Формирование и развитие НКВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: комплексное исследование органов и войск НКВД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить основные этапы формирования и становления НКВД;
охарактеризовать их функции и основные структурные элементы;
рассмотреть основные направления деятельности НКВД СССР

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Формирование и развитие НКВД………………………………………….…...5
Функции и основные структурные элементы НКВД……………………...…12
Заключение……………………………………………………………………….……16
Список источников и литературы……………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Формирование НКВД структура, задачи, компетенция.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

 

Введение………………………………………………………………………………...3

  1. Формирование и развитие НКВД………………………………………….…...5
  2. Функции и основные структурные элементы НКВД……………………...…12

Заключение……………………………………………………………………….……16

Список источников и литературы……………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование  органов внутренних дел в нашем  государстве пришлось на довольно сложный  период в истории Российского государства с 1916 по 1923, называемый также периодом распада Российской империи. Данный период характеризуют процессами образования на территории бывшей Российской империи различных государственных образований и становления СССР. Соответственно такие коренные перемены привели к изменениям и в системе органов внутренних дел.

Можно выделить основные вехи развития органов государственной безопасности:

  • ВРК – Военно-революционный комитет (1917)
  • НКВД – Народный Комиссариат Внутренних Дел РСФСР (1917-1930)
  • ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР (1917-1922)
  • ГПУ (1922-1923), ОГПУ – Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК СССР (1923-1934)
  • НКВД СССР (1934-1946)
    • ГУГБ – Главное Управление Государственной Безопасности НКВД СССР (1934-1941)
  • НКГБ – Народный Комиссариат Государственной Безопасности СССР (1941, 1943-1946)
  • МГБ – Министерство Государственной Безопасности СССР (1946-1953)
  • МВД – Министерство Внутренних Дел СССР (1946-1954)
  • КГБ – Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР (1954-1978)
  • КГБ СССР (1978-1991)

Одним из центральных органов государственного управления в период с 1934 по 1946 гг. являлся  Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР), впоследствии переименованный в МВД СССР.

За период своего существования НКВД СССР выполнял достаточно большое количество разнообразных функций, связанных как с охраной правопорядка и государственной безопасности, так и в сфере коммунального хозяйства и экономики страны.

Актуальность  изучения истории формирования органов  НКВД СССР связана с тем, что изучение современной структуры МВД невозможно без знания основных исторических вех развития этих органов в различные периоды времени.

Цель  работы: комплексное исследование органов и войск НКВД.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить основные этапы формирования и становления НКВД;
  • охарактеризовать их функции и основные структурные элементы;
  • рассмотреть основные направления деятельности НКВД СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование и развитие НКВД

 

На заседании  политбюро ЦК ВКП(б) 20 февраля 1934 года после доклада И. В. Сталина было принято решение об организации союзного наркомата внутренних дел с включением в него реорганизованного ОГПУ. Принципиальные изменения заключались в том, что в проекте постановления предусматривалось упразднение так называемой судебной коллегии ОГПУ. В проекте отмечалось, что народный комиссариат внутренних дел СССР не имеет судебных органов, что должно было стать свидетельством резкого смягчения карательной политики, проводимой советским государством. Однако некоторые положения проекта вызвали критические замечания со стороны прокурора СССР И. А. Акулова и наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко. Он напомнил о существовании помимо судебной коллегии ОГПУ при полномочных представительствах ОГПУ "троек", имеющих право рассматривать по существу дела о преступлениях как контрреволюционных, так и общеуголовного порядка и право выносить приговоры с наказаниями вплоть до расстрела. В связи с реорганизацией ОГПУ он высказался о нецелесообразности сохранения "троек" при Полномочных представительствах ОГПУ. Попытки сохранения "троек" неоднократно предпринимались руководством НКВД СССР в период разработки положения об НКВД СССР и Особом совещании.

Прокурор  СССР также отметил необходимость  усиления прокурорского надзора  за административными действиями органов  госбезопасности.

И. А. Акулов настаивал на том, чтобы НКВД расследовал  не все дела, попадающие к нему, а ограниченно. В проектах положения об НКВД СССР и постановления ЦИК СССР об образовании НКВД СССР, подготовленных ОГПУ, речь шла об отстранении прокуратуры от надзора за следствием в ОГПУ. Споры возникли в комиссии по вопросу о порядке контроля прокурора за расследованием дел. Наиболее серьезные возражения по проектам документов, связанных с образованием НКВД, были высказаны Н. В. Крыленко в отношении прав ОГПУ на рассмотрение дел во внесудебном порядке.

Таким образом, нарком юстиции РСФСР совместно  с Прокурором СССР выступили за ликвидацию широких внесудебных полномочий, полученных ОГПУ СССР в 1920-е годы.

В 1934 году второй раз в истории Советского государства органы госбезопасности и внутренних дел были объединены в составе одного ведомства.

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел».1 Первым наркомом НКВД СССР стал Генрих Григорьевич Ягода (1891-1938), исполнявший ранее обязанности председателя ОГПУ вместо скончавшегося в мае 1934 г. В.Р. Менжинского.

Наркому непосредственно подчинялось пять управлений:

    • Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ);
    • Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО);
    • Главное управление государственной безопасности (ГУГБ);
    • Главное управление лагерей (ГУЛАГ);
    • Главное управление пожарной охраны (ГУПО).

В ГУГБ, на которое возлагалось непосредственное обеспечение государственной безопасности, на правах отделов вошли все оперативные подразделения ОГПУ:

    • Иностранный отдел (ИНО);
    • Секретно-политический отдел (СПО);
    • Особый отдел (ОО);
    • Оперативный отдел;
    • Экономический отдел (ЭКО);
    • Транспортный отдел (ТО);
    • Специальный отдел и Учетно-статистический отдел (УСО).

Среди отраслевых подразделений самым крупным  было ГУГБ. В нем было 1410 сотрудников, а, к примеру, в ГУРКМ – 336 сотрудников. Именно с организацией в составе НКВД ГУГБ впервые появилось такое понятие как органы государственной безопасности.

2 июля  1934 г. на должность ответственного секретаря Особого совещания был назначен П.П. Буланов, являвшийся одновременно секретарем НКВД. В ОГПУ уже функционировали с аналогичными функциями Судебная коллегия и Особое совещание при Коллегий ОГПУ с 1924 г.

13 июля  1934 г. был издан Приказ «Об организаций органов НКВД на местах». Согласно этому приказу в республиках, краях и областях были образованы управления НКВД с отделами государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиций, ведомственной охраны, пожарной охраны, записи актов гражданского состояния и ряда других.2

Приказом  НКВД от 29 декабря 1934 г. в составе НКВД СССР была образована Главная инспекция пограничной, внутренней охраны и рабоче-крестьянской милиций во главе с Н.М. Быстрых.3 После того, как наркомом внутренних дел стал Н.И. Ежов (сентябрь 1936 г.), должность главного инспектора была сокращена как дублирующая деятельность других структурных подразделений наркомата, и Быстрых был назначен заместителем начальника Главного управления рабоче-крестьянской милиций НКВД.4

В 1934 г. ГУЛАГ было вновь перейменовано в Главное управление лагерей, трудпоселений и мест заключения НКВД СССР, ввиду того, что в том же году общие тюрьмы из ведения республиканских Народных комиссариатов юстиций вместе с другими местами заключения были переданы в ГУЛАГ НКВД СССР. В день убийства первого секретаря Ленинградского областного комитета ВКП(б), члена Политбюро ЦК ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова, 1 декабря 1934 г., Президиум ЦИК СССР принял Постановление о порядке ведения дел о террористических актах против работников советской власти, которое существенно урезало юридические гарантий прав обвиняемых по данной категорий дел.

ЦИК и  СНК СССР приняли 28 октября 1935 года Постановление о передаче Центрального управления шоссейных и грунтовых  дорог и автомобильного транспорта в НКВД СССР в качестве одного из его управлений, получившего название Гушоссдор или Главное управление шоссейных дорог. НКВД СССР принял в свое ведение 5 автодорожных институтов, Московский институт инженеров геодезий, аэрофотосъемки и картографий, а также 30 техникумов и 7 рабфаков.

Изменения коснулись структуры Главного управления рабоче-крестьянской милиций. Рост автомобильного транспорта в городах страны предопределил создание нового подразделения ГУРКМ НКВД СССР.5

3 июня  1936 г. СНК СССР принял постановление «Об утверждений Положения о Государственной автомобильной инспекций Главного управления Рабоче-крестьянской милиций НКВД СССР». На ГАИ этим постановлением были возложены следующие задачи: борьба с аварийностью, осуществление разработки технических норм и измерителей эксплуатаций автотранспорта; наблюдение за подготовкой и воспитанием кадров водителей; ведение количественного и качественного учета автопарка; ведение учета аварий автомобильного транспорта, выявление их причин и привлечение к ответственности виновных; руководство работой квалификационных комиссий, преподавателей и инструкторов школ и курсов; пройзводство технического осмотра автопарка; разработка технических норм расходования горючего, смазочных материалов и др.6

С приходом Н.И. Ежова7 - впервые обрело своего руководителя ГУГБ. Ранее им по совместительству руководил глава НКВД. 29 декабря 1936 г. сюда был назначен Агранов Яков Саулович. Организатор-фальсификатор самых громких «политических» процессов 30-х годов. В апреле 1937 г. первым заместителем наркома и начальником ГУГБ вместо Я.С. Агранова стал М.П. Фриновский. Для борьбы с возрастающим объемом хищений, охраны государственного имущества Приказом НКВД СССР от 16 марта 1937 г. в связи с упразднением Экономического отдела ГУГБ был образован ОБХСС ГУРКМ НКВД СССР. Во исполнение Постановления Пленума ЦК ВКП(б) Февраля-марта 1937 года Приказом НКВД СССР от 14 июля 1937 г. в составе ГУГБ был образован II отдел для обеспечения безопасности на водном транспорте, шоссейных дорогах и связи, а Приказом НКВД и НКПС от 26 июля 1937 г. в составе ГУРКМ был организован отдел железнодорожной милиций. Масштаб репрессий при Н.И. Ежове увеличивается. Дела лиц, привлекавшихся к ответственности по политическим обвинениям, по инициативе Л.М. Кагановича стали разбираться во внесудебном порядке с применением высшей меры наказания. Человек, оскорбивший словом или действием стахановца, привлекался к уголовной ответственности уже не за хулиганство, а за контрреволюционную агитацию и пропаганду.8 Драка с передовиком производства рассматривалась как попытка террористического акта. Практически все хулиганские дела стали проходить по статье 58 УК РСФСР – «контрреволюционные преступления». Неполадки на производстве, брак расценивались как вредительство, диверсия. Освоение новых производств было сопряжено с большими трудностями, остро ощущалась нехватка инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих. На производство пришли сотни тысяч людей, не имевших никакой квалификаций: молодых людей, женщин, бывших крестьян. Массовый характер носили нарушения технологической дисциплины. Дорогостоящее оборудование нередко ломалось из-за неумелого обращения, повышался процент брака. В этих условиях недостатка во «вредителях» и «диверсантах» не было. 9

В апреле 1937 года военные школы НКВД СССР были преобразованы в училища. 1-я  пограничная школа стала именоваться  Ново-Петергофским военным училищем пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени К.Е. Ворошилова; 2-я объединенная пограничная школа - Харьковским военным училищем, которое готовило офицеров для кавалерийских и автотранспортных подразделений, а также авиаций войск НКВД10. 3-я пограничная школа стала Московским военным училищем пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени В.Р. Менжинского; 4-я пограничная школа – Саратовским военным училищем пограничной и внутренней охраны НКВД СССР; Высшая пограничная школа – школой усовершенствования комсостава пограничной и внутренней охраны НКВД СССР. После учреждения в Вооруженных Силах института военных комиссаров СНК СССР принимает 7 октября 1937 года Постановление об открытий Ново-Петергофского военно-политического училища войск НКВД имени К.Е. Ворошилова. Одновременно на базе пехотного отделения бывшего Ново-Петергофского военного училища НКВД СССР создается Орджоникидзевское военное училище войск НКВД СССР имени С.М. Кирова. В г. Москве было создано военно-хозяйственное училище войск НКВД СССР. Открытое в 1938 году Харьковское военно-фельдшерское училище готовило для войск НКВД лекарских помощников и ветеринарных фельдшеров. Кроме того, кадры готовили Московское военно-техническое училище НКВД, Школа физической подготовки войск НКВД.11

Разгул  реальной общеуголовной преступности, а также необходимость создания видимости справедливости и законности заставляли руководителя наркомата и руководство ВКП(б) принимать соответствующие решения. Народный комиссар внутренних дел Н.И. Ежов подписал 28 сентября 1938 года Приказ «О результатах проверки рабоче-крестьянской милиций Татарской АССР». Нарушения и игнорирование приказов и директив НКВД СССР привели на практике к развалу работы милиций, засорению кадров, разгулу грабителей, воров и хулиганов. За восемь месяцев 1937 года в Казани было 212 грабежей, а в отчетности показано лишь 154. Предписывалось снять с работы, немедленно арестовать и предать суду начальника Управления милиций и начальника политотдела, а также девять других работников.

Работники НКВД совершенно забросили агентурно-осведомительную деятельность, предпочитая действовать путем массовых арестов, надеясь на предоставление «лимитов» для производства таких арестов. Осуждались следователи, которые ограничивались получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботились о подкреплений этого признания показаниями свидетелей, актами экспертизы, вещественными доказательствами. В Постановлении признавалось наличие фактов извращения советских законов, совершение подлогов, фальсификаций следственных документов, привлечение к уголовной ответственности невинных людей. Было запрещено производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению, предписано производить аресты только по постановлению суда или с санкций прокурора. 12

Информация о работе Формирование и развитие НКВД