Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:25, контрольная работа
Внутреннюю политику Ивана Грозного можно условно разделить на два периода: период реформ Избранной Рады и период опричнины. Перед ним стояла важнейшая задача – совершенствование управления страной.
Цели и направления внутренней политики: совершенствования в военной системе, развитие торговли, рост старых и возникновение новых городов, преобразования судебника Ивана III и сокращение церковных привилегий. Первоначально Иван давал поручения, «приказывал» руководить послами, организовывать сторожевую службу, собирать налоги и т.д. Боярин для исполнения этих поручений получал помощников, так появились постоянно действующие органы управления – Приказы. Посольский приказ – связи с другими странами.
1. Иван Грозный и особенности централизации России…………………………….3
2.Государственные реформы Ивана Грозного………………………………………..5
3.Опричнина…………………………………………………………………………….9
Тест…………………………………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………………11
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа по дисциплине «Отечественная
история»
Вариант № 9
Факультет финансово-кредитный
Специальность бакалавр экономики
Студент ФИО
Курс 1 № группы 1
Личное дело №
Преподаватель ФИО
Новороссийск 2013
Тема 9. Формирование
Российского централизованного
государства в VXI веке.
План
1. Иван Грозный и особенности централизации
России…………………………….3
2.Государственные реформы Ивана Грозного………………………………………..5
3.Опричнина…………………………………………………
Тест……………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
1.Иван Грозный и особенности централизации
России. Иван Грозный ( 1530 – 1584) - великий
князь Московский и всея Руси с 1533, первый
царь всея Руси (с 1547). Старший сын великого
князя Московского Василия III и Елены Глинской.
По отцовской линии происходил из московской
ветви династии Рюриковичей, по материнской
— от Мамая, считавшегося родоначальником
литовских князей Глинских.
Достигнув зрелого возраста, Иван не раз
с горечью вспоминал свое сиротское детство.
Чернила его обращались в желчь, когда
он описывал обиды, причиненные ему –
заброшенному сироте – боярами. Описания
царя столь впечатляющие, что их обаянию
поддались историки. На основании царских
писем В.О. Ключевский создал знаменитый
психологический портрет Ивана-ребенка.
В душу сироты, писал он, рано и глубоко
врезалось чувство брошенности и одиночества.
Безобразные сцены боярского своеволия
и насилий, среди которых рос Иван,
превратили его робость в нервную пугливость.
Ребенок пережил страшное нервное потрясение,
когда бояре Шуйские однажды на рассвете
вломились в его спальню, разбудили и испугали
его. С годами в Иване развились подозрительность
и глубокое недоверие к людям.
Номинально Иван IV стал правителем в 3
года. Он был одним из самых образованных
людей своего времени, обладал феноменальной
памятью, богословской эрудицией. Спор
о результатах правления Ивана Грозного
начался еще при его жизни и продолжается
в настоящее время.
Внутреннюю политику Ивана Грозного
можно условно разделить на два периода:
период реформ Избранной Рады и период
опричнины. Перед ним стояла важнейшая
задача – совершенствование управления
страной.
Цели и направления внутренней политики:
совершенствования в военной системе,
развитие торговли, рост старых и возникновение
новых городов, преобразования судебника
Ивана III и сокращение церковных привилегий.
Первоначально Иван давал поручения, «приказывал»
руководить послами, организовывать сторожевую
службу, собирать налоги и т.д. Боярин
для исполнения этих поручений получал
помощников, так появились постоянно действующие
органы управления – Приказы. Посольский
приказ – связи с другими странами. Поместный
приказ – распределение земель. Разрядный
приказ – служебные дела дворян, и многие
другие.
К концу 40-х годов при молодом царе
складывается узкий круг его советников
и консультантов, которым он доверяет
ведение государственных дел. Этот круг
близких к нему людей получил название
"Избранная рада".Состав Избранной
рады как бы отразил компромисс между
различными слоями господствующего класса.
Избранная рада просуществовала всего
десятилетие. Это было время деятельности
решительных и энергичных реформаторов,
протекавшей в условиях относительного
мира между всеми классами и сословиями
русского общества. За этот краткий период
государственное и социальное устройство
России претерпело значительные изменения,
каких не происходило за целые века неспокойного
развития.
В период создания централизованного
государства, а также во время
междуцарствия и внутренних распрей
роль законодательного и совещательного
органа при великом князе, а позднее при
царе играла Боярская дума, которая при
Иване Грозном увеличилась почти втрое,
с тем, чтобы ослабить роль старой боярской
аристократии.Правительство Рады ознаменовало
рождение нового равного другим европейским
странам по силе и культуре государства
Россия. Являясь примером правительства
с точки зрения честности и бескорыстия
оно создало предпосылки к утверждению
сильной государсвенной власти, основанной
не на самодурстве, а на законе служащему
на процветание русской нации и в итоге
всего цивилизованного света.
В Избранную раду входили приближенные
царя Ивана IV Грозного. Видное положение
в Избранной раде занимали думный дворянин
А.Ф. Адашев, придворный священник Сильвестр,
митрополит Макарий, думный дьяк И.М. Висковатый,
князь А.М. Курбский. Рада обсуждала планы
государственных реформ, внешней политики
и руководила их осуществлением. От мнения
Избранной рады зависели назначение военачальников
и руководящих лиц центрального и местного
аппарата управления, решения по судебным
и местническим делам. Важное значение
приобрел возглавляемый Адашевым Челобитный
приказ, который направлял деятельность
других учреждений. Компромиссная политика
Избранной рады в сфере распространения
прав и привилегий боярства на дворян,
несмотря на непоследовательность, была
выгодна дворянству. Правление Избранной
рады отмечено реформами в области центрального
и местного управления и суда.
Разносторонностью и вдумчивостью отличались
проекты И.С. Пересветова,
защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов,
кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,-
вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы
и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-
гуманистическим движением.
Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов,
которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и
Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве
означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных
против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены”
несовершеннолетние годы Ивана IV. К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства , отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.
Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно
констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить
земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию
и государственные финансы.
Реформы, проведенные "Избранной
радой", хотя не все были полностью осуществлены,
означали важный шаг вперед в направлении
централизации власти и преодоления пережитков
феодальной раздробленности. Они привели
к крупным военным и внешнеполитическим
успехам. Было завоевано татарское Казанское
ханство, затем были покорены подвластные
Казани народы (черемисы, мордва, чуваши,
башкиры). В 1556 г. была завоевана Астрахань.
Таким образом, все среднее и нижнее Поволжье
(как и вся область на реке Каме) вошло
в состав Московского государства. Этими
военными успехами были открыты для колонизации
огромные пространства плодородных и
малозаселенных земель.
Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван обратил внимание на запад, желая пробиться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена. В 1558 г. царь послал свои рати на Ливонию. Война сначала была удачной, но потом привела к длительным военно-политическим осложнениям и неудачам. Не желая подчиниться московскому царю, магистр Ливонского ордена Кетлер отдался под покровительство и защиту Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повдлекела за собой войну с Литвой и Швецией. Царь Иван, однако, решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний русский город Полоцк.
"Избранная рада" проводила
реформы, рассчитанные на длительный период,
а царь стремился к немедленному результату.
Слишком же торопливыми структурные преобразования
быть не могут. В условиях России XVI в.,
где созрели предпосылки для централизации,
ускоренное движение к ней, возможно, было
только на путях насилия и террора, так
как еще не был сформирован аппарат власти,
особенно на местах.
Усиление государства, ослабление позиций
феодальной знати поставило
вопрос о месте церкви в государстве и ее отношениях с царской властью.
Царская же власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла
остаться в стороне от назревших церковных преобразований. В 1551 году был
собран церковный собор Стоглав, получивший свое название за то, что его
постановления содержали 100 глав. На соборе собранном по инициативе Ивана
IV и митрополита Макария, присутствовали служилые люди. Собор по
предложению царя, нуждавшегося в поддержке церкви, одобрил Судебник и
проводимые реформы.На соборе был оформлен общерусский пантеон святых,
приняты меры по наведению порядка в поведении церковников. На соборе встал
вопрос о церковном
земли. В тоже время царская власть установила контроль над ростом
церковного землевладения. Церковь по решению собора должна была вернуть
владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла
приобретать и продавать земли только с разрешения царя.
На Стоглавом соборе между церковью и царской властью был заключен
компромисс.
2.Государственные реформы Ивана Грозного.
Зе́мский собо́р (Совет всей земли)
— высшее сословно-представительское
учреждение Российского царства с середины
XVI до конца XVII века, собрание представителей
всех слоёв населения (кроме крепостных
крестьян) для обсуждения политических,
экономических и административных вопросов.
Земский собор существовал в
условиях сословно-представительной монархии.
Он решал вопросы внешней политики и финансов.
На нем избирались новые цари. В состав
Земских соборов входили Боярская дума,
Освященный собор - представители высшего
духовенства. Первый Земский собор был
созван в 1549 году. Он принял решение составить
новый Судебник (утвержден в 1550 году) и наметил
программы реформ.
Приказы – органы центрального управления,
обязанности которых были схожи с теперешними
министерствами. Каждый приказ отвечал
за отдельную отрасль. Например, Посольский
приказ курировал дипломатическую службу,
внешнюю политику, Разрядный приказ занимался
военными делами, службой бояр и их детей,
Поместный – управлял сведениями об имениях
государевых служащих. Челобитный приказ
разбирался с самоуправством и взяточничеством
властных структур, также осуществлял
контроль над остальными приказами (действительно,
этот приказ несколько сдерживал самоуправство
властей). Существовали и другие приказы:
Разбойный приказ (уголовные дела), Ямской
(почтовая служба), Большой (сбор налогов).
Были отдельные приказы, осуществлявшие
власть над территориями (например, Новгородский
приказ управлял Новгородской землёй).
Позже были основаны Стрелецкий приказ
– он управлял городовыми казаками и стрелецким
войском; Пушечный приказ набирал солдат
на службу, определял их оклад, отправлял
в походы, продвигал по служебной лестнице,
наказывал за проступки; Печатный приказ
также называли «печатной конторой» –
он удостоверял подлинность документов,
грамот, указов.
Также создавались временные приказы,
выполнявшие отдельные
Приказами руководили бояре (современные министры) со своими помощниками – дьяками, которые зачастую и занимались всеми делами. В подчинении приказов также находились подьячие и другие люди.
Основной каркас приказной системы
управления сохраняется до конца XVII
века. И всё-таки приказная система
органов центрального управления не
смогла бороться с основными проблемами
власти на Руси – междоусобицами зажиточных
бояр.
В начале 1551 г. царь Иван «возвещает отцу
своему преосвященному Макарию, митрополиту
всеа Руссии, собор Божиих слуг совокупити
повеле вскоре».
И в мае 1551 в Москве состоялся церковный Стоглавый собор. Вопросы, обсужденные на нем, стали сводом узаконений для церковной жизни Руси в течение последующих ста лет, оказали также большое воздействие на мирскую жизнь Московского государства. Для русских староверов решения Стоглава и сегодня являются законом.
Официальная задача собора состояла в «утверждении веры и исправлении церковного благочиния» в связи с государственным «благозаконием» и «земским устроением».
Материальные реформы, по мысли Ивана Васильевича, должны были получить гармоничное соответствие в духовной жизни народа, которая тогда полностью концентрировалась вокруг церкви.
Иван IV представил 69 вопросов для соборного обсуждения, чем определил его обширную программу. Вопросы эти касались церковного управления, способов поднятия уровня общественной нравственности, просветительской деятельности среди мирян, мероприятий благотворительности.
В своих постановлениях Собор обличал сребролюбие, корыстолюбие, пьянство, недостойное поведение духовных лиц и мирян (главы 41, 49, 52 и 93).
Собор предложил избирать духовных пастырей, «как и доселе избирали, грамоте гораздых и житием непорочных» (гл. 41). Таким образом, узаконивалась выборность священников, чего не знала ни католическая церковь, ни государственные протестантские церкви, как например лютеранство и англиканство.
Местные общества (приходы) будут теперь в обязательном порядке выбирать причетников и священников, которых местный епископ будет полагать в сан. А в жизни каждой русской общины, городской или сельской, священники играли огромную роль, и не только в церковных делах, но и в гражданских. Без них не делалось ни одно общественное начинание, не составлялась ни одна просьба к правительству.
В то же время, согласно постановлению Стоглава, при митрополите и епископе, при монастырях, для заведывания делами, не относящимися к церковными, должны были находиться миряне.
Информация о работе Формирование Российского централизованного государства в VXI веке