Франция во второй половине 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

В 1946 Учредительное собрание приняло проект новой конституции, устранявший ряд недостатков Третьей республики. Генерал де Голль высказывался за установление авторитарного президентского режима. Коммунисты (которые благодаря активному участию в Сопротивлении играли теперь важную роль в правительстве) внесли предложение о едином Законодательном собрании. Однако большинство избирателей сочло, что этот план таит в себе угрозу коммунистического заговора, и не приняли его на всеобщем референдуме. На втором референдуме была принята компромиссная конституция, согласно которой слабый президент и совещательная консультативная верхняя палата дополнялись влиятельным Национальным собранием, осуществлявшим контроль за деятельностью правительства.

Файлы: 1 файл

ФРАНЦИЯ.docx

— 93.70 Кб (Скачать файл)

Четвёртая республика (1946—1958) 


В 1946 Учредительное собрание приняло проект новой конституции, устранявший ряд недостатков  Третьей республики. Генерал де Голль  высказывался за установление авторитарного  президентского режима. Коммунисты (которые  благодаря активному участию  в Сопротивлении играли теперь важную роль в правительстве) внесли предложение  о едином Законодательном собрании. Однако большинство избирателей  сочло, что этот план таит в себе угрозу коммунистического заговора, и не приняли его на всеобщем референдуме. На втором референдуме была принята  компромиссная конституция, согласно которой слабый президент и совещательная  консультативная верхняя палата дополнялись влиятельным Национальным собранием, осуществлявшим контроль за деятельностью правительства. Сходство между Четвёртой и Третьей республиками было очевидным.

В 1947 США провозгласили  развернутую программу экономической  помощи (план Маршалла) с тем, чтобы предотвратить распад экономической и политической структуры Европы и ускорить реконструкцию её промышленности. США предоставляли помощь при условии, что создаваемая Организация европейского экономического сотрудничества положит начало интеграции государств Европы.

Тем временем начинается Холодная война, и в 1949 году Соединёнными Штатами  для укрепления своих позиций  в Западной Европе была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Франция приняла участие в общих мероприятиях по договору, хотя это тяжелым камнем легло на бюджет страны и истощило её военные ресурсы. Таким образом, возник неразрешимый конфликт между выполнением договорных обязательств перед НАТО и финансовыми возможностями Франции.

После Второй мировой войны  в странах Юго-Восточной Азии, включая французский протекторат  Индокитай, активизировалось национально-освободительное  движение. Хотя временное правительство  де Голля обещало предоставить политические права всем подданным, что было подтверждено конституцией 1946, Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, выступавший против сил Вьетнама, которые ранее боролись за освобождение страны от японских оккупантов, а затем  получили поддержку Китая. После  заключения перемирия в Корее  стало ясно, что Франции придется эвакуировать свои войска из Вьетнама.

В этот период в самой  Франции усилились попытки коммунистов  дискредитировать американскую помощь или отказаться от неё, а партия де Голля Объединение французского народа (РПФ), желая уберечь страну от коммунизма, стремилась к власти и изменению государственного строя. На всеобщих выборах 1951 партийно-политическая борьба достигла своей кульминации. Коммунисты и голлисты набрали значительное число голосов. Однако благодаря изменению избирательного закона (отказа от пропорциональной системы выборов и введения голосования по мажоритарной системе) республиканские партии, объединившиеся перед выборами в блок под названием «Третья сила», смогли завоевать почти две трети мест в Национальном собрании. Это позволило им сформировать коалиционное правительство.

Вскоре после полного  поражения французской армии  в Индокитае, в широкомасштабном сражении при Дьенбьенфу, новым премьер-министром был назначен Пьер Мендес-Франс. В прошлом финансовый эксперт, придерживающийся твердых антиколониалистских взглядов, он провел мирные переговоры и в июле 1954 подписал Женевские соглашения о прекращении войны в Индокитае. Хотя у Мендес-Франса была собственная программа, он сразу же вовлекся в борьбу за утверждение договора об организации Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) и за включение в его состав ФРГ. Во Франции противники возрождения германской армии были настолько влиятельны, что этот договор, инспирированный США, так и не был ратифицирован. Неудача Мендес-Франса, поддержавшего проект ЕОС, вызвала неприязнь к нему со стороны христианских демократов во главе с Жоржем Бидо. В результате правительство вынуждено было уйти в отставку.

В середине 1950-х годов  начались волнения в Северной Африке — Тунисе, Марокко и Алжире (два первых считались французскими протекторатами, а последний — заморским департаментом Франции). В 1956 независимость получил Тунис, а в 1957 — Марокко. Армия, только что вернувшаяся из Индокитая, была переброшена в Алжир для отражения террористических нападений повстанцев Фронта национального освобождения (ФНО). Хотя во время предвыборной кампании Молле обещал вести мирные переговоры с повстанцами, весной 1956 он объявил в стране всеобщую мобилизацию, чтобы силой усмирить Алжир. Поскольку Египет поддерживал ФНО, Франция в отместку направила свои войска, чтобы помочь Англии в её кампании в зоне Суэцкого канала осенью 1956. Ввязавшись в этот конфликт, французское правительство утратило доверие народа и политический престиж, а также значительно истощило казну. Французская армия в Алжире при подстрекательстве и поддержке европейцев, составлявших 10 % всего общего населения этой страны, фактически перестала подчиняться правительству.

Хотя крупные города Алжира удалось утихомирить, в самой  Франции поднималась волна недовольства. Тот факт, что армия явно превышала  свои полномочия, не освобождал правительство  от моральной ответственности. Однако в случае наведения порядка в  армии страна лишилась бы эффективной  силы и утратила надежду на победу. Подстрекаемые лидерами голлистов, армия и французские колонисты оказывали открытое неповиновение правительству. Бурные митинги и демонстрации, развернувшиеся в Алжире, перекинулись на Корсику, метрополия оказалась под угрозой гражданской войны или военного переворота. Раздираемая противоречиями Четвёртая республика 2 июня 1958 передала чрезвычайные полномочия Шарлю де Голлю — единственному человеку, который мог бы спасти Францию.


Послевоенное правительство       Ш. де Голль.


С августа 1944 года де Голль — председатель Совета Министров Франции (Временное правительство). Свою недолгую, полуторагодовую деятельность на этом посту он впоследствии характеризует как «спасение». «Спасать» Францию пришлось от планов англо-американского блока: частичной ремилитаризации Германии, исключения Франции из числа великих держав. И в Думбартон-Оксе, на конференции Великих держав по созданию ООН, и на Ялтинской конференции в январе 1945 года представители Франции отсутствуют. Незадолго до ялтинской встречи де Голль отправляется в Москву с целью заключения союза с СССР перед лицом англо-американской опасности. Генерал впервые посетил СССР с 2 по 10 декабря 1944 года, прибыв в Москву через Баку.

В последний день этого визита в  Кремле Сталин и де Голль подписали договор о «союзе и военной помощи». Значение этого акта было, прежде всего, в возвращении Франции статуса великой державы и признании её в числе государств-победителей. Французский генерал де Латр де Тассиньи вместе с полководцами союзных держав принимает в Карлсхорсте в ночь с 8 на 9 мая 1945 года капитуляцию германских вооружённых сил. Для Франции отведены оккупационные зоны в Германии и Австрии.

После войны сохранялся низкий уровень  жизни, росла безработица. Не удалось  даже должным образом определить политическое устройство страны. Выборы в Учредительное собрание не дали преимущества ни одной партии (относительное  большинство получили коммунисты, Морис Торез стал вице-премьером), проект Конституции неоднократно отклонялся. После одного из очередных конфликтов по поводу расширения военного бюджета де Голль 20 января 1946 года покидает пост главы правительства и удаляется в Коломбэ-ле-Дез-Эглиз (фр. Colombey-les-Deux-Églises), небольшое поместье в Шампани (департамент Верхняя Марна). Сам он сравнивает своё положение с изгнанием Наполеона. Но, в отличие от кумира своей юности, у де Голля есть возможность наблюдать за французской политикой со стороны — не без надежды вернуться в неё.

В оппозиции


Дальнейшая политическая карьера  генерала связана с «Объединением  французского народа» (по французской  аббревиатуре RPF), при помощи которого де Голль планирует прийти к власти парламентским путём. RPF устраивает шумную агитационную кампанию. Лозунги  всё те же: национализм (борьба с  влиянием США), соблюдение традиций Сопротивления (эмблемой RPF становится Лотарингский крест, блиставший некогда посреди  «Ордена Освобождения»), борьба со значительной коммунистической фракцией в Национальном собрании. Успех, казалось бы, сопутствует де Голлю. Осенью 1947 года RPF одерживает победу на муниципальных выборах. В 1951 году 118 мест в Национальном собрании уже в распоряжении голлистов. Но до триумфа, о котором мечтал де Голль, далеко. Абсолютного большинства эти выборы RPF не дали, коммунисты ещё более укрепили свои позиции, а главное — дурные плоды принесла избирательная стратегия де Голля.

Действительно, генерал объявляет  войну строю Четвёртой республики, постоянно отмечает своё право на власть в стране в силу того, что он и только он привёл её к освобождению, уделяет значительную часть выступлений резкой критике коммунистов и т. п. К де Голлю примыкает большое число карьеристов, людей, зарекомендовавших себя не лучшим образом во время режима Виши. В стенах Национального собрания они включаются в парламентскую «мышиную возню», отдав свои голоса крайне правым. Наконец, наступает полный крах RPF — на таких же муниципальных выборах, как и на тех, с которых началась история его восхождения. 6 мая 1953 года генерал распускает свою партию.

Наступает наименее открытый период жизни де Голля — так называемый «переход через пустыню». Пять лет он проводит в уединении в Коломбэ, работая над знаменитыми «Военными мемуарами» в трёх томах («Призыв», «Единство» и «Спасение»). Генерал не просто излагает ставшие историей события, но и стремится найти в них ответ на вопрос: что же привело его, никому не ведомого бригадного генерала, на роль национального лидера? Только глубокое убеждение в том, что «наша страна перед лицом других стран должна стремиться к великим целям и ни перед чем не склоняться, ибо в противном случае она может оказаться в смертельной опасности»[15].

Возвращение к власти


1957—1958 годы стали годами глубокого политического кризиса IV Республики. Затяжная война в Алжире, безуспешные попытки сформировать Совет министров, наконец — экономический кризис. По позднейшей оценке де Голля, «многие руководители режима сознавали, что проблема требует кардинального решения. Но принять жёсткие решения, которых требовала эта проблема, снести все препятствия на пути их осуществления… было выше сил неустойчивых правительств… Режим ограничивался тем, что с помощью солдат, вооружения и денег поддерживал борьбу, свирепствовавшую по всей территории Алжира и вдоль границ. Материально это стоило очень дорого, ибо приходилось держать там вооружённые силы общей численностью 500 тысяч человек; это обходилось дорого и с точки зрения внешнеполитической, ибо весь мир осуждал безысходную драму. Что же касалось, наконец, авторитета государства, это было буквально разрушительно»[7]:217, 218.

Активизируются т. н. «ультраправые» военные группировки, оказывающие сильное давление на алжирское военное руководство. 10 мая 1958 года четыре алжирских генерала обращаются к президенту Рене Коти с ультимативным по сути требованием не допустить отказа от Алжира. 13 мая вооружённые формирования «ультра» захватывают здание колониальной администрации в городе Алжире; генералы телеграфируют в Париж с требованием, обращённым к Шарлю де Голлю, «нарушить молчание» и сделать обращение к гражданам страны с целью создания «правительства общественного доверия»[4]:357.

Если бы заявление это прозвучало год назад, в разгар экономического кризиса, оно было бы воспринято как  призыв к государственному перевороту. Теперь, перед лицом нешуточной опасности  переворота, на де Голля возлагают  надежды и центристы Пфлимлена, и умеренные социалисты Ги Молле, и — прежде всего — алжирские мятежники, которых он прямо не осудил. Чаша весов склоняется на сторону де Голля, после того как путчисты в считанные часы захватывают остров Корсику. Циркулируют слухи о высадке в Париже парашютно-десантного полка. В это время генерал уверенно обращается к мятежникам с требованием подчиняться своему командованию. 27 мая «призрачное правительство» Пьера Пфлимлена подаёт в отставку. Президент Рене Коти, обратившись к Национальному собранию, требует избрания премьером де Голля и передачи ему чрезвычайных полномочий для формирования правительства и пересмотра Конституции. 1 июня 329 голосами де Голль утверждён на посту Председателя Совета Министров.

Решительными противниками прихода  к власти де Голля выступили: радикалы под руководством Мендес-Франса, левые социалисты (в том числе будущий президент Франсуа Миттеран) и коммунисты во главе с Торезом и Дюкло. Они настаивали на безусловном соблюдении демократических устоев государства, которые де Голль хотел пересмотреть в самом скором времени.

Конституционная реформа. Пятая Республика


Уже в августе на стол премьер-министра кладется проект новой Конституции, по которой Франция живёт до настоящего времени. Полномочия парламента значительно  ограничивались. Сохранялась принципиальная ответственность правительства  перед Национальным собранием (оно  может объявить правительству вотум  недоверия, однако президент, назначая премьера, не должен вносить его  кандидатуру для утверждения  в парламент). Президент, согласно статье 16, в случае, когда «независимость Республики, целостность её территории или выполнение её международных  обязательств находится под серьёзной  и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование государственных  институтов прекращено» (что подводить  под это понятие — не оговорено), может временно взять в свои руки совершенно неограниченную власть.

Принципиально менялся и принцип  избрания президента. Отныне глава  государства избирался не на заседании  Парламента, но коллегией выборщиков, состоявшей из 80 тыс. народных избранников (с 1962 года, после принятия на референдуме конституционных поправок — прямым и всеобщим голосованием французского народа[16]).

28 сентября 1958 года завершилась двенадцатилетняя история IV Республики. Французский народ поддержал Конституцию более чем 79 % голосов. Это был прямой вотум доверия генералу. Если до этого все его претензии, начиная с 1940 года, на пост «главы свободных французов» диктовались неким субъективным «призванием», то итоги референдума красноречиво подтверждали: да, народ признал де Голля своим лидером, именно в нём видит выход из сложившейся ситуации.

Информация о работе Франция во второй половине 20 века