Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:29, контрольная работа
Основу хозяйства Древней Руси составляло пашенное земледелие разных типов. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах - сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу. О важности земледелия говорит тот факт, что засеянные земли назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом». К IX - X вв. появилось большое количество земель, расчищенных из-под леса. Применялась переложная система, известно было двухполье и трёхполье с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие.
1. Феодальное землевладение в средневековой Руси
1.1. IX-XV вв.
1.1.1. Хозяйство
1.1.2. Землевладение
1.1.3. Земельные владения княжеских бояр и дружинников
1.1.4. Церковные земельные владения
1.1.5. Сельское население
1.1.6. Категории крестьян
1.2. XVI-XVIII вв.
1.2.1. Хозяйство
1.2.2. Изменения в структуре феодальной собственности на землю
1.2.3. Феодальное землевладение
1.2.4. Сельское население
1.2.5. Крепостное хозяйство XVII в.
1.3. Эволюция форм феодальной ренты
1.4. Основные этапы закрепощения крестьян
2. Советское конституционное законодательство в период авторитарного режима (1930-1941 гг.)
Библиографический список
В первой
четверти века произошли серьёзные
изменения в системе феодальной
собственности, государственных повинностей
крестьян, власти помещиков над крестьянами.
Укрепление землевладения и прав
помещиков привели к
Северная война вызвала большой рост государственных и владельческих повинностей крестьян. Самой распространённой была 3-х дневная барщина, на которой помещики заставляли крестьян трудиться гораздо чаще.
Подворный принцип налогового обложения не принёс увеличения поступлений налогов. Для повышения своих доходов помещики объединяли несколько крестьянских семей в один двор. Одним двором жили и несколько семей государственных крестьян и посадских. Число дворов к концу XVII в. сократилось на 20%. Поэтому был введён новый принцип обложения - подушная подать, согласно которой всё мужское население страны должно было платить по 70 копеек в год. Новый вид налога распространялся на ряд категорий населения, которое раньше его не платило: холопов, «гулящих людей», однодворцев, черносошное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов и др. Все они представляли сословие государственных крестьян, для которых эта подать была феодальной рентой, выплачиваемой государству. Введение подушной подати увеличивало власть помещиков над крестьянами, т.к. сбор её был поручен помещикам.
На территории России форма феодальной ренты у помещичьих крестьян была неодинаковой. Выделялись два района, первый из которых занимал нечерноземную полосу. Здесь существовала оброчная система, позволявшая помещикам этого региона увеличивать размеры ренты за счёт неземледельческих доходов крестьян. Около 55 % помещичьих крестьян платило денежный оброк, который дополнялся и натуральным, т.е. крестьяне обязаны были поставлять помещику мясо, птицу, хлеб, сено, холст, ягоды, грибы и др. При денежном оброке сохранялись элементы как натуральной, так и отработочной ренты. Крестьяне, несущие оброчную ренту, могли распоряжаться своим трудом, заниматься промыслами, ремеслом, торговлей. Они были связаны с рынком, т.к. подати государству и оброк помещику платили деньгами. Значительная часть оброчных денег выплачивалась за счёт продажи своих ремесленных изделий, продуктов промыслов, за счёт денег, заработанных ими на мануфактурах, на различных работах в огородах. Всё это свидетельствовало об укреплении связей оброчного крестьянского хозяйства с рынком, о его включении в товарно-денежные отношения, что говорило о первых шагах разрушения натурального крестьянского хозяйства.
Во втором районе, который занимал чернозёмную часть страны, распространялась отработочная рента, когда три четверти крестьян несли барщину. В Черноземье происходило увеличение размеров барской запашки и сокращение крестьянских наделов. У некоторых крестьян помещики отбирали наделы и переводили их на месячину. Барщинное хозяйство способствовало распространению в XVIII в. тяжёлых форм крепостного права: торговли крестьянами, наказаний и истязаний, крепостных гаремов, ссылки крестьян на поселение, на каторгу и других форм произвола помещиков.
Помимо подушной подати крестьянин платил большое количество налогов и сборов, предназначенных для пополнения казны. Крестьяне, государственные в первую очередь, несли и такие повинности, как дорожная, ямская - по перевозке почты, казённых грузов, постойная - по обеспечению постоя войск.
1.4 Основные этапы закрепощения крестьян
Первый этап относится к концу XV-XVI вв., когда началось наступление феодальных землевладельцев и государства на крестьян. Из-за роста повинностей и притеснений со стороны властей крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Бегство от господ стало в России самой распространённой формой проявления недовольства. Государственная власть не обладала ещё той силой, которая могла бы прикрепить крестьянина к земле. Рост поместного и вотчинного землевладения светских и духовных феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от хозяев. Передвижения крестьян приводили к тому, что на новых землях люди снова попадали в зависимость, превращались в крепостных, т.е. привязанных к земле и своему господину.
Развитие
крепостничества в Российском государстве
было связано со складыванием поместной
системы и возрастанием роли государства
как феодального эксплуататора
массы тяглового населения. Экономической
основой крепостничества
Второй этап закрепощения крестьян в стране происходил с конца XVI в. до 1649 г., когда было издано Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. В конце XVI в. произошло коренное изменение положения крестьян, лишённых права выхода от своих владельцев.
Третий этап относится к середине XVII - XVIII веков, когда шло укрепление и дальнейшее развитие крепостного права. В этот период прослеживаются серьёзные различия в праве распоряжаться крестьянами: их помещик мог продать, обменять, передать по наследству. В правление Петра I увеличивались размеры крестьянских повинностей, усиливалась крепостническая эксплуатация. Этому способствовал указ о единонаследии 1714 г., превративший дворянские поместья в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную собственность помещика.
В XVIII в. крепостное право приобрело наиболее грубые и тяжёлые формы. Росли барщина и оброк, а вместе с ними и права помещиков в отношении имущества и личности крестьянина. Законодательство закрепляло режим неограниченного помещичьего произвола.
2. СОВЕТСКОЕ
КОНСТИТУЦИОННОЕ
В 30-е гг. существенные изменения происходят в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства.
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления.
Советское государство, как и прежде, строится на основе принципа демократического централизма. Однако все больше усиливается централизация государственного управления. Это касается не только организации государственного единства, но и всей структуры органов государства.
Советский
государственный механизм, как и
прежде, строился на основе сочетания
коллегиальности и
Хотя в системе государственного управления по-прежнему сохранялось сочетание отраслевого и территориального начал, следует отметить явное усиление отраслевого принципа. Шло стремительное образование все новых и новых отраслевых органов и разукрупнение прежних. В связи с этим растет численность работников государственного аппарата.
Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся, так же она существенно изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав более четкими. Она отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов. Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР.
В качестве
органов отраслевого управления
Конституция, как и прежде, предусматривала
народные комиссариаты. Было сохранено
и деление наркоматов на три категории:
общесоюзные, союзно-республиканские
(которые раньше назывались объединенными)
и республиканские. Изменениям в
государственном строе
Конституция
СССР 1936 г. приблизила государственный
строй к системе парламентского
типа, хотя, конечно, и не довела эту
идею до конца. Законодательные органы
более четко отделялись от исполнительных,
хотя двойственное положение Президиума
Верховного Совета практически нарушало
законодательную монополию
Источники права. Укрепление законодательных органов, их авторитета подняло престиж и самого закона. Если раньше даже термин «закон» применялся редко, заменяясь словами «постановление», «декрет», то теперь он прочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем появляется новый тип правового акта - Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как уже отмечалось, особую правовую природу.
На развитии права отражается и централизаторская тенденция, возникшая еще в предыдущий период.
Все большая сфера общественных отношений регулируется общесоюзным законодательством, вытесняющим республиканские законы. Республики прямо применяют общесоюзные законы либо вносят в свое законодательство изменения или дополнения, полностью повторяющие общесоюзные нормы.
Конституция
1936 г. предусмотрела известную
Характерной
чертой законодательства данного периода
явилось усиление его жесткости,
порой даже жестокости. Это касалось
не только таких отраслей права, как
уголовное и уголовно-
Конституционное право. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения, прежде всего в конституционном законодательстве. Конституция 1936г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положений требовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономных республик.
Финансовое право. Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции, строительство Красной Армии требовали колоссальных расходов.
Важным
мероприятием, обеспечивающим мобилизацию
средств, явилась налоговая реформа
1930-1931 гг. Прежде всего, большое количество
разнообразных налогов и
Конституция
СССР 1936 г. провозгласила более
В сфере гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям с 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.
Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами.
Развитие народного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки.
Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством. В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д.
Нормы семейного права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.
Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях - представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание.
При расторжении брака органы загса были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность - лишение свободы на срок до двух лет.
Трудовое право было направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-технического уровня работников, решение вопросов оплаты труда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратилась выплата пособий по безработице. С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.
Информация о работе Феодальное землевладение в Средневековой Руси