.
Бюргерская ересь выражала протест
горожан против феодальных оков, препятствующих
развитию городской экономики, и
притеснений бюргерства со стороны
феодального общества. Ересь городов
- а она собственно и является
официальной ересью средневековья
- была направлена главным образом
против попов, на богатство и политическое
положение которых она
История еретических движений
средневековья изобилует
Большое место в идеологии
почти всех ересей занимает обличение
зла, царящее в мире. Прежде всего
их мишенью выступало духовенство
- его алчность, награбленные им огромные
богатства, не прекращавшаяся практика
дальнейшего безжалостного
Разделение людей на богатых
и бедных еретики считали не единственным
злом, царящим в мире. В более
широком плане они
Особенно ярко обозначенный дуализм проявился в ереси богомилов. Богомилы исповедовали дуалистическое вероучение и являлись членами религиозного общества сначала в Болгарии, потом в соседних с ней странах Балканского полуострова и даже за пределами его, названное так по имени своего основоположника, попа Богомила, жившего в Болгарии во второй половине X века. "Так вселукавый наш враг рассеял по всей земле болгарской манихейскую ересь, смешал ее с масалианской", - поветствует болгарский синодик XIII в . И действительно истоки богомильства обнаруживают себя в полухристианских мистических учениях гностицизма и манихейства, переработанное в III в. Павлом Самосатским и обновленные в организованной группе павликиан в конце VII в. Малоазийские павликиане, которых византийские императоры переселяли на границы Болгарии, распространяли павликианство среди простого народа.
Говоря об общей черте
еретических движений развитого
средневековья мы можем отметить,
что в основе большинства ересей
лежали социалистические идеи. Учения
хилиастического социализма становились
основой идеологии широких
Следует сказать несколько слов, почему социализм был таким привлекательным для людей того времени. Если мы обозначим основные контуры социализма, то увидим следующее:
- Уничтожение частной собственности - в отрицательной форме присуще всем социалистическим учениям.
- Уничтожение семьи - присуще не всем, но большинству социалистических учений.
- Уничтожение религии. Для социалистических учений это характерно, начиная с конца XVII века. Еретические движения средневековья - носили характер религиозных движений, но именно те из них, в которых особенно ярко проявлялись социалистические тенденции, были непримиримо враждебны той конкретной религии, которую исповедовало окружающее их человечество.
Требование общности или
равенства - присутствует почти во всех
социалистических учениях. Отрицательная
форма этого требования - это стремление
уничтожить иерархии окружающего общества,
призывы "унизить гордых, богатых
и власть имущих", упразднить привилегии.
Именно это и обуславливало
Таким образом, ереси появляются
уже в ранний период христианства,
который характеризуется
В период развитого средневековья
ереси носили преимущественно социальный
характер. Содержание ересей в этот
период зависело от стадии развития общества,
от специфики общественных условий
в том или ином регионе и
государстве, от того, интересы каких
сословно-классовых и
Информация о работе Еретические движения высокого средневековья