Финансовый кризис 1998 года в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 05:34, контрольная работа

Описание работы

Последнее десятилетие прошлого века характеризуется многочисленными переломными моментами в истории нашей страны, которая переживала в то время крах советской системы управления и хозяйствования, что требовало от руководства государства решительных, но осторожных и взвешенных решений в части урегулирования проблемных ситуаций. Данный этап также прошел под знаком разнообразных реформ общественной, политической и экономической сфер, призванных к одной цели – формирование принципиально нового общества и государства в рамках неолиберальной модели экономики с присущими ей свободным рынком, конкуренцией и многообразием форм собственности.

Содержание работы

Глава 1. Россия на пороге кризиса
1.1 Причины кризиса
1.2 Анализ событий финансового кризиса
Глава 2. Последствия кризиса 1998 года
2.1 итоги кризиса
2.2 оценка в истории
Список литературы

Файлы: 1 файл

кризис 1998.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

 

Тема: «Финансовый  кризис 1998 года в РФ» 

 

План

Глава 1. Россия на пороге кризиса

1.1 Причины кризиса

1.2 Анализ событий финансового кризиса

Глава 2. Последствия  кризиса 1998 года

2.1  итоги кризиса

2.2 оценка в истории

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Россия на пороге кризиса

1.1  Причины кризиса

Последнее десятилетие  прошлого века характеризуется многочисленными  переломными моментами в истории  нашей страны, которая переживала в то время крах советской системы  управления и хозяйствования, что  требовало от руководства государства  решительных, но осторожных и взвешенных решений в части урегулирования проблемных ситуаций. Данный этап также  прошел под знаком разнообразных  реформ общественной, политической и  экономической сфер, призванных к  одной цели – формирование принципиально  нового общества и государства в  рамках неолиберальной модели экономики с присущими ей свободным рынком, конкуренцией и многообразием форм собственности. Однако результативность, а главное успешность подобных преобразований в итоге оказалась под вопросом, причиной чему явились ограниченные меры бюджетной и денежно-кредитной политики со стороны регулирующих органов высшей исполнительной власти, выразившиеся в приоритетности противодействия инфляционным процессам над стимулированием капитальных вложений в реальный сектор экономики; в увеличении налогового бремени в целях сокращения дефицита государственных финансов, а также в акселерации внешних и внутренних заимствований. Подобный набор инструментов государственного регулирования являлся искаженной интерпретацией методов и принципов монетаризма, выбранной тогда и остающейся до сих пор доминирующей теорией. Итогом накопленных противоречий, явившихся результатом насаждаемой со стороны международных финансовых и торговых организаций – ВТО, МВФ, экономической политики, стала глубокая стагнация российской промышленности, в частности, и экономики, в целом. Именно августовский кризис 1998 г. в данных условиях ознаменовал собой «дно» продолжающегося с 1991 г. экономического спада.

 Страна живет не  по средствам: при неэффективной  экономике очень велики расходы.  Началось это еще в советское  время. И, в конечном счете,  стало причиной развала Советского  Союза. Продолжилось и в России. О грозящем финансовом кризисе  предупреждали ведущие российские  ученые-экономисты. Но, как известно, нет пророка в своем отечестве.

Внешний долг России в 1991 году составил 80 млрд. долларов. К началу 1998 г. он достиг 140 млрд. долларов. Пока Россия платила только проценты по основному долгу, т.к. достигнута договоренность с Лондонским клубом о реструктуризации долгов. Но даже в этом случае на обслуживание внешнего долга требовалось направлять около 30 процентов расходной части  бюджета.

Но кроме внешнего долга  нарастает и внутренний долг. В  середине девяностых годов российское правительство начало крупномасштабную игру в финансовую пирамиду. Для  покрытия бюджетного дефицита и снижения инфляции выпускались государственные  обязательства под высокие проценты, которые в основном скупались  российскими коммерческими банками. За счет выпуска государственных  обязательств удалось в 1994-1997 годах  привлечь в бюджет 87,2 млрд. рублей (18,6 млрд. долларов). Соответственно увеличился и внутренний государственный долг. Но если в 1993 году из 100 рублей прироста госдолга в бюджет шли 74 рубля, то в 1997 году - только 15 рублей. За пять месяцев 1998 года с рынка ГКО (государственные  краткосрочные обязательства) в  бюджет не было получено ни рубля. Все  идет на погашение процентов. И если суммировать к внутреннему государственному долгу внешний, то, по данным российской Счетной палаты, в 1998 г. 45,4 процента от доходов федерального бюджета  должно пойти на обслуживание госдолга.

Для России в 90-х годах  ситуация на мировом рынке энергоресурсов и сырья складывалась относительно благоприятно. Цены на сырую нефть  держались где-то на уровне 18-20 долларов за баррель, а во время войны с  Ираком в 1992 году поднялись даже до 25-28 долларов за баррель. К 1997 году она  снизилась, но все же была на уровне 17 долларов за баррель. Были также сняты  ограничения с экспорта энергоресурсов и других видов сырья. Поэтому  положительное сальдо внешней торговли России в последние годы было положительным (в 1995 г. - 20,8 млрд. долларов, в 1996 - 23,1 млрд. долларов, в 1997 - 17,3 млрд. долларов), что  позволяло в определенной мере пополнять  валютные запасы страны.

Положение резко изменилось в начале 1998 года. Мировая цена на сырую нефть упала до 10-11 долларов за баррель. Этому способствовал  разразившийся финансовый кризис в  Юго-Восточной Азии, сокративший  спрос на нефть, а также возросшее  предложение в результате увеличения добычи и экспорта нефти во многих странах мира. Для России обвальное  падение цен на нефть в ситуации резко возросшего государственного долга являлось непосредственной причиной начала финансового кризиса. За короткое время нефтяные компании и бюджет потеряли около 1 млрд. долларов. Сорвался и аукцион по продаже 75 процентов  акций государственной нефтяной компании "Роснефть", которые должны были дать российскому бюджету около 2,5 млрд. долларов. Кризис на мировом  нефтяном рынке стал непосредственной причиной очередного витка финансового  кризиса в России. За короткий период акции нефтяных и других крупнейших энергетических компаний, включая "Газпром" и "ЕЭС России" упали на 30-40 процентов. Только за один день "черной среды" 27 мая курс российских акций понизился  на 11 процентов. Финансовые потери составили  около 15 млрд. долларов. Резко ухудшилось положение на рынке государственных  облигаций, началось бегство от рубля. Страна стала перед самым серьезным  финансово-экономическим, а как следствие, и социально-политическим кризисом.

В конце мая правительство  России и Центральный банк оказались  перед дилеммой: провести девальвацию  рубля и перестать выплачивать  проценты по долгам, что означало бы признание банкротства государства  со всеми вытекающими внутренними  и внешними последствиями, или применить  радикальные меры, обеспечивающие какое-то равновесие на рынках акций, государственных  облигаций и национальной валюты. Президент, правительство и Центральный  банк России выбрали второй путь. Центробанк в три раза увеличил ставку рефинансирования, доведя ее до 150 процентов годовых, что  в десять с лишним раз превышает доход от вкладов в зарубежные банки с нормальной экономикой. Соответственно были повышены и процентные ставки по доходам от ГКО и размещаемых за рубежом российских государственных бумаг, т.н. еврооблигаций. Рынок отреагировал ростом спроса на рубли и российские ценные бумаги. За короткое время удалось стабилизировать положение на валютном и финансовом рынках. Прекратилось бегство от рубля, и его курс сохранил стабильность к доллару. Увеличился спрос на ГКО и еврооблигации. В начале июня рынок российских акций вернулся к состоянию, в котором был до "черной среды" 27 мая. И уже 5 июня Центробанк России принял решение снизить ставку рефинансирования со 150 процентов до 60 процентов годовых.

Вроде бы все стало на свое место. Атака неведомых внешних  и внутренних спекулянтов, играющих на понижение рубля и российских акций, отбита. Но главная причина  финансового кризиса: громадный  дисбаланс государственных доходов  и расходов при низкой эффективности  экономики сохранилась. Чрезвычайные меры в определенной мере коснулись  и российского бюджета. Было объявлено  о сокращении в 1998 году государственных  расходов на 40 млрд. рублей. Обещано  с помощью жестких мер к  неплательщикам увеличить собираемость налогов до конца этого года от 10 до 14 млрд. рублей. Но как быть с  социальной сферой, бастующими шахтерами  и учителями? И можно ли взять больше налогов в бюджет от главных плательщиков - производителей нефти, газа, металлов и т.д. - в условиях падения мировых цен и крайне тяжелого финансового положения этих отраслей. Износ оборудования в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях составляет от 60 до 80 процентов, общая потребность в инвестициях в топливно-энергетическом комплексе России составляет 35 млрд. долларов, а ежегодный доход - 1,7 млрд. долларов.

Где взять инвестиции? Без  поднятия экономики и народного  благосостояния невозможно решить и  финансовые проблемы. Но иностранные  займы не идут в реальные секторы  экономики, а тратятся в основном на покрытие бюджетных дыр.

Внутренние источники? По западным данным, валютные - золотые  запасы Центробанка России, составляли в октябре 1997 года 23 млрд. долларов, а на начало июня 1998 г. сократились  до 14 млрд. долларов.

Кредиты российских коммерческих банков? Но какое промышленное или  сельскохозяйственное предприятие  в России может брать кредиты  при ставке рефинансирования в 60 процентов, что означает с учетом рисков банковский процент под 100-150 годовых? Да и зарабатывают российские коммерческие банки, прежде всего, кредитованием под ростовщические проценты своего государства для  тех же целей - покрытия бюджетного дефицита.

Прямые и портфельные  инвестиции иностранных банков и  компаний? За весь 1997 год они составили  в российскую экономику соответственно 6,2 и 18,2 млрд. долларов. Но портфельные в значительной части утекли во время финансового кризиса в мае 1998 года. Иностранные инвестиции могли бы вырасти по меньшей мере на порядок.

Главным ограничителем для  направления иностранных инвестиций в российскую экономику является их слабая правовая защищенность в  условиях политической нестабильности и криминализации почти всех сфер деятельности. По оценке российских и иностранных экспертов, теневая экономика России охватывает 40-50 процентов валового внутреннего продукта (это и уход от налогов, и плата различным криминальным "крышам", и взятки чиновникам). И как идти иностранному капиталу в Россию, когда свой отечественный ежегодно увозится за рубеж подальше от риска и налоговых служб в сумме около 20 млрд. долларов в год?

Несомненно, первоначальным толчком, запустившим кризисный  механизм в национальной экономике, явились потрясения на финансовых и  валютных рынках Юго-Восточной Азии, экономическая рецессия в странах  этого региона. Тем не менее ключевые фундаментальные основы слабости и столь большой уязвимости отечественной экономики от неурядиц внешнего мира -- внутренние.

Основными причинами кризиса  были огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских  экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также  популистская экономическая политика государства и строительство  пирамиды ГКО (государственные краткосрочные  обязательства).

Непосредственной причиной принятия решений от 17 августа стало  отсутствие у Правительства РФ средств, необходимых для исполнения своих  долговых обязательств по ГКО, а также  резкое ухудшение условий привлечения  для этого новых займов.

Реализовывавшийся с 1994 года механизм наращивания государственных  краткосрочных обязательств по принципу “финансовой пирамиды” привел к  тому, что все большая часть  государственных облигаций выпускалась  для того, чтобы покрыть долг по предыдущим траншам облигаций, а  поступления в государственный  бюджет, соответственно, падали.

В 1998 году рынок ГКО практически  перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Напротив, в целом  за январь - июнь из бюджета пришлось профинансировать погашение выходящих  из обращения ранее эмитированных  выпусков ГКО на сумму 17,3 млрд. рублей. Текущий объем государственных  обязательств увеличился с января на 51 млрд. рублей, составив к концу  июня 436 млрд. рублей.

В течение всего 1998 года только 17,2 процента общей суммы вырученных средств от размещения государственных  ценных бумаг были направлены на финансирование бюджетного дефицита. От выпуска ГКО  в федеральный бюджет поступило  только 10,4 процента объема реализации. Финансовая система страны оказалась  в состоянии долгового кризиса, когда доходы от эмиссии новых  обязательств уже не позволяли покрывать  нарастающие расходы по обслуживанию и погашению ранее сделанных  обязательств, объемы которых существенно  превысили налоговые поступления  в федеральный бюджет.

Возникшее в связи с  усиливающимся долговым кризисом недоверие  инвесторов к способности Правительства  Российской Федерации обслуживать  внутренний долг привело к нарастающему выводу капитала из вложений в государственные  обязательства и сделало невозможным  размещение новых займов даже при  существенном росте доходности ГКО. Это повлекло за собой резкое повышение  спроса на иностранную валюту, что  в условиях политики валютного коридора привело к быстрому истощению  валютных резервов ЦБ РФ и необходимости  девальвации рубля в значительных размерах. Осознание этого обстоятельства инвесторами усилило их стремление к выводу капитала из государственных  обязательств, вследствие чего начался  массовый сброс ими государственных  ценных бумаг и ажиотажный спрос  на иностранную валюту в целях  вывоза капитала.

Указанные обстоятельства предопределили наступление неплатежеспособности Правительства РФ по своим обязательствам, а также исчерпание возможностей Центрального банка по удержанию стабильного обменного курса рубля в установленных пределах, что в условиях отсутствия необходимых решений по предотвращению или смягчению долгового кризиса и предопределило их одновременный отказ от обслуживания государственных долговых обязательств и поддержания обменного курса рубля в установленных пределах.

В проведении политики “пирамидального” наращивания ГКО немаловажную роль сыграл Международный валютный фонд, политику и рекомендации которого следует  рассматривать в числе важнейших  причин финансового кризиса и  принятия решений от 17 августа. Он выступал от имени иностранных кредиторов России, отслеживая и утверждая проводившуюся  экономическую политику. Без официальной  поддержки Международным валютным фондом осуществлявшейся практики государственных  заимствований был бы невозможен их быстрый рост по принципу “финансовой  пирамиды”.

Информация о работе Финансовый кризис 1998 года в РФ