Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 05:34, контрольная работа
Последнее десятилетие прошлого века характеризуется многочисленными переломными моментами в истории нашей страны, которая переживала в то время крах советской системы управления и хозяйствования, что требовало от руководства государства решительных, но осторожных и взвешенных решений в части урегулирования проблемных ситуаций. Данный этап также прошел под знаком разнообразных реформ общественной, политической и экономической сфер, призванных к одной цели – формирование принципиально нового общества и государства в рамках неолиберальной модели экономики с присущими ей свободным рынком, конкуренцией и многообразием форм собственности.
Глава 1. Россия на пороге кризиса
1.1 Причины кризиса
1.2 Анализ событий финансового кризиса
Глава 2. Последствия кризиса 1998 года
2.1 итоги кризиса
2.2 оценка в истории
Список литературы
Тема: «Финансовый
кризис 1998 года в РФ»
План
Глава 1. Россия на пороге кризиса
1.1 Причины кризиса
1.2 Анализ событий финансового кризиса
Глава 2. Последствия кризиса 1998 года
2.1 итоги кризиса
2.2 оценка в истории
Список литературы
Глава 1. Россия на пороге кризиса
1.1 Причины кризиса
Последнее десятилетие
прошлого века характеризуется
Страна живет не
по средствам: при
Внешний долг России в 1991 году составил 80 млрд. долларов. К началу 1998 г. он достиг 140 млрд. долларов. Пока Россия платила только проценты по основному долгу, т.к. достигнута договоренность с Лондонским клубом о реструктуризации долгов. Но даже в этом случае на обслуживание внешнего долга требовалось направлять около 30 процентов расходной части бюджета.
Но кроме внешнего долга
нарастает и внутренний долг. В
середине девяностых годов российское
правительство начало крупномасштабную
игру в финансовую пирамиду. Для
покрытия бюджетного дефицита и снижения
инфляции выпускались государственные
обязательства под высокие
Для России в 90-х годах ситуация на мировом рынке энергоресурсов и сырья складывалась относительно благоприятно. Цены на сырую нефть держались где-то на уровне 18-20 долларов за баррель, а во время войны с Ираком в 1992 году поднялись даже до 25-28 долларов за баррель. К 1997 году она снизилась, но все же была на уровне 17 долларов за баррель. Были также сняты ограничения с экспорта энергоресурсов и других видов сырья. Поэтому положительное сальдо внешней торговли России в последние годы было положительным (в 1995 г. - 20,8 млрд. долларов, в 1996 - 23,1 млрд. долларов, в 1997 - 17,3 млрд. долларов), что позволяло в определенной мере пополнять валютные запасы страны.
Положение резко изменилось в начале 1998 года. Мировая цена на сырую нефть упала до 10-11 долларов за баррель. Этому способствовал разразившийся финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, сокративший спрос на нефть, а также возросшее предложение в результате увеличения добычи и экспорта нефти во многих странах мира. Для России обвальное падение цен на нефть в ситуации резко возросшего государственного долга являлось непосредственной причиной начала финансового кризиса. За короткое время нефтяные компании и бюджет потеряли около 1 млрд. долларов. Сорвался и аукцион по продаже 75 процентов акций государственной нефтяной компании "Роснефть", которые должны были дать российскому бюджету около 2,5 млрд. долларов. Кризис на мировом нефтяном рынке стал непосредственной причиной очередного витка финансового кризиса в России. За короткий период акции нефтяных и других крупнейших энергетических компаний, включая "Газпром" и "ЕЭС России" упали на 30-40 процентов. Только за один день "черной среды" 27 мая курс российских акций понизился на 11 процентов. Финансовые потери составили около 15 млрд. долларов. Резко ухудшилось положение на рынке государственных облигаций, началось бегство от рубля. Страна стала перед самым серьезным финансово-экономическим, а как следствие, и социально-политическим кризисом.
В конце мая правительство
России и Центральный банк оказались
перед дилеммой: провести девальвацию
рубля и перестать выплачивать
проценты по долгам, что означало бы
признание банкротства
Вроде бы все стало на
свое место. Атака неведомых внешних
и внутренних спекулянтов, играющих
на понижение рубля и российских
акций, отбита. Но главная причина
финансового кризиса: громадный
дисбаланс государственных
Где взять инвестиции? Без поднятия экономики и народного благосостояния невозможно решить и финансовые проблемы. Но иностранные займы не идут в реальные секторы экономики, а тратятся в основном на покрытие бюджетных дыр.
Внутренние источники? По западным данным, валютные - золотые запасы Центробанка России, составляли в октябре 1997 года 23 млрд. долларов, а на начало июня 1998 г. сократились до 14 млрд. долларов.
Кредиты российских коммерческих
банков? Но какое промышленное или
сельскохозяйственное предприятие
в России может брать кредиты
при ставке рефинансирования в 60 процентов,
что означает с учетом рисков банковский
процент под 100-150 годовых? Да и зарабатывают
российские коммерческие банки, прежде
всего, кредитованием под
Прямые и портфельные инвестиции иностранных банков и компаний? За весь 1997 год они составили в российскую экономику соответственно 6,2 и 18,2 млрд. долларов. Но портфельные в значительной части утекли во время финансового кризиса в мае 1998 года. Иностранные инвестиции могли бы вырасти по меньшей мере на порядок.
Главным ограничителем для
направления иностранных
Несомненно, первоначальным толчком, запустившим кризисный механизм в национальной экономике, явились потрясения на финансовых и валютных рынках Юго-Восточной Азии, экономическая рецессия в странах этого региона. Тем не менее ключевые фундаментальные основы слабости и столь большой уязвимости отечественной экономики от неурядиц внешнего мира -- внутренние.
Основными причинами кризиса
были огромный государственный долг
России, порождённый обвалом азиатских
экономик, кризис ликвидности, низкие
мировые цены на сырьё, составлявшее
основу экспорта России, а также
популистская экономическая политика
государства и строительство
пирамиды ГКО (государственные
Непосредственной причиной принятия решений от 17 августа стало отсутствие у Правительства РФ средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов.
Реализовывавшийся с 1994 года
механизм наращивания государственных
краткосрочных обязательств по принципу
“финансовой пирамиды” привел к
тому, что все большая часть
государственных облигаций
В 1998 году рынок ГКО практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Напротив, в целом за январь - июнь из бюджета пришлось профинансировать погашение выходящих из обращения ранее эмитированных выпусков ГКО на сумму 17,3 млрд. рублей. Текущий объем государственных обязательств увеличился с января на 51 млрд. рублей, составив к концу июня 436 млрд. рублей.
В течение всего 1998 года только
17,2 процента общей суммы вырученных
средств от размещения государственных
ценных бумаг были направлены на финансирование
бюджетного дефицита. От выпуска ГКО
в федеральный бюджет поступило
только 10,4 процента объема реализации.
Финансовая система страны оказалась
в состоянии долгового кризиса,
когда доходы от эмиссии новых
обязательств уже не позволяли покрывать
нарастающие расходы по обслуживанию
и погашению ранее сделанных
обязательств, объемы которых существенно
превысили налоговые
Возникшее в связи с
усиливающимся долговым кризисом недоверие
инвесторов к способности Правительства
Российской Федерации обслуживать
внутренний долг привело к нарастающему
выводу капитала из вложений в государственные
обязательства и сделало
Указанные обстоятельства предопределили
наступление
В проведении политики “пирамидального”
наращивания ГКО немаловажную роль
сыграл Международный валютный фонд,
политику и рекомендации которого следует
рассматривать в числе