Феодальная раздробленность Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть причины раздробленности Древней Руси, что повлекло к созданию образования новых государственных центров, рассмотреть крупнейшие из этих центров и проанализировать значимость этого периода в истории России.
Соответственно задачами работы стали:
- раскрыть причины государственной раздробленности Древней Руси;
- изучить начало периода раздробленности и дать его общую характеристику;
- изучить «жизнь» Киевской Руси во времена правления Владимира Мономаха;
- проанализировать завещание Владимира Мономаха детям.

Файлы: 1 файл

Контрольная1.docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

в безвластии в Киеве поднялся мятеж, начались грабежи и пожары. И киевляне

второй раз послали  просить Владимира принять Киевский стол.

В 1113 году Владимир дал свое согласие и принял Великое княжение. Как ни

странно, но Святославичи не решились или не захотели требовать  своих законных прав и не выступили против него. С тех пор Святославичи довольствовались, Черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной власти киевского князя. Но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали вновь и вновь. Причем князья не гнушались приглашать на помощь враждебные Руси племена поляков и венгров.

Продолжалась война с  половцами: едва услышав о смерти Святополка, они были тут как тут на восточных границах Руси, но Владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. А в 1116 году Владимир послал в поход на Дон, против половцев, своего сына. В этом походе русское войско взяло приступом три города, принадлежавших половцам.

Эти победы вдохновили покоренных половцами печенегов и торков (тюрское племя) восстать. Битва, между тремя племенами была жестокой и долгой. В результате печенеги и торки были побеждены и пришли на Русь в поиске защиты. Владимир Мономах поселил их на границе. Время от времени в поисках убежища приходили к Русь представители и других степных народов, н поскольку они вели себя крайне беспокойно, то в1120  году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки бежали сами.

В 1116 же году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая

Свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимир Мария, была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, еще и сегодня он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Во время, правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь на западе от Чудского озера (1116 год).

На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали  против болгар и

Мордвы. В 1120 году сын Владимира Мономаха Юрий, князь Ростовский, ходил в поход против болгар и возвратился с победой.

Владимир Мономах дополнил свод российских законов, знаменитую «Русскую

Правду». Видимо, одной из причин киевского мятежа 1113 года было то, что

Ростовщик  и устанавливали слишком высокие проценты. Первым делом Владимира Мономаха по восшествии на Киевский стол стало ограничение «ростов» и внесение этого ограничения в законодательство.

Владимир Мономах умер в 1125 году. По словам летописи, «слава его  прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и

Нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».

 

   

      1. Поучение Владимира Мономаха

Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные  под наименованием "Поучения", написаны в конце XI - начале XII в.

То, что мы называем "Поучением" Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь  собственно "Поучение", его автобиография  и письмо к князю Олегу.

Повод, по которому написано "Поучение", отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев  с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать  их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней  утешение, а затем написал свое "Поучение" - к детям и к "иным, кто его услышит". Под этими "иными" Мономах явно разумел  всех русских князей. Он учит в своем "Поучении" князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает  их отложить обиды, не нарушать крестного  целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам(княжеский или и боярский управляющий) воеводам и т. д. Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели - призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа.

"Поучение" начинается  с тех слов Псалтири, которые  он нашел в ней и которые  как бы ответили его мыслям: "Не ревнуй лукавнующим (то  есть не соревнуйся со злодеями), ни завиди творящим безаконье,  зане (потому что) лукавнующии  потребятся (то есть истребятся, погибнут), терпящий же господа  - ти обладають землею". Эта  мысль развивается Мономахом  особенно подробно. Он призывает  князей довольствоваться малым:  малое у праведника лучше многих  богатств нечестивых, нечестивые  обнажают меч и натягивают  лук свой, чтобы низложить бедного  и нищего, чтобы пронзить идущих  прямым путем: меч их войдет  в их же сердце, и луки их  сокрушатся. Практическое применение  всех этих мыслей псалма в  феодально-княжеской практике XII в.  означало только одно: каждому князю довольствоваться своей отчиной, хотя бы и малой, как бы законны ни казались ему его права на землю соседа.

Громадная политическая тема - подкрепить моральной дисциплиной  новый политический строй - была разрешена  в "Поучении" с удивительным художественным тактом. Весь тон "Поучения" - задушевный, почти лирический, иногда несколько  старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в  начале своего "Поучения", когда  писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он "в печали" взял Псалтирь, а  затем собрал "словца си любая  и складох по ряду и написах". Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: "векую печалуеши, душе?", "будучи обращен к гадающему, как бы сам  собой присваивал его душевному  строю названье печалования; а слово  это на языке той эпохи значило  много больше, чем значит теперь - к этому верному наблюдению исследователя "Поучения" - В. Л. Комаровича добавим  от себя, что слово "печалование" имело в Древней Руси именно тот  политический оттенок, который требовательно  лежит на всем "Поучении". Печалование  означало заступничество старших за младших и обиженных.

Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги. Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви. Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Свое знаменитое «Поучение» Владимир Мономах создал на закате жизни и многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось  с заповедями, изложенными в произведении.

 

Заключение

   Итак, рассмотрен один из важнейших этапов развития истории России –раздробленность Древней Руси. Безусловно, что период феодальной раздробленности нельзя оценить однозначно. Это был закономерный этап развития, приведший, в конце концов, к объединению русских земель под началом Москвы, но уже на несколько иной основе, чем та, которая объединила восточнославянские племена в Древнерусское государство.

Процесс регулировки внутригосударственных  связей проходил не без трений между  центральной властью и местным  самоуправлением. При этом общественная практика не подавлялась властными  структурами, централизм управления вполне уживался с местными особенностями  и традициями. И, тем не менее, во второй трети XII века дезинтеграционные  тенденции взяли верх, Русь попала в полосу раздробленности. Среди  положительных черт раздробленности  стоит назвать дальнейший рост городов  и вотчинного хозяйства (на тот момент это была наиболее прогрессивная  форма хозяйствования), позволивший  регионам действовать как полноценные  самостоятельные государства (Новгород, Галич).

Продолжалось развитие ремесла, культуры, строились замечательные  соборы и гражданские здания, появлялись значительные памятники письменности (например, «Слово о полку Игореве»). Набирала силу Православная Церковь.

Но были и отрицательные  черты. Прежде всего, это продолжающиеся усобицы между князьями, которые  не только наносили колоссальный вред простому населению, но и ослабляли  обороноспособность страны.

Политический распад страны привел к активизации половцев. Раздробленная  Русь не смогла противостоять в дальнейшем монголо-татарскому войску. Однако даже в период феодальной раздробленности  оставалась связь между, казалось бы, полностью обособленными территориями. Таких связующих нитей было несколько. Во-первых, это исторический авторитет Киева и власть киевских князей. Во-вторых, это влияние церкви. Киевский митрополит был главой всей русской православной церкви. К тому же во время княжеских усобиц церковь, как правило, выступала за единство русских земель. В-третьих, население бывшего Древнерусского государства продолжало считать себя единой общностью, продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли.

Несмотря на то, что наиболее дальновидные люди предупреждали о  жестоких последствиях раздробленности, называя ее «погибелью земли русской», большинство было инертным, находясь под впечатлением недавнего благополучия, обманываясь, что оно будет вечным. В течение XI и в начале XII веков  военные столкновения Руси с ее соседями не перерастали рамок пограничных  конфликтов. Относительная безопасность делалась привычной, вносила элементы беззаботности. Поколения, выраставшие  в таких условиях, упускали из внимания мысль о государстве как гаранте  выживания народа – мысль, хорошо понятную их предкам, создавшим государство  в обстановке непрерывных войн с  кочевниками. Люди теряли бдительность, отвлекались от мыслей о судьбе отечества, их внимание переключалось на внутриполитические склоки.

Для мыслящей части общества в те времена оценка раздробленности  была однозначно негативной. Русские  летописцы обозначили последствия  государственного распада как «наказание за грехи». В конце XII века безымянный автор «Слова о полку Игореве» перед лицом подступающей внешней  угрозы обратился к князьям с  призывом к единению русских сил. И хотя оставалось лишь 38 лет до битвы  на Калке, этот призыв остался не услышанным.

Отрицательные последствия  раздробленности не заставили себя долго ждать. В конце XII века усилился натиск половцев, который для монолитной в военно-политическом отношении  Руси не вызывал бы особых трудностей. В результате половецких набегов страдала, прежде всего, Киевская земля. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси отливало в северные и северо-западные районы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Феодальная раздробленность Киевской Руси