Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:25, контрольная работа
Внутреннюю политику Ивана Грозного можно условно разделить на два периода: период реформ Избранной Рады и период опричнины. Перед ним стояла важнейшая задача – совершенствование управления страной.
Цели и направления внутренней политики: совершенствования в военной системе, развитие торговли, рост старых и возникновение новых городов, преобразования судебника Ивана III и сокращение церковных привилегий. Первоначально Иван давал поручения, «приказывал» руководить послами, организовывать сторожевую службу, собирать налоги и т.д. Боярин для исполнения этих поручений получал помощников, так появились постоянно действующие органы управления – Приказы. Посольский приказ – связи с другими странами.
1. Иван Грозный и особенности централизации России…………………………….3
2.Государственные реформы Ивана Грозного………………………………………..5
3.Опричнина…………………………………………………………………………….9
Тест…………………………………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………………11
С целью нравственного оздоровления общества, собор призвал духовных пастырей «учить своих духовных детей жить в чистоте духовной и телесной, пребывать в братолюбии. Иметь любовь между собою» (гл. 32).
«Это стремление уврачевать нравственные язвы, — говорит историк С. М. Соловьев о решениях Стоглава, — это сознание своих недостатков и нежелание мириться с ними, обнаруживало силу общества, способность его к дальнейшему преуспеянию».
Собор постановил и об учреждении во всех городах книжных училищ; преподаватели для них должны были избираться (гл. 26).
«Тем же протопопом, и старейшим священником, и со всеми священники и дияконы кийждо (каждый) во своем городе, по благословению своего Святительства, избирати доблих и духовных священников и дияконов и дияков же, наученых и благочестивых… И у тех священников и дияконов учинити в домех училища, чтобы священники и дияконы, и вси православные Християне в коемждо (каждом) граде, предавали им своих детей, в научение грамоте, и на научение книжнаго писания… и чтоб священники и дияконы и дьяки и выбранныя, учили своих учеников страху Божию и грамоте».
Это решение Стоглава можно считать за начало народного образования в русском государстве.
Нищих и престарелых, «не имущих где главы подклонити», собор предложил «устроити в богадельнях пищею и одеждою».
Этим постановлением Собор поставил на регулярную основу заботу о наиболее обездоленных членах общества. Напомню, что в то время церковь играла роль не только духовного учреждения, но и важного хозяйствующего субъекта, владела большими имуществами, поэтому обладала наилучшими возможностями для организации социального обеспечения.
Также собор постановил учредить особый налог для выкупа пленных («пленный окуп») — вместе с другими средствами казны он должен был использоваться для вызволения десятков тысяч русских людей, томящихся в рабстве у крымцев, турков или казанцев.
Своими постановлениями собор 1551 г. утвердил древлеправославные догматы и обычаи, содействовал устранению пороков и злоупотреблений в церковных и общественных делах. В значительной степени благодаря решениям Стоглава, русская церковь никогда не будет выступать в роли мучителя и казнителя невинных людей, как это происходило в западно-христианских церквях. «Правила, установленные Стоглавом, — говорит С. М. Соловьев, — имели для всех авторитет непререкаемый».
Стоглав утвердил и разработанный перед этим царский Судебник.
«Стоглав, — говорит И. Д. Беляев, — рядом с Судебником, замыкает великое дело Иоанна IV, дело земского и церковного устроения. Судебник и Стоглав — это два фокуса, в которые собираются все разноцветные лучи прежней областной жизни удельной Руси.
Согласно общему приговору царя,
митрополита и других архиереев
от 1 мая 1551 г. (включенному в перечень
постановлений Стоглавого собора),
архиепископы, епископы и монастыри обязывались
передать государственной казне все земли,
пожалованные им после смерти Василия
III, т. е. во времена смуты и беззаконий
боярского правления. Кроме того, церковные
власти должны были вернуть старым владельцам
— дворянам и крестьянам — поместья и
черные земли, отнятые за долги или „насильством“.
Это решение, во многом, соответствовало
философии „нестяжателей“, идущей от
Нила Сорского»
При устройстве стрелецкого войска царь Иван Васильевич
распорядился так, чтобы это войско набиралось
из охотников, как и все приборные войска,
и в то же время, чтобы оно в своем общественном
положении подходило более к тяглым людям,
общинникам, а не служилым людям, помещикам;
и поэтому, хотя стрельцы подобно помещикам
наделены были землею, но земля им была
дана на общины или слободы, а не лично
как помещикам. Каждая стрелецкая слобода
составляла свою общину, с своим управлением,
с своими выборными властями и съезжею
избою, где назначенный от государя стрелецкий
голова творил суд и управу между стрельцами.
Каждая стрелецкая слобода, или полк получала
определенное пространство земли на всю
слободу и сама уже делила ее на столько
участков, сколько положено прибрать людей
на всю слободу, и на каждый земельный
участок сажала стрельца, прибирая его
из вольных, гулящих людей (не состоящих
ни в каком тягле, ни в службе) за круговою
порукою стрельцов всей слободы или полка.
Каждый приборный стрелец обязывался
службою лично и со всеми своими сыновьями
и племянниками, которые живут с ним в
одной семье, и считался на службе без
отпуска до конца жизни, или пока не получит
отставку по неспособности, т. е. по старости
или болезни.Стрелец, получивший отставку
с тем вместе лишался и той доли земли,
которая ему была дана при поступлении
в службу, ежели у него не было ни сыновей,
ни племянников способных занять его место
в полку. Вместе с двором стрельцы получали
казенное оружие, служилое платье, денежное
и хлебное жалованье каждый год, а в случае
военного похода подводы или деньги на
подъем. Кроме того стрельцам было предоставлено
право заниматься разными городскими
промыслами с освобождением от всех городских
податей и повинностей, выключая те случаи,
когда который стрелец торговал на сумму
выше 50 тогдашних рублей (что на нынешние
деньги составит до 600 рублей серебром),
да и тогда стрелец обязан был платить
только торговые пошлины. Все это ставило
стрельцов в тесные отношения к городским
промышленным людям и отдаляло от служилых
людей, помещиков и вотчинников, так что
и по происхождению, и по образу жизни,
и по службе у стрельцов не было ничего
общего с дворянами и детьми боярскими.
А что всего важнее, стрельцы вполне зависели
от воли государя и никогда не имели никаких
общественных прав помимо своей службы.
Одинаковое с стрелецким устройством
имели при царе Иване Васильевиче и все
другие разряды приборной службы, — служба
городовых казаков, служба затинщиков,
служба пушкарей и прочие; все они прибирались
из вольных людей, не состоящих ни в тягле,
ни в службе, все селились особыми слободами,
все получали землю на общинном праве
на целую слободу, все управлялись своими
выборными начальниками, под главным ведением
головы или сотника, назначенного государем,
и по своему устройству и образу жизни
ближе подходили к тяглым земским людям,
нежели к помещикам, и с сими последними
не имели никакой связи. Таковый же порядок
и устройство, по смерти царя Ивана Васильевича,
получили вновь заведенные полки служилых
людей иноземного строя, — солдатские,
рейтарские и другие, которые также поступали
на службу по прибору из вольных людей,
селились особыми слободами и владели
землею на общинном праве. А вызываемые
на службу иноземцы вообще служили по
найму и только некоторые из их начальников
получали поместья и вотчины."
Разрядные книги, также известные
как разряды — книги записи официальных
распоряжений в Московском государстве.
В них записывались извлечения из официальных
документов. В них отмечались повод и порядок
употребления служилых военных сил государства,
ежегодные назначения служилых людей
на военную, гражданскую и придворную
службу. Кроме того, в них записывались
«объезжие головы в Москве для береженья
от огня и от всякого воровства» и «записи
о счетных делах» в конце каждого года.
Начали их составлять с 1471 года и продолжали
вплоть до 1682 года.
Кормле́ние — вид пожалования великих
и удельных князей своим должностным лицам,
по которому княжеская администрация
содержалась за счёт местного населения
в течение периода службы. Кормления порождали
произвол и злоупотребления местных властей,
заинтересованных в обогащении в период
пребывания в кормленщиках. Поэтому уже
с XV века московские великие князья регламентировали
доходы кормленщиков путём выдачи специальных
«кормленных» и уставных грамот. В конце
XV — начале XVI века происходил перевод
натуральных кормов в денежные. В результате
земской реформы 1555-56 система кормлений
была ликвидирована. В 1555 был издан указ
об отмене кормлений, который применялся,
однако, не сразу и не повсеместно: источники
продолжают упоминать о кормлениях в течение
второй половины XVI века. Сборы на содержание
кормленщиков преобразованы в особый
налог в пользу казны («кормленый окуп»),
установленный в определённом размере
для различных категорий земель (дворянских,
чёрных, дворцовых). Сбор налога производился
на чёрных землях земскими старостами,
а в районах поместно-вотчинного землевладения
специальными сборщиками либо городовыми
приказчиками.
Губная реформа - реформа местного
управления в Русском государстве XVI в.
Была вызвана обострением социальной
борьбы. По этой реформе дела о «ведомых»
лихих людях (разбойниках и ворах) были
изъяты из суда наместников и волостелей
и переданы «выборным головам» (губным
старостам) из местных детей боярских.
В помощь им из «лучших» (зажиточных) крестьян
избирались губные целовальники. Губная
реформа предоставила господствующему
классу широкие возможности для использования
губных органов в борьбе с антифеодал,
выступлениями крестьян и холопов. Наиболее
ранние губные грамоты относятся к 1539
г. К этому времени в Москве учреждается
Разбойный приказ для надзора за деятельностью
губных органов. В нач. 40-х гг. XVI в. Губная
реформа была проведена в большинстве
районов России, завершена правительством
Ивана Грозного к 1555 - 1556. Наибольшее развитие
губная организация как форма местного
самоуправления получила во 2-й пол. XVI
в. в связи с образованием сословно-представительной
монархии. В результате земской реформы
Ивана IV губные учреждения превратились
в гл. органы уездного управления. В их
ведение перешли составление кабальных
книг, почти все уголовные дела, надзор
за общественным порядком в уездах (губах)
и др. полицейские функции. В Москве 1555
- 1556 создана первая Уставная книга Разбойного
приказа. В следующем веке губные старосты
были ближайшими помощниками воевод.
Реформы Ивана Грозного оказали большое
значение на развитие государства. Оно
стало укрепленным и централизованным,
упорядочены действия различных атрибутов
власти – закон, управление, налоги, суд,
сложилась новая социальная опора власти
– служилое сословие ( дворянство), но
при этом выросла политическая нестабильность,
начала формироваться государственная
система крепостного права, возник династический
кризис и нравственный мировоззренческий
кризис в обществе.
3. Опричнина.
Опри́чнина — период в истории России
(с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным
террором и системой чрезвычайных мер.
Также «опричниной» называлась часть
территории государства, с особым управлением,
выделенная для содержания царского двора
и опричников («Государева опричнина»).
Опри́чник — человек, состоящий в рядах
опричного войска, то есть гвардии, созданной
Иваном Грозным в рамках его политической
реформы в 1565 году. Опричник более поздний
термин. Во времена Ивана Грозного опричников
называли «государевыми людьми».
Исторические оценки опричнины могут
кардинально отличаться в зависимости
от эпохи, научной школы, к которой принадлежит
историк и т.п.
Дореволюционные концепции.
По мнению большинства дореволюционных
историков, опричнина была проявлением
болезненного помешательства царя и его
тиранских наклонностей.
Советская концепция.
Возобладала точка зрения о прогрессивном
характере опричнины, которая, согласно
этой концепции, была направлена против
остатка раздробленности и влияния боярства,
рассматривавшегося как реакционная
сила, и отражала интересы служилого дворянства,
поддерживающего централизацию, что, в
конечном счете, отождествлялось с общенациональными
интересами
Постсоветские исследования.
В основном не научные исследования,
а больше популистские рассуждения.
Причины введения опричнины: противоборство
царя с его окружением, вызванное становлением
самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской
знати; неудовлетворенность царя результатом
проводимой внешней политики (ходом Ливонской
войны).
Цель опричнины:
-стремление царя к единовластию;
-сосредоточение главных сил на продолжении
начатой в 1558 году Ливонской войны.
Характер осуществления.
Этот своеобразный аграрный переворот,
суть которого – перераспределение земель
бояр против дворянства, привел к ослаблению
крупного феодально-вотчинного землевладения
и ликвидации его независимости от центральной
власти.
Отрицательные последствия опричнины.
Разорена экономика страны ( обезлюдение
страны, хозяйственный кризис, гибель
людей, голод). Опричнина ослабила военную
мощь Руси ( 1571 – набеги крымских татар
на Русь, Девлет-Гирей сжег Москву). Учреждение
опричнины вызвало недовольство населения
политикой царя.
Заключение.
Иван IV вошел в историю не только как
тиран. Он был одним из самых образованных
людей своего времени, обладал феноменальной
памятью, богословной эрудицией. Царь
способствовал организации книгопечатания
в Москве и строительству храма Василия
Блаженного на Красной площади.
Исторический период преобразований в
жизни России во времена правления царя
Ивана Грозного 1547 – 1584 гг, имел важное
значение для укрепления центральной
власти в государстве, успехов внутренней
политики и внешнеполитических побед.
Иван ставил перед собой задачи улучшения
Русского государства не только в высших
слоях, но и на общенародном уровне, как
ему казалось, хотя в его работе больше
прослеживается путь реформ только на
уровне высших сословий. В царствование
Ивана IV осуществляется широкая систематическая
государственная реформа. Эти преобразования
стоят в тесной связи с внешними отношениями
Московской России, ее укрепления и расширения
как Российского государства. Реформы
50-ых годов XVI века Ивана Грозного сыграли
огромную положительную роль с истории
Русского государства.
Тест:
Укажите является ли верным данное утверждение:
«В отличие от стран Западной Европы процесс
централизации Российского государства
сопровождается закрепощением крестьян и был обусловлен не только внутренними,
сколько внешнеполитическими причинами»
Ответ: да.
Список используемой
литературы:
-История России (IX-XX вв.). Под ред. А.Н.
Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1996. – 298 с.
-История Отечества. Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 314 с.
-Маркова, А.Н. История России в вопросах и ответах / А.Н. Маркова, Е.М. Скворцова, И.А. Андреева. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 254 с.
-Российская история. Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 1997. – 328 с.
-Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова, В.И. Буганов.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 303 с.
Информация о работе Формирование Российского централизованного государства в VXI веке