Еретические движения высокого средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

"Ересью" в христианстве называли направление мысли, отрицающее некоторое определенное вероучительное положение католической веры (догмата), уклонение от учения церкви, которая есть "столп и утверждение Истины", уклонение от ортодоксии. В последнем смысле термин "ересь" употребляется в современной культуре и в нехристианском контексте. Для еретичествующих характерен оттенок горделивого усвоения своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению и обособлению .

Содержание работы

1.История возникновения ересей, их идейная и социальная сущность……… 3
2.Становление и распространение раннехристианских ересей и ересей раннего средневековья……………………………………………………………9
3.Еретические движения высокого средневековья……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников и литературы…………………………...21

Файлы: 1 файл

реферат -средневековые ереси.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

Наиболее массовый характер носили городские (бюргерские) ереси - официальные ереси средневековья. Причиной тому была острота социальных противоречий, существующая в наиболее развитых городах, а также свободомыслие  городов являющееся интеллектуальным феноменом средневековой истории  Западной Европы. Городской воздух делал европейца свободным. В  таких городах зародились идеи правового  равенства граждан и разрастались еретические учения. Однако наиболее радикальный и ожесточенный характер городские ереси приобретали  лишь в случае союза с плебейскими  низами и крестьянством.

Общей чертой еретических  движений развитого средневековья  являлось то, что основе большинства  ересей лежал социальный протест, антиклерикализм. Радикальные социальные учения становились  основой идеологии широких народных движений. Требование общности или  равенства - присутствует почти во всех массовых еретических движениях, так же как и призывы "унизить гордых, богатых и власть имущих", упразднить привилегии. А поскольку церковь в эпоху феодализма выступала в роли "божественной санкции" существующих порядков и все виды идеологии были присоединены к теологии, то всякое общественное и политическое движение принимало религиозную форму. Все социальные и политические должны были по преимуществу представлять собой и богословские ереси. Поэтому, несмотря на многообразие ересей, для всех них была характерна общая черта - отрицание многих сторон учения католической церкви и острая ненависть к самой церкви.

Особенное же в еретических  движениях определялось неповторимой спецификой природно-географического  положения, экономического, социально-политического, интеллектуального развития каждого  отдельно взятого государства Европы. Города как необходимое условие  формирования ересей в эпоху развитого  средневековья развивались неравномерно и не выполняли везде одинаковых функций. Именно поэтому первоначально  широкое еретическое движение охватило Францию, Италию, Германию (в них  они распределялись неравномерно, только в областях бурного городского развития). В XIV - XV в. в. перемещается в Нидерланды, Англию, Чехию. В этих странах ереси сохранили свою социально-политическую сущность, но при этом приобрели специфические черты. Достаточно привести в пример так называемую "гуситскую революцию" в Чехии.

В итоге соблазн общего вольнодумства, осмысление примитивов новинками рационализма и неведомого им дотоле научного знания, становится в эпоху высокого средневековья  характерной чертой ересей всей Европы.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.Ириней Лионский Против  ересей // Ранович А.Б. Первоисточники  по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

2.Семь партид: о еретиках // Хрестоматия по истории средних  веков/Сост. Степанова В.Е., Шевеленко  А.Я.М., 1969.

3.Осокин Н.А. История  альбигойцев. М., 1999; Еретические  верования // История ересей. М., 2004.

4.Шафаревич И.Р. О социализме // Из-под глыб; Шафаревич И.Р. Социализм  как явление мировой истории.М., 1977.

5.Карсавин Л.П. Монашество  в средние века.М., 1992; Очерки религиозной  жизни в Италии XII-XIII вв. СПБ., 1992; Очерки  средневековой религиозности; Ли  Г.Ч. История инквизиции // История  ересей. М., 2004.

6.Грундманн Г. История ересей средневековья. М., 1963.

7.Болгарский Синодик XIII в. // Хрестоматия по истории средних веков/Сост.В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969.

 

 


Информация о работе Еретические движения высокого средневековья