Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:22, реферат
Каждый раз, когда речь идет об истории у всех возникает колоссальное количество вопросов. И порой на некоторые вопросы, к сожалению, даже самые выдающиеся историки не могут дать ответов. Нам остается анализировать ту информацию, которой мы владеем и на основании анализа делать выводы, т.е. формировать свое мнение.
Для каждого жителя планеты Земля есть моменты в истории, которые их интересуют больше всего. Меня заинтересовала тема: «Опричнина Ивана Грозного и ее последствия». В первую очередь моя заинтересованность состоит в анализе ее возникновения, потому что ее создатель одна из самых интересных, по моему мнению, личностей в истории.
Введение 2
1.Формирование личности царя Ивана Грозного, как последствия формирования опричнины. 4
2.Начало опричнины. Начало кровавых будней людей российских. 7
3.Отмена опричнины и последствия ее введения. 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Оглавление
Введение 2
1.Формирование личности царя Ивана Грозного, как последствия формирования опричнины. 4
2.Начало опричнины. Начало кровавых будней людей российских. 7
3.Отмена опричнины и последствия ее введения. 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Каждый раз, когда речь идет об истории у всех возникает колоссальное количество вопросов. И порой на некоторые вопросы, к сожалению, даже самые выдающиеся историки не могут дать ответов. Нам остается анализировать ту информацию, которой мы владеем и на основании анализа делать выводы, т.е. формировать свое мнение.
Для каждого жителя планеты Земля есть моменты в истории, которые их интересуют больше всего. Меня заинтересовала тема: «Опричнина Ивана Грозного и ее последствия». В первую очередь моя заинтересованность состоит в анализе ее возникновения, потому что ее создатель одна из самых интересных, по моему мнению, личностей в истории.
Опричнина – это часть истории, это кровавый урок, замысел, предпосылки и итоги которого я изложу в данной работе.
Для того, что бы проанализировать возникновение опричнины самым разумным будет обратиться к биографии Ивана Грозного. Ведь именно там кроется ответ на вопрос: «Почему появилась опричнина?».
Реферат состоит из:
Титульного листа
Содержания
Введения
Основной части
Заключения
Списка литературы
Как известно Иван Васильевич родился в1530 году. Ему пришлось рано повзрослеть. Отец умер, когда ему было всего 4 года. Мать скончался на 8-ом году его жизни. И от природы, мальчик, получивший настоящий великорусский ум – гибкий и вдумчивый, приобретает такие качества как, чувство сиротства, брошенности, одиночества, которые пагубно влияют на его развитие. Этот факт, впоследствии, сказывается на нем. При любом удобном случае он упоминал: «родственники мои не заботились обо мне». С раннего детства, чувствуя себя чужим среди тех людей, у кого он жил, сформировали в нем подозрительность, а со временем и полное недоверие к людям его окружающим.
Необходимость сдерживать свой гнев, глотать слезы развивала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей. Наблюдая сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, его робость превращалась в нервную пугливость, что заставляло его быть всегда настороже, опасаться чего-либо, или кого-либо. Иван, слишком рано начавший борьбу за существование, преждевременно повзрослел.
Уже в 17 лет он объявляет всему двору о том, что намерении венчаться на престол, а после жениться. Но даже выбор его первой жены Анастасии - целомудренной, смиренной, набожной, чувствительной, благостной, умной и красивой – его любовь к ней, не смогли укротить беспокойство его души. Он любил показывать себя царем в наказаниях, думая, что истинная власть в физическом превосходстве, а не в мудром правлении. Каждый закрывал глаза, как умел: честные бояре с потупленным взором безмолвствовали во дворце, шуты забавляли царя, льстецы славили его мудрость. Россия плакала от бардака в управлении.
Обладая заурядными способностями ума, Иван IV, все-таки, мало что знал об управлении государством. По этой причине при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которые, с его согласия, начинают вести государственные дела. Эту группу людей, пришедших к власти, называли – «Избранная рада». За 10 лет своего существования они многое сделали и развили:
- сформировалась развитая система «приказов»;
- в 1550 году введен в действие новый Судебник;
- произошла реорганизация местного управления (Была заменена власть наместников, которые раньше назначались великим князем на определенное время, властью выборных земских органов);
- церковный собор 1551 года привел к единому образу все обряды;
- было подготовлено и принято Положение о военной службе.
Все эти изменения проходили с впечатляющими победами в войнах и с внешнеполитическими успехами. Такие изменения, можно назвать преображениями.
Царь заметно повзрослел. Наблюдая за «Избранной ратью» быстро научился делам государственным. Но его прошлое беспощадно формировало характер, давая развитие не самым благоприятным для ведения государства чертам его души и сердца, а именно неспособность ставить своим желаниям и планам разумные пределы, неспособность сдерживать себя в чем-либо. С течением времени царь стал подвержен приступам гнева. В эти моменты он терял над собой контроль. По прошествии четверти века, в состоянии такого припадка, он убил своего сына Ивана. Царь ударил сына по голове жезлом, придя в ярость в споре по ничтожному поводу. Царевич от раны заболел и умер.
До начала 60-ых годов самовластие Ивана IV было ограничено:
- в политическом отношении – «Избранной радой»;
- в моральном отношении – его наставником митрополитом Макарием и женой Анастасией.
Анастасия была единственным существом, к которому Иван питал приязнь и любовь.
В августе 1560 года умерла царица. В декабре 1563 года скончался митрополит Макарий. На его место был поставлен митрополит Афанасий, обладавший тихим и нерешительным характером. Иоанн IV начинает единолично руководить всей внутренней и внешней политикой. Иоанн IV непроизвольно, а может и намеренно решил довести личную власть до уровня неограниченного самодержавия внутри страны, а также наибольшее ее распространение за пределы Московского государства путем завоеваний, путь который на протяжении всей его жизни, он считал разумным.
Из-за военных тягот, в
годы Ливонской войны в стране уже
чувствуется нарастающие истощение сил
и средств. В оборонительных войнах была
заинтересована аристократическая верхушка.
А за продолжение наступательной войны
с западными соседями выступала низшая
часть дворянства. Дворяне значительно
хуже были обеспечены землей, по сравнению
с землевладельцами-
В 1564 году царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками. В результате Иван IV, лишившийся каких либо иллюзий в отношении собственного всесилия, приступил к политике «крутых мер».
В воскресный день 3 декабря 1564 года царь со всем семейством отправился из Москвы в подмосковное село Коломенское. Этот выезд на богомолье не походил на прежние. На сей раз царь взял с собой всю государеву казну, в том числе иконы, кресты, золотую и серебряную посуду, украшения, дорогую одежду. Сопровождавшим его приближенным велено было ехать с женами и детьми, со слугами и всем «служебным нарядом», включавшим вооружение и припасы. Жители Москвы терялись в догадках, со страхом наблюдая за странными действиями царя.
Царь в Москву не вернулся. Он отправился в Александрову слободу. Лишь спустя месяц после отъезда царя Москва узнала причины его загадочного поведения. 3 января 1565 года Иван IV прислал митрополиту грамоту, в которой писал, что он положил гнев на всех бояр, детей боярских, воеводских и приказных людей за их многочисленные измены, казнокрадство и нежелание воевать против недругов. Гневался царь и на лиц духовного звания. Одновременно была получена вторая грамота, адресованная посадским людям столицы. Царь заверял их, что на них он зла не держит.
Обращаясь к посадским людям, Иван IV четко осознавал, что простой люд не мыслит государство без государя, а царство – без царя. Народ единодушно поддержал своего правителя. В январе 1565 года, находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума вынуждена была отправить делегацию к царю в Александрову слободу и умолять царя оказать «милость» - вернуться на престол. Иван IV согласился с условием, о котором многим, вероятно, пришлось впоследствии пожалеть: чтобы впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению, не считаясь ни с кем. Эти чудовищные условия пришлось принять делегации. А последствие – создание чудовищной машины беззаконного правосудия – Опричнина.
Слово это (от «опричь» - кроме) традиционно означавшее часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове, в 1565 году стал означать, что это удел самого царя. И был он несравнимо больше прежних вдовьих уделов. Территории не вошедшие в опричнину, назывались земщиной.
Царь задумал дорогостоящее мероприятие. Из опричных земель одних жителей нужно было выселить, других – туда вселить. Что бы покрыть расходы, Иван Грозный взял с земщины 100 тыс. рублей – сумму по тем временам астрономическую. Для сравнения – село с деревнями продавали за 100-200 рублей, а самый высокий годовой оклад боярина равнялся 400 руб.
Вместе с «опричниной» появилось понятие «опричник». Впоследствии опричников стали называть воинами «тьмы кромешной», т.е. ада. Каждый опричник приносил особую клятву на верность царю и обязывался е общаться с земскими, включая и родственников. В случае любого конфликта с земцем опричник мог быть уверен в своей безнаказанности. Сохранились сведения о том, как царь инструктировал судий: «Судите праведно, наши виноваты бы не были!»…
В Александровой слободе Иван Грозный создал своеобразное опричное монашеское братство, где сам стал игуменом (настоятелем). Общие трапезы с молебнами завершались обычно пьяными пирами и кровавыми расправами. Царь даже в церкви приказывал жечь, пытать, убивать. Опричники были одеты в черное монашеское одеяние. Только когда опричник садился на коня, его можно было отличить от монаха: к конскому седлу прикреплялись мрачные символы преданности царю – метла, чтобы выметать измену и собачья голова, что бы выгрызать ее.
Современники считали, что Иван IV не сам придумал опричнину. Идея ее, якобы была подсказана:
- по первой версии, второй
женой царя – Марией
- по второй версии, злыми людьми – боярами Василием Михайловичем Юрьевым И Александром Даниловичем Басмановым.
Но они ли ее задумали? Едва ли Иван Грозный нуждался в советчиках.
Очевидцы утверждали, что по возвращению и Александровой слободы Иван IV неузнаваемо изменился: облысел и лишился бороды, как поговаривали, волосы «сожрала, и уничтожила его злоба и тиранская душа».
Такое чувство, что царю нужны были глобальные кровопролития. Казни не миновали даже на знатные семьи: Горбатых, Куракиных, Головиных, Шевыревых. Неизвестно, был ли открыт настоящий заговор или царь просто дал выход своей беспричинной жестокости. Признания их были получены путем пыток с вырыванием ногтей, выворачиванием суставов и т.п. Считать их правдоподобными не имеет смысла. Любой при таких муках сознается в чем угодно.
В чем же все-таки смысл опричнины? Рассмотрим дальнейший ход событий.
При дворе тирана была небезопасно. Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеется или поморщится, станет весел или печален, проще говоря, проявит хоть какую-нибудь эмоцию, сразу будет заподозрен в «измене», в замышлении чего-то против царя. И оправдаться, ясное дело, никто не мог: тиран звал опричников, что бы они взяли такого и вслед за тем на глазах у владыки либо рассекли на куски, либо отрубили голову, либо утопили, либо бросили на съедение собакам или медведям. Особо не терпел царь тех, кто был честен, умен, независим.
Таким «неудобным» человеком в годы опричнины стал Иван Петрович Федоров, видный боярин, богатейший человек, который, вопреки традиционной продажности приказных людей, взяток не брал и судил «праведно».
Заподозрив Федорова в измене, царь отнял у него все его имущество и богатства: золото, серебро, жемчуга, платья, даже посуду – и, чтобы унизить еще больше, отправил его на войну против татар. С трудом И.П. Федоров достал коня и исполнил царский приказ. По возвращении из похода в 1568 году он был вызван к царю. Грозный был не удовлетворен «простой» казнью. Ему почти всегда хотелось поиздеваться над жертвой. Заставив боярина облачиться в царскую одежду и дав ему скипетр, царь усадил его на трон и театрально воздал ему «почести»: обнажил голову и преклонил колена. Затем со словами: «Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так в той же самой власти лежит и снять тебя» - схватил нож и всадил его в грудь боярину. Довершили злодейство опричники. Растерзанное тело Федорова протащили за ноги по всему Кремлю и бросили на площади. Убиты были и все слуги боярина. В общей сложности, по делу боярина Федорова было уничтожено 370 человек.
Страшный царский гнев пришлось испытать не только близким к Ивану Грозному боярам, но и его родственникам, которые по тем или иным причинам показались ему опасными. Двоюродный брат царя Старицкий Владимир Андреевич был одним из последних удельных князей на Руси. С осени 1568 года Иван Грозный, напуганный слухами о заговорах, что бояре хотят заменить его князем Владимиром, скорее всего это был вымысел, не мог спокойно спать. В конце сентября 1569 года Грозный вызвал Владимира Андреевича к себе. Тот приехал с женой и дочерью. Царский повар донес, что старицкий князь якобы пытался подкупить его для того, чтобы отравить государя. Иван IV приказал Владимиру Андреевичу, его жене и дочери выпить заранее подготовленный яд. Тогда же в Горицком монастыре на Белоозере были убиты мать удельного князя старица Евдокия, в миру княгиня Ефросиния Старицкая и с ней двенадцать монахинь. По одной версии, их утопили в Шексне, по другой – они задохнулись дымом в судной избе.