Феномен двоевластия в России XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 04:13, реферат

Описание работы

Цель реферата – выявить сущность двоевластия в России ХХ века.
Задачи реферата:
Раскрыть сущность и особенности феномена двоевластия.
Проанализировать авторские концепции по проблеме феномена двоевластия.
Охарактеризовать особенности двоевластия в России ХХ века
Методы исследования заключаются в анализе и реферирование литературы разных авторов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Двоевластие: сущность и особенности феномена 5
Глава 2. Авторские концепции по проблеме феномена двоевластия 11
Глава 3. Двоевластие в России ХХ века 15
Заключение 19
Список литературы 21
Терминологический словарь 23
Приложение 1

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2. Авторские концепции по проблеме феномена двоевластия.

 

Феномен двоевластия в разное время у многих историков вызывал множество вопросов: почему возникает двоевластие, при каких обстоятельствах, какие причины и последствия феномена двоевластия.

В истории России двоевластие было не эпизодическим, но практически постоянным явлением, иногда лишь уходя в тень, ускользая от внимания историков. Двоевластие - форма, особый фокус дезорганизации общества, ее результат и одновременно очаг ее защиты от возможных попыток повысить уровень организованности общества. Проблема двоевластия в конечном итоге - это частный случай проблемы России как общества высокого уровня дезорганизации, как результат существования раскола смыслового поля общества.

Исследование двоевластия, по мнению Соболева Г.Л., имеет специфические  трудности. Среди них важнейшие: 

«1. Проблема не исследовалась в основном по идеологическим причинам, прежде всего в результате господства в исторической науке страны стремления редуцировать историю России к истории государственности и даже самодержавия.

2. Феномен двоевластия требует  особого объяснения, выходящего за рамки как исторической науки, так и правовых категорий. Это в свою очередь требует особой методологии, нацеленный на анализ явлений социальной патологии. Необходимо осмыслить этот феномен в связи с осознанием возрастающей объяснительной роли культуры, изучать формирование и стойкое закрепление особых организаций и институтов, несущих угрозу стабильности общества. В связи с этим возникает необходимость анализа двоевластия на основе рассмотрения человеческой истории как противостояния людей реальной и потенциальной дезорганизации, разрухи, хаоса, включая дезорганизацию культуры.

3. Двоевластие трудно разглядеть, сделать особым предметом исследования. Это связано с тем, что оно  самим фактом своего существования  вступало в противоречие с рядом различных мифов истории страны, прежде всего мифом о мощи российского государства, со стремлением не видеть различия между демократией и модифицированными архаичными институтами. Движение научной мысли в значительной степени стимулировалось заложенным в обществе стремлением закрыть глаза, нивелировать сущностные категориальные различия между разными формами власти, редуцируя одно к другой.

4. Важным психологическим фактором  того, что российская наука не  сделала двоевластия предметом  исследования первостепенной важности, без сомнения является то, что западная наука не интересовалась этой проблемой в ее обобщающей форме. Историческая реальность Запада не диктовала такой необходимости.

Двоевластие крайне болезненное явление, подрывающее основы функционирования управления государством. Оно возникает на всех уровнях, а не только на уровне высшей власти, как это иногда трактуется»9

При анализе феномена двоевластия  мы можем обратиться к статье написанной В.И. Лениным «Двоевластие».10 Он дает характеристику сложившейся ситуации в стране, пишет о том что своеобразие революции состоит в том, что она создала двоевластие. «Этот факт надо уяснить себе прежде всего; не поняв его, нельзя идти вперед. О двоевластии никто раньше не думал, и думать не мог». Далее в своей статье В.И. Ленин раскрывает причины двоевластия, говоря, что двоевластие состоит в том, что рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но все-таки, несомненно, существующее на деле и растущее другое правительство: Советы рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство в основном состояло из политиков, которые хотели установления в России парламентского строя по западному образцу. Придя к власти, они не преследовали цели изменить экономический и общественный порядок, а только обновить государственные институты и выиграть войну, оставив проведение структурных реформ Учредительному собранию. Временное правительство не могло взять на себя решение кардинальных вопросов, это превышало его полномочия. По отношению к Временному правительству Советы представляли вторую власть. Петросовет обладал бесспорным верховенством. Большую часть своих полномочий Петросовет передал исполкому, где профессиональные политики, назначенные «по праву», вытеснили беспартийных активистов, руководивших толпой в феврале. Следовательно, одна власть, Временное правительство, хочет парламентский строй по западному образцу; а вторая власть Советы - это Парижская Коммуна. И они существуют одновременно, идя разными путями к достижению своей цели. Эта цель - свержение самодержавия и захват власти. Одна и другая власть не знают, как достигнуть этой цели и в данной исторической ситуации они опираются друг на друга.

В революции 1917 года мы видим, как официальная демократия сознательно  и преднамеренно создает двоевластие, отбиваясь изо всех сил от перехода власти в ее собственные руки. Двоевластие  складывается на первый взгляд не в  результате борьбы классов за власть, а в результате добровольной «уступки» власти одним классом другому. Поскольку русская «демократия» стремилась к выходу из двоевластия, она его видела в своем собственном отстранении от власти. Именно это мы и назвали парадоксом Февральской революции.11

Троцкий писал по поводу двоевластия между Советом и Правительством: "Дело не в том только, что рядом с правительством стоял Совет, который выполнял целый ряд правительственных функций... Суть в том, что за Советом и за правительством стояли два разных режима, опиравшихся на разные классы... Насаждаемый сверху режим капиталистической республики и формировавшийся снизу режим рабочей демократии парализовали друг друга". Совершенно бесспорно, что Центральный исполнительный комитет утратил львиную долю своего значения. Но было бы ошибочно думать, что буржуазия получила все, что утратили соглашательские верхи. Последние теряли не только направо, но и налево, не только в пользу военных клик, но и в пользу заводских и полковых комитетов. Власть децентрализовалась, распылилась, отчасти скрылась под землю, как и то оружие, какое рабочие припрятали после июльского поражения. Двоевластие перестало быть "мирным", контактным, урегулированным. Оно стало более подспудным, децентрализованным, более полярным и взрывчатым. В конце августа скрытое двоевластие снова превратилось в действенное. Мы увидим, какое значение этот факт приобрел в октябре.12

Таким образом, существуют разносторонние мнения о понятие феномен двоевластия, но в одном они уверены, что появившиеся двоевластие дало начало для создания новой структуры управления. Хотя оно не было успешным, но она разрушила старые государственные структуры. То есть двоевластие - не есть разделение властей, а противостояние одной власти другой, что неизбежно приводит к конфликтам, к стремлению каждой власти свергнуть ей противостоящую. В конечном счете двоевластие ведет к параличу власти, к отсутствию всякой власти, к анархии. При двоевластии неизбежен рост центробежных сил, что грозит развалом страны, тем более, если эта страна многонациональная.

 

 

Глава 3. Двоевластие  в России ХХ века

 

Февральская революция  в России фактически установилась буржуазная республика. А так же привела к  созданию двоевластия в стране. Старый государственный аппарат в центре и губерниях постепенно заменялся  новым. Проблемы экономики и финансов продолжали обостряться. Оппозиция самодержавия формировалась на двух уровнях: на первом уровне - соединение в управлении государством разнородных политических сил: октябристов, кадетов, меньшевиков и эсеров, ждавших Учредительного собрания для решения вопросов о власти и преобразований в обществе. Это объединение было обусловлено либерально-демократическим вариантом парламентского развития России. На втором уровне - объединение масс, прежде всего населения столицы и ее гарнизона, ставшее решающей силой Февраля и отличавшееся радикальными требованиями. Они создали альтернативные органы власти - Советы. Советы были гораздо ближе к традиционным формам общинной демократии, столетиями развивавшейся в русской деревне. Поэтому эта организация власти получила быстрое распространение среди самых различных слоев общества. И первый и второй уровень шли своими путями к свержению самодержавия, и когда оно произошло, то в результате в стране образовалось двоевластие и политическая власть одновременно принадлежала Временному правительству и Советам.13

27 февраля 1917 года одновременно  были образованы Временный комитет  Государственной думы и Петроградский  совет рабочих и солдатских  депутатов. 2 марта исполком Петроградского  совета заключил с Временным комитетом Государственной думы соглашение об образовании Временного правительства. Петроградский гарнизон, перейдя на сторону восставших рабочих, сверг царское правительство. 27 февраля в Петрограде начался процесс формирования Совета рабочих и солдатских депутатов, издавший 1 марта «Приказ №1», который упразднял дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. У Временного правительства было больше функций политической власти, а у Советах- реальные силы, опиравшиеся на массы населения России, ее армию и флот. В Совет вошли представители различных политических партий. Указом царя Дума была распущена, но в условиях начавшейся революции она самостоятельно распасться не смогла. Во время революции по инициативе кадетов и октябристов был создан думский комитет во главе с председателем IV государственной Думы Родзянко. Этот комитет в ночь с 27 на 28 февраля 1917г. начал формировать Временное правительство. Предлагалось включить в состав правительства ряд представителей Совета. Николай II пошёл на компромисс с думским комитетом и указом разрешил формировать правительство. Попытки Николая II заглушить революционные выступления в Петрограде провалились. Карательные части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. 2 марта 1917г. в 3 часа дня Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола, передав власть брату Михаилу Александровичу. 3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол. Реальная власть в стране сосредоточилась в руках Совета рабочих и крестьянских депутатов (в Совет входило 850 рабочих и около 2000 солдат). Волна революционных выступлений прошла по всей стране. Советами руководили эсеры, меньшевики и большевики, но в самих советах преобладали меньшевистско-эсеровские настроения, и поэтому Петроградский Совет выразил доверие Временному правительству, но заявил, что оно (правительство) должно работать под надзором Совета. Была создана Красная гвардия (полиция), позднее - милиция, восстановлена деятельность профсоюзов, установлен восьми часовой рабочий день. Первый состав Временного правительства: председатель - князь Львов, министр иностранных дел - лидер партии кадетов Милюков, министр сельского хозяйства - Шингарёв (член ЦК партии кадетов), министр обороны - октябрист Гучков, министр финансов – производитель сахара Терещенко, министр путей сообщения - кадет Некрасов. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он – Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы. 14

Так же Временное правительство  стало символом гражданского объединения  Ведь оно возникло в результате компромисса  между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти и Петроградским Советом, олицетворяющим революционную законность. Принять окончательное решение об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции должно было Учредительное Собрание, сформированное на основе равных всеобщих и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполнительную власть.

6 марта 1917 г. была  провозглашена декларация Временного  правительства. В ней говорилось о необходимости вести войну, о наведении порядка в стране, о созыве Учредительного собрания после победы над Германией, о реформах, согласно решению Учредительного собрания, о введении в стране гражданских свобод, об амнистии политических заключённых (под амнистию попало много уголовников), об отмене смертной казни, о прекращение всякой сословной, религиозной, национальной дискриминации, о признание права на автономию Польши и Финляндии. Была введена хлебная монополия, из-за чего цены на хлеб резко выросли в среднем на 60 %. Провозгласили независимость Украина, Кавказ, Урал, Латвия, Литва. Женщинам - мусульманкам давалась политическая свобода.15

За неполные восемь месяцев  существования Временного правительства  произошли четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительным предыдущего.

Из этого следует  что февральская революция 1917 года  разрушила старые государственные структуры, но не смогла создать новой авторитетной власти. Временное правительство не смогло удержать в своих руках контроль над положением в стране и не в состоянии было справиться с растущей разрухой, полным расстройством финансовой системы, развалом фронта. Министры Временного правительства, будучи высокообразованными интеллигентами, блестящими ораторами и публицистами, оказались плохими политиками и администраторами, оторванными от реальной жизни. В конечном счете, двоевластие вело к отсутствию всякой власти - к анархии. При двоевластии был неизбежен рост центробежных сил, что грозило развалом страны, тем более страны многонациональной. Таким образом, с февраля по октябрь 1917 года впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и трансформировать Россию в демократическое правовое государство.

 

 

Заключение

Двоевластие можно охарактеризовать, как период столкновение двух классов  и возможен только в эпоху революции. Оно помогает создать новую форму правления, сформировать новое государство и его структуры. Двоевластие исключает деление власти на равные половины и вообще какое-либо формальное равновесие властей. И возникает там, где враждебные классы уже опираются на несовместимые по существу государственные организации,  которые на каждом шагу оттесняют друг друга в области руководства страной. Доля власти, достающаяся при этом каждому из борющихся классов, определяется соотношением сил и ходом борьбы. Каждая из властей, создав свой укрепленный плацдарм, ведет борьбу за остальную территорию, которая нередко претерпевает двоевластие в форме поочередного нашествия двух воюющих властей, пока одна из них не утверждается окончательно.

Впервые с февраля по октябрь 1917 года  в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и трансформировать Россию в демократическое правовое государство. Появившиеся двоевластие дало начало для создания новой структуры управления. Хотя оно не было успешным, но она разрушила старые государственные структуры.

Февральская революция  разрушила старые государственные структуры, но не смогла создать прочной и авторитетной власти. Временное правительство всё более теряло контроль над положением в стране и уже не в состоянии было справиться с растущей разрухой, полным расстройством финансовой системы, развалом фронта. Министры Временного правительства, будучи высокообразованными интеллигентами, блестящими ораторами и публицистами, оказались неважными политиками и плохими администраторами, оторванными от реальной действительности и плохо знавшими ее.

За сравнительно короткое время, с марта по октябрь 1917 г., сменилось четыре состава Временного правительства: первый его состав просуществовал около двух месяцев (март-апрель), последующие три (коалиционные, с "министрами-социалистами") - каждый не более полутора месяцев. Оно пережило два серьезных кризиса власти произошедших в июле и в сентябре.

Власть Временного правительства  слабела с каждым днем. Оно все  более теряло контроль над положением в стране. В обстановке политической нестабильности в стране, углублявшейся хозяйственной разрухи, затянувшейся непопулярной войны. угрозы надвигавшегося голода, народные массы жаждали "твердой власти", которая смогла бы "навести порядок".

К осени 1917 г. власть Временного правительства была фактически парализована: декреты его не исполнялись или вообще игнорировались. На местах фактически царила анархия. Все меньше становилось сторонников и защитников Временного правительства. Это во многом объясняет ту легкость, с какой оно было свергнуто большевиками 25 октября 1917 г. ни не только легко свергли фактически безвластное Временное правительство, но и получили мощную поддержку со стороны широких народных масс, обнародовав на другой же день после Октябрьского переворота важнейшие декреты - о земле и мире. Не абстрактные, не понятные массам, социалистические идеи привлекли их к большевикам, а надежда на то, что те и впрямь прекратят ненавистную войну и раз дадут крестьянам вожделенную землю.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Артемов В.В. История отечества. Учебное пособие для педагогических училищ и колледжей [Текст] // М.:  «Академия», 1999. – 857 с.
  2. Гайдар Ф. А., Февраль 1917 г.: революция, власть, буржуазия //Вопросы истории. [Текст] // М.: « Наука»,1996 , - 89с.
  3. Деникин А. И., Очерки русской смуты. Крушение власти и армии, февраль – сентябрь 1917 г., [Текст] // М. «Академия»,1991, с. 186
  4. Большая российская историческая энциклопедия [Электронный ресурс]:  Исторический словарь: Режим доступа http://mirslovarei.com
  5. История государственного управления в России (методическое пособие для студентов в схемах) // Авт.-составитель Л.И. Покрашинская. – Екатеринбург: СОПК, 2010. – 44 с.
  6. Козлов В.А., История Отечества: люди, идеи, решения. Очерк истории Советского государства..[Текст]// Сост. В.А.Козлов,- М,: «Политиздат»,1991 –275с .
  7. Кутузов В. А., Новейшая история России, 1914-2005., учебное пособие для студентов вузов. [Текст]  // М,: «Высшее образование» , 2007 - 525 с.
  8. Лошнов В. Т., Сазонов В. В., Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю? [Текст] //М., «Диалог»,1991-106с.
  9. Мунчаев Ш. М., Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти, [Текст] // М. : «Инфра» , 1999 - 789 с.
  10. Семин В. П., Отечественная история. [учебное пособие для вузов]// М. : «Академический Проект» , 2006 - 653 с.
  11. Словарь основных политологических понятий и терминов: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru  
  12. Соболев Г.Л. В поисках новой теории истории [Текст] // М.: «Гуманитарий. Ежегодник»,  1995-243с.
  13. Троцкий Л. Д. История русской революции [Текст] //М.: «ТЕРРА»; 1997.– 213 с.
  14. Федоров В.А. История России. 1861 – 1917: [Текст] //М., «Академия», 1995 - 737с.

Информация о работе Феномен двоевластия в России XX века