Финансовые реформы Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные вехи правления этого государя, и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМ 5
2. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг 7
2.1. Военная реформа 9
2.2. Судебник 1550 г 11
2.3. Ограничение кормлений и изменение органов управления 13
2.4. Изменение налоговой системы 16
2.5. Земельные реформы 17
2.6. Земская реформа 20
3. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 – 1560 гг 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92

Файлы: 1 файл

контрольная по истории финансов.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Ограничение кормлений и изменение органов управления.

Центральной реформой органов  управления стала отмена кормлений, и создание взамен их принципиально  новых органов местной власти. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления, которому принадлежало все, что не эксплуатировалось княжеским  дворцом. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу. В этом и была причина изменения системы кормлений в 1550 годы.

Первый момент ограничения  кормлений в том, что центральное  правительство стало точнее определять законодательным путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность областных управлений. Выразился этот момент в законе, принятом на другой день после царского выступления 27 февраля 1549 года. Царь с боярами «...уложил, что во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным».[9] Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства.

Изменению подвергаются не только права местных правителей, но сам порядок ведения судебных процедур.

Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.

Данная реформа положила начало к перестройке системы  управления, расширила компетенцию  судебных приказов, которые вытесняли  на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную  власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции.

Одним из элементов попытки  отмены кормлений была, проводимая в это время, земская реформа, сущность которой состояла в том, что некоторые государственные  функции передавались земским старостам, выбранным местным населением.

Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но финансовое управление. Иногда старосты получали функции губного института, и  тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все  формы самоуправления. Эти новые  органы местного управления наиболее полноценно заменили кормления.

Изменение власти на местах не может не повлечь изменение  центральных органов управления.

Процесс становления централизованной власти, выражавшей интересы правящей элиты и дворянства, происходит в 1548-1549 годах становлением целого ряда центральных ведомств - приказов и  разрастанием функций канцелярий Большого дворца и Казны. Формирование новых  центральных органов власти было ускоренным из-за отмены кормлений  и введения институтов самоуправления на местах, а содержание новых учреждений обеспечивалось особыми денежными  сборами в их пользу.

Происходящая централизация  власти привела к появлению новой  структуры организации власти, но ее характерной чертой была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций  между ними. Территориальная дробность  местного управления соединялась еще  с его ведомственной сложностью.

 

В результате преобразований создается огромный бюрократический  аппарат, который, конечно, нельзя считать  положительным результатом. Однако эту реформу отличает комплексность  и целенаправленность.

Летом 1550 г. был принят царем  и Думой Судебник, вобравший в  себя нормы всех основных разделов тогдашнего права, полностью соответствовавший  нуждам времени.

Однако эти реформы  привели к образованию новой  структуры, отличающейся бюрократизмом, который вряд ли является положительным  результатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Изменение налоговой системы.

Период реформ 50-х годов  совпадает с Казанской войной. Реформа налогообложения имела  несколько направлений. Первая реформа  больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов  и разнообразных проездных и  торговых пошлин - основного источника  дохода монастырей.

В Судебнике 1550 г. Тарханы (то есть освобожденные от части или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности - «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие  за десятилетия платежные способности  крестьян.

Несмотря на строгое направление  увеличения налогового пресса, оскудение  дворянства вынудило казну сделать  серьезные уступки военному сословию.

«Отныне служилые люди платили  гораздо меньшие налоги со своих  земель, чем крестьяне с Севера и монастыри. Налоговые льготы должны были приостановить ...разорение мелкопоместных дворян, составлявших ядро русской  армии» [8]

По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они  были направлены на увеличение доходов  государства. Происходит резкое и заметноповышение денежного налогового пресса.  В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере.

2.5. Земельные реформы.

Правительство принимало меры  к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.

Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось  основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами  слободы  и предоставлял им даже некоторые  возможности  для пополнения их населения  со стороны.[5] Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим.[3]  Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающиеся церковной реформы. Критике подверглись  церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости  избрать “беспорочных” священников  и игуменов, чтобы они внимательно  исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.

Перед собором был поставлен  вопрос о необходимости организации  государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.

Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи.[5] О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась  покупка земель крупными монастырями.

Итак, в результате мероприятий, проведенных  в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому  землевладению и по привилегиям  монастырей-вотчинников. Но этот успех  правительства был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать  потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.[4]

После Стоглава была поставлена  задача о разрешении земельного вопроса  и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя  поземельной  переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.”[5] Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Земская реформа.

Последняя из реформ, к которой  приступили в начале 50-х годов  и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских  учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”.[6] Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших  интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

Неспокойная обстановка в  правительстве и в стране в  целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.

 

 

 

 

 

 

3. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 – 1560 гг.

18 января 1555 г. издается  серия законов о губной реформе.  Ряд приговоров усиливал меры  наказания, предписывали ужесточить  контроль над губными старостами  и их деятельностью. Одной аз  важнейших задач стала защита  феодальной собственности от  хищения.

В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и  земской реформы, приведшее к  ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и  дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных  обязанностей и сбора оброка, правительство  распорядилось освободить пашню  земских старост от податей и  повинностей. С другой стороны,  злоупотребления  старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как  общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных  территориях русского Севера. На основных территориях Русского государства  земская реформа оставалась неосуществленной.

В результате ликвидации системы  кормлений и создания на местах сословно-представительских  учреждений, русское правительство  смогло добиться решения важнейших  задач в деле укрепления централизованного  аппарата власти. Был сделан шаг  по пути создания  специальных органов  местного управления взамен “многочисленных  кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.”[1] В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.

Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к  преобразованиям в армии. Когда  в составе правительства Адашева  усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и  расширить уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа  находилась  в тесной связи с  отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию  не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны  за военную службу. Однако реформа  не была доведена до своего логического  конца, т.к. имела одним из следствий  увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской  армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия  стала насчитывать 15 000 человек. Реформа  потребовала  создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство  военно-служилыми делами.

Информация о работе Финансовые реформы Ивана Грозного