Франция во второй половине 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

В 1946 Учредительное собрание приняло проект новой конституции, устранявший ряд недостатков Третьей республики. Генерал де Голль высказывался за установление авторитарного президентского режима. Коммунисты (которые благодаря активному участию в Сопротивлении играли теперь важную роль в правительстве) внесли предложение о едином Законодательном собрании. Однако большинство избирателей сочло, что этот план таит в себе угрозу коммунистического заговора, и не приняли его на всеобщем референдуме. На втором референдуме была принята компромиссная конституция, согласно которой слабый президент и совещательная консультативная верхняя палата дополнялись влиятельным Национальным собранием, осуществлявшим контроль за деятельностью правительства.

Файлы: 1 файл

ФРАНЦИЯ.docx

— 93.70 Кб (Скачать файл)

— введён лимит на переизбрание: отныне «никто не может осуществлять более  двух последовательных мандатов Президента Республики»);

— кандидаты на государственные  должности «ввиду их значимости для  защиты прав и свобод человека и  экономической и социальной жизни  Нации» до назначения Президентом будут  заслушиваться постоянными комиссиями Национального Собрания и Сената; Парламент может наложить «вето» на кандидатуру, если «за предложение  об отрицательном голосовании будет  подано в совокупности 3/5 голосов  присутствующих»;

— взятие полноты власти Президентом, согласно ст. 16 Конституции, ставится под  контроль Конституционного совета (он высказывается о целесообразности чрезвычайного положения с точки  зрения Конституции);

— Президент больше не будет возглавлять  Высший совет магистратуры (высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмана — Защитника прав;

— самое главное: по американскому  образцу, Президент сможет «взять слово» на совместном заседании палат Парламента — Конгрессе.

Вместе с тем, за введённый с  его приходом в Елисейский Дворец стиль президентского правления, Н. Саркози получил прозвище «гиперпрезидент». Ведь, в отличие от своих предшественников на посту Президента Республики, он занимается не только «главными делами страны» (по традиции, заложенной де Голлем, это — преимущественно внешняя и оборонная политика), но всеми более или менее важными вопросами французской политики вообще. «Фантомный» премьер-министр Франсуа Фийон отодвинут им на второй план. Кроме того, Саркози заполняет собой «медийное пространство», практически ежедневно появляясь на телеэкаранах. Последствия новой системы неоднозначны (справедливо при этом, что Саркози меняет стиль, но не «дух» президентского доминирования в рамках Пятой Республики). Его сторонники утверждают, что энергия и «вездесущность» Президента необходимы, чтобы провести в жизнь предвыборные обещания, которые должны качественно, до неузнаваемости изменить Францию, «ввести её в современность». С другой стороны, минусы очевидны — ухудшение арбитражной роли Президента Республики (опять же по канонам Пятой Республики — Президент является избранником народа, стоящим вне политических баталий и над ними), сосредоточение всей исполнительной власти в руках Главы государства, замыкание всего и вся на Президенте может обернуться параличом «государственной системы» в том случае, если Н. Саркози будет, не дай Бог, «выбит из колеи».

Стоит отметить другие юридические  изменения в правовом статусе  Президента Республики с приходом к  власти Н. Саркози. Так, вскоре после  вступления в должность президент  повысил себе зарплату на 140 %[1] и понизил себе налоги [2], что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.

В июне-июле 2007 г. вторая жена президента Сесилия исполняла ряд общественных поручений, связанных с освобождением осуждённых ливийским судом болгарских медиков. Это (а также пользование ею финансами Елисейского дворца) также поставило её под нападки прессы, критичной к её мужу, однако в октябре 2007 года Николя и Сесилия развелись. С этого времени и до брака Саркози с Карлой Бруни 2 февраля 2008 г. у Франции не было первой леди (до этого не состоящими в браке президентами были только холостой до провозглашения императором Луи Наполеон Бонапарт, женившийся за 11 дней до окончания мандата Гастон Думерг, и овдовевший Рене Коти). Саркози стал вторым президентом (после Думерга), вступившим в брак во время пребывания в должности.

Внутренняя политика. Правительство 

17 мая Саркози назначил премьер-министром своего близкого сподвижника Франсуа Фийона, занимавшего во время второго срока Ширака министерские посты. 18 мая Фийон сформировал правительство, куда вошли экс-премьер Ален Жюппе (как государственный министр), левый деятель Бернар Кушнер (как министр иностранных дел) и ряд членов кабинета де Вильпена, включая Мишель Аллио-Мари, возглавившую МИД.

В июне того же года Парламентские выборы во Франции (2007) принесли партии Саркози большинство, однако она получила несколько меньше мест, чем рассчитывала. Кроме того, не избранный депутатом Жюппе подал из правительства в отставку.

На посту президента Саркози  учредил множество комиссий и  консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические и экономические проблемы; осенью 2007 года отчёт должны были предоставить не менее 16 комиссий — уникальный случай в истории Пятой республики.

В октябре-ноябре 2007 разгорелись новые  общественные манифестации и забастовки во Франции (особенно масштабной стала  забастовка работников транспорта), вскоре вновь переросшие в беспорядки в  пригородах Парижа, сопоставимые по масштабу с событиями 2005 года.

Внешняя политика 

В ходе своего первого зарубежного  визита (уже в день инаугурации) Саркози, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель, призвал Германию к активизации сотрудничества.

Отношения с Россией 

22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным[7]. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения. Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно. Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин — «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определённую паузу. Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога.

Евросоюз 

Приоритетом внешней политики Саркози  является Европа, в частности Европейский союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, — договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции иНидерландах в мае-июне 2005 г. По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, — учитывает мнение французского и нидерландского народов. Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков. Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал процесс разработки новой Белой книги по национальной обороне вместо принятой в 1994 г.

Расширение ЕС. Турция и Балканы 

Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования. Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признаёт геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для неё). При этом Саркози всячески пытается не допустить серьёзного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаются различные формы сотрудничества с ЕС — «партнерство», «ассоциация».

Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан (кандидатов — Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов — Сербии, Боснии и Герцеговины,Черногории, Косово (в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН), Албании), но только при соблюдении ими всех критериев. Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский союз, выносится на референдум президентом Республики».

Независимость Косово 

Саркози участвовал в июне 2007 года в саммите Большой восьмёрки в Германии, где выступал за независимость Косово.

Франция признала Косово 18 февраля 2008 г., на следующий день после провозглашения независимости. При этом Париж намерен налаживать хорошие отношения и с Косово, и сСербией и видит для обеих стран европейскую перспективу.

Осетинский  кризис 

Саркози (как президент страны-председателя ЕС) внёс вклад в мирное урегулирование военного конфликта в Южной Осетии 2008 года, посетив Москву и Тбилиси и выработав с Дмитрием Медведевым основные пункты мирного соглашения, получившего название «План Медведева-Саркози»; впоследствии его подписали также президенты Грузии, Южной Осетии и Абхазии.


Президент Франции Ф. Олланд.

15 мая 2012 года принёс присягу  в Елисейском дворце и вступил в должность президента Франции.[9] 16 мая назначил Жан-Марка Эро новым премьер-министром Франции.[10]

Стал самым непопулярным президентом  Франции по итогам первых 100 дней правления[11].

10 сентября 2012 г. выступил с предложением  ввести 75 % сбор с граждан, имеющих доходы свыше 1 миллиона евро в год. Конституционный суд отверг его инициативу.[12]

Правительство Франции одобрило проект закона о легализации однополых браков и предоставлении однополым партнёрам права усыновления. Расширение прав секс-меньшинств было одним из ключевых пунктов предвыборной программы президента-социалиста Франсуа Олланда и его партии. Он заявил, что готовность легализовать однополые браки станет «шагом вперёд для всего общества».[13] Это вызвало масштабные демонстрации протеста по всей Франции и негативную реакцию католической церкви и правой оппозиции.

В январе 2013 года французская армия  по распоряжению Олланда начала интервенцию в Мали.

На февраль 2013 года рейтинг популярности Олланда составлял 30 %, что делало его самым непопулярным президентом Франции с 1981 года[14].


Информация о работе Франция во второй половине 20 века