Формирование постиндустриального (информационного) общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Со времен ее окончания и экономического бума 60-х годов западный мир не переживал ничего подобного той волне всеобщего оптимизма, которая захлестнула его в середине последнего десятилетия уходящего века. Крах коммунизма и окончание глобального противостояния сверхдержав, беспрецедентный экономический рост в новых индустриальных государствах, переход бывших социалистических стран на рыночный путь развития, начало впечатляющего хозяйственного подъема в США и Западной Европе, широкое распространение демократических институтов—все это не могло не порождать ощущения, что большинство испытаний, на которые столь богато нынешнее столетие, осталось в прошлом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности………………………
Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе…………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

История.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Тема: «Формирование постиндустриального (информационного)                общества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

  1. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности………………………
  2. Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе…………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление постиндустриализма имеет долгую историю которая начались еще со 2 мировой войны. Со времен ее окончания и экономического бума 60-х годов западный мир не переживал ничего подобного той волне всеобщего оптимизма, которая захлестнула его в середине последнего десятилетия уходящего века. Крах коммунизма и окончание глобального противостояния сверхдержав, беспрецедентный экономический рост в новых индустриальных государствах, переход бывших социалистических стран на рыночный путь развития, начало впечатляющего хозяйственного подъема в США и Западной Европе, широкое распространение демократических институтов—все это не могло не порождать ощущения, что большинство испытаний, на которые столь богато нынешнее столетие, осталось в прошлом.

Облик современной  цивилизации разительно отличается от того, каким он был пятьдесят лет назад. В конце 40-х годов при всех различиях в уровне хозяйственного развития тех или иных стран все они были вовлечены в мировую системуиндустриального хозяйства.

Последующие же десятилетия характеризовались  прежде всего не политическим освобождением развивающихся стран и не идеологическим противостоянием западного и восточного блоков, анарастающей экономической стратификацией, составившей основание нового мирохозяйственного устройства. Распад колониальных империй в значительной мере выключил освободившиеся государства из системы традиционного разделения труда, сделав экономики развитых стран гораздо более самодоста-точными, нежели когда бы то ни было ранее. Развитие высоких технологий и превращение науки в главную производительную силу позволило великим державам отказаться от развития прежними темпами собственного индустриального производства, что породило “точки роста” в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. В результате к началу 90-х годов мир явственно разделился на три части: перваяпредставлена развитыми постиндустриальными государствами, доминирующими в области высоких технологий и контролирующими основные инвестиционные потоки; вторуюсоставляют новые индустриальные страны, импортирующие технологии и капитал и экспортирующие продукты массового производства; ктретьейотносятся регионы, специализирующиеся на добыче сырья и поставках сельскохозяйственных товаров, полностью зависимые от спроса на их продукцию и в силу этого вполне подконтрольные постиндустриальному сообществу.

Становление постиндустриальной системы было подготовлено прежде всего быстрым экономическим ростом 50-х и 60-х годов, сопутствовавшим ему реформированием социальной сферы, результатом чего стало значительное повышение благосостояния населения западных стран, и резким повышением роли науки и технологий во всех сферах общественной жизни. Применение достижений научно-технического прогресса изменило структуру производства и занятости; рост благосостояния вызвал пересмотр традиционных материалистических ценностей, а возросшая роль науки и образования выдвинули цели развития личности на место одного из основных социальных приоритетов. Все эти обстоятельства отчетливо прослеживаются на протяжении уже первых послевоенных десятилетий.

 

 

 

 

 

 

 

1.Постиндустриальное, информационное  общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности

Тенденции в  изменении параметров, соотношения  и типов взаимосвязи социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному обществу.

Анализ и  прогнозирование изменений социальной структуры под влиянием информатизации необходимо вести по следующим направлениям:

- изменения  самих социальных групп (их  размера, качественных параметров);

- изменение  процентного соотношения между  различными социальными группами;

- изменение  типов взаимосвязей между социальными группами.

Подобный анализ и прогнозирование изменений  социальной структуры проводятся в  предположении, что социальные связи  выражены в той мере, что в принципе возможно говорить об обществе как  системе.

Однако, следует  отметить, что проблема “атомизации” общества обсуждается сегодня учеными все шире [1]. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми человек может все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него. Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависмости всех людей. Эта огромной важности задача ложится прежде всего на систему образования и средства массовой информации.

Рассмотрим  прогнозируемый учеными характер изменений  социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям:

- количество  социальных групп будет расти,  что приведет, естественно, к уменьшению  их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей.

Качественные  параметры социальных групп будут  улучшаться по таким параметрам как  уровень образования, интеллектуальности и др.

- новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом:

1) возрастет  доля людей, занятых интеллектуальным  трудом - интеллектуалов. Прогнозируется  появление особого класса “интеллектуалов”[7].

Для тех же, кто  не захочет или не сможет интеллектуально  трудиться, предполагается труд в сфере  информационных услуг, которые, как  уже ранее отмечалось, должны в  информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства.

2) увеличится  количество работоспособных людей.

Люди старшего возраста смогут даже после ухода  на пенсию продолжать работать, так  как повысится планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга).

- пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

Американские  исследователи отмечают, что “конвергенция  меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.

На одном  из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции.

Современная наука  и техническое творчество втягивают  в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых  стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Основные стимулы  трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе.

Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека[3].

Стимулирующими  деятельность человека усилителями  могут быть:

- гарантии повышения  общественного статуса;

- возможность  получения элитного образования;

- общественная  известность.

- специальная  организация социально-экономического  пространства.

Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для развития технологических инноваций социально-экономического климата, Дж. Стьютвилл особо выделяет так называемый “ информационный пул”.

Эффект нового “информационного пула” возникает  когда концентрация ярких индивидуальностей  “на квадратную милю обеспеченной необходимой инфраструктурой площади” вновь создаваемого промышленного региона начинает заметно превышать “критический уровень”[4]. Возникающий при этом скачок интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями для немедленной практической их реализации (в рамках инфраструктуры производственного сервиса активно развивающегося нового промышленного региона), ведет к резкому ускорению характерного для такого региона инновационного цикла “идея - технология - продукт”.

Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект “информационного пула” устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и стал поэтому за последние годы объектом пристального изучения экспертами многих стран мира, обычно называют Кремниевую долину (Silicon Valley) в Калифорнии и “корридор высокой технологии”, расположенный недалеко от Бостона вдоль “дороги 128” . Научной базой Кремниевой долины является Станфордский университет, “дороги 128” - Массачусетсский технологический институт.

2.Специфика трудовой деятельности  в постиндустриальном, информационном обществе.

Основными чертами  трудовой деятельности будут являться:

- физические  перемещения будут заменены в  той или иной мере информационными  связями, т.е., образно говоря, произойдет  замена перемещения людей движением  сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

- из-за изменения  структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.

- повысятся  требования к интеллектуальным  и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.

- встанет проблема  адекватно высокой оплаты интеллектуального  труда, готовность к этому представителей  других социальных групп.

Так, например, компьютерный программист в США  в среднем имеет около 40 тыс. $ в год ( для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год)[5].

- возникает  серьезная опасность “роботизации”  человека, занятого информационным  трудом.

Сегодня тотальная  электронная слежка охватывает в США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев (к 2000 году их будет 40 млн.) и распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования работников вернуться к персонифицированному контролю как “допускающему диалог”, протесты против вторжения в “приватную область” трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новым поколениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и социального прогресса современного производства[6].

Проблема предотвращения формирования общества потребления .

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдвигам  в потреблении, образе жизни, рождает  новую модель жизнедеятельности  индивидов. В условиях информационного общества особо важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы - “порядки” [9]. Уровень и образ жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Однако, стремительное  нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации общества.

Информация о работе Формирование постиндустриального (информационного) общества