Фробениус Л. “Детство человечества”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Автор удивляется казалось бы ненужным, насильственным и неприятным обычаям инициации у африканских племен(выбивание зубов, сдавливание головы. Именно необычные обряды омужествления привлекают умы европейцев. Фробениус приходит к выводу на основе примеров, что данные обычаи – не просто насилие, но действо, подразумевающее глубокий смысл за пределами видимости. В каком-то смысле, все приметы(палочки, татуировки и т.д.) являются документами, свидетельствующими о принадлежности человека к роду. Они не подлежат уничтожению.

Содержание работы

1.Украшения первобытного человека
2.Татуировка
3.Испытание возмужалости
4. О происхождении труда
5. Язык украшений
6. Язык условных знаков
7. Язык барабанного боя
8. Барабан и барабанные танцы
9.Иероглифы и орнаменты
10.Мифы о животных у бушменов
11. Поминки во внутренней Африке
12.Привидения
13.Поклонение черепам и охота за черепами
14. Поклонение предкам и фетишам
15. Тайные союзы и маски
А)Ндембо
Б)Пурра
В)Эгбо
Г)Театральная маска
16. Мида
17. Священные животные
18. Тива и путешествие душ усопших у даяков
19.Гибель бога
20. Шанго, типичный солнечный бог
21.На пути солнца
22. Мифы о северо-западной америке
23. Люди на пути солнца
24. Хитрый паук
25.Происхождение мира, разрушение неба. Потоп.
26. Похищение огня
27. Поклонение огню
28. Открытие огня
29. Каменный век
30. Железный век
31. История войны
32. Людоеды
33. Воинственные народы

Файлы: 1 файл

Фробениус Л.docx

— 90.07 Кб (Скачать файл)

Фробениус Л. “Детство человечества”

 

Оглавление.

1.Украшения первобытного человека

2.Татуировка

3.Испытание возмужалости 

4. О происхождении труда

5. Язык украшений

6. Язык условных знаков

7. Язык барабанного боя

8. Барабан и барабанные танцы

9.Иероглифы и орнаменты

10.Мифы о животных у бушменов

11. Поминки во внутренней Африке

12.Привидения

13.Поклонение черепам и охота  за черепами

14. Поклонение предкам и фетишам

15. Тайные союзы и маски

А)Ндембо

Б)Пурра

В)Эгбо

Г)Театральная маска

16. Мида

17. Священные животные

18. Тива и путешествие душ  усопших у даяков

19.Гибель бога

20. Шанго, типичный солнечный  бог

21.На пути солнца

22. Мифы о северо-западной америке

23. Люди на пути солнца

24. Хитрый паук

25.Происхождение мира, разрушение  неба. Потоп.

26. Похищение огня

27. Поклонение огню

28. Открытие огня

29. Каменный век

30. Железный век

31. История войны

32. Людоеды

33. Воинственные народы

 

1.Украшения первобытного  человека

Большинство мелких племен имеют свой собственный, неповторимый облик, не благодаря  физическим обычаям, но благодаря культуре(одежда, украшения, прически). Поэтому целесообразней начать изучение человека не с рассовых различий, а с тех, что он создал себе сам. Развитие украшений у первобытных  народов совершалось по определенным законам. Первое, что подверглось изменению – волосы. Потом, люди приспособили под украшения места на теле, удобные для ношения цепочек, шнурков и колец.(охотники, высокопоставленные лица, люди, следующие каким-либо обычаям носят их);

 

2)Татуировка

Каждое племя, а порой и каждая деревня имеет свои гербовые знаки  ввиде татуировок, где это распространено. Наиболее продвинутые татуировщики – полинезийцы. Татуировки часто  наносятся во время обряда инициации.

 

3)Испытание возмужалости

Автор удивляется казалось бы ненужным, насильственным и неприятным обычаям  инициации у африканских племен(выбивание  зубов, сдавливание головы. Именно необычные обряды омужествления привлекают умы европейцев. Фробениус приходит к выводу на основе примеров, что данные обычаи – не просто насилие, но действо, подразумевающее глубокий смысл за пределами видимости. В каком-то смысле, все приметы(палочки, татуировки и т.д.) являются документами, свидетельствующими о принадлежности человека к роду. Они не подлежат уничтожению.

 

4) О происхождении труда.

Каждый человек, в независимости  от материального положения, хочет  как-то украсить свой облик. По тому, какого качества украшения, можно определить, к какому соц. Слою принадлежит человек. По мнению автора, человек, обеспеченный природой обильным пропитанием, впервые  начал работать, желая сильнее  урасить себя. Наиболее распространенный предмет для украшения – раковина.(ожерелье из раковин). Наиболее ценные украшения позже становятся деньгами, мерилом всего остального. Раковина стала денежной еденицей в зап. Африке. Распространение раковин с одной стороны поощряло к их поиску и работе, с другой – к воровству. У первобытных народов присутствовала конкуренция в торговле украшениями.

 

5) Язык украшений

Из речи индийского вождя Фробениус  находит значимость украшений в  диком обществе. Украшениями обменивались при заключении мира, были символами верховной власти, обладали чудодейственной, магической силой. Каждый элемент украшения – символ чего-то(силы и т.д.)

 

6) Язык условных знаков

Условные знаки появились для  того чтобы давать знать что-либо, когда словестные выражения невозможны и неуместны. Существуют знаки общераспространенные(качание  головой – “да” , “нет” и  т.п.). Но есть и знаки, которые нелегко  разгадать(выражения “утро”, “спать”  и т.д. с помощью жестов). Наиболее развит язык жестов у индейцев.

 

7) Язык барабанного боя

Создан для сношений и обозначений на расстоянии. Существет 4 различных звука барабана, достигаемые ударами в разные его части. Чередуя их, люди передают отдельные слова, выливающиеся в предложения. Содержание барабанной речи можно тихо выстукать на щеке или изобразить свистом.Помимо барабанного есть и язык труб. В Африке это распространено на западе, также имеет место в Океании и центральной Америке. В некоторых племенах барабаны носят с собой, в некоторых они стоят в определенных местах. Выдалбливание барабанов из стволов деревьев, не срубая их – сигналы, оповещающие места ловушек и хорошие места для охоты. На юге – большие инструменты, на севере – маленькие. Океанийские инструменты разнообразние африканских. Фробениус описывает разные виды муз.инструментов Океании.

 

8)Барабаны и барабанные  танцы

Фробениус на примере объясняет  назначение барабана(культ). Барабан – обтянутый шкурой животного кусок дерева.Лучшие фабриканты кожи – бечуанты. Резонатор – одна часть барабана, обязана своим происхождением хлебной ступке, другая произошла от профессии валяния кожи.

 

9) Иероглифы и орнаменты

Иероглифы – показатель более сильной  развитости человечества, так как  это переходная ступень к современным  письменам. Объясняет происхождение  иероглифов на примере. Сначала имели  места обычные изображения событий, позже, это переросло в иероглифические  письмена. Поэтому, те племена, что стоят  на более низком уровне развития, чем  остальные, являются наиболее искуссными художниками, так как их изображения  еще не успели перерости в систематическое  однообразное письмо.

 

10) Мифы о животных  у бушменов

Бушмены – один из карликовых народов  Африки. Фробениус приводит их миф, странный. У бушменов нет разницы  между человеком и животным. Люди на раннем этапе развития изучают  животных, но не людей, почему-то люди неинтересны  для изученя. Автор считает, что  потому, что к изучению людей побуждает  что-то динамичное, меняющееся. А в  условиях, когда каждый день похож  на другой, а все, чем занимается человек-это борьба за выживание, именно источник пропитания и ресурс, от которого зависит человек, приковывает к себе наибольшее внимание людей – животные. Этим людям свойственна вера в перерождение людей после смерти. Эпоха таких верований у первобытных людей называется анимизмом.

 

11) Поминки во внутренней  Африке

Фробениус приводит рассказ одного путешественника о поминках в  одном из племен центральной Африки. Автор приходит к выводу, что одной  из характерных черт мировоззрения  первобытных племен на этапе анимизма является незнание о неизбыточности смерти.

 

12)Привидения

Лишь в эпоху манизма человек  получил смутное понятие о  неизбежной смерти, как о полном уничтожении жизни(мнение автора, видимо, в том, что он считает смерть таковой). Манизм – поклонение предкам.(2 этап). На этапе манизма возникает вопрос: как это только что жившее тело взяло и перестало жить. Появляется теория о существовании двух составляющих человека – души и тела. Душа покидает человека посредством колдовства, что является смертью. Но, она и сама выходит из тела во время сна. Сумасшествие – две души в одном теле. Причина смерти – душе надоело мучиться на Земле в теле человека. Второй вопрос – что случается с душой умершего? Они верят, что души превращаются в духов, в привидения. Они боятся их и в то же время пытаются подчинить себе их, приобрести их качества. Духов стремятся задобрить, чтобы не навредили. После погребения душа попадает в лучший мир или в могилу вместе с телом.

 

13) Поклонение черепам  и охота за черепами

С одной стороны, после смерти человека, его соплеменниками может двигать  страх перед его душой, и тогда  они стремятся побыстрее отделаться от трупа. С другой, ими может двигать  уважение, и тогда, люди стремятся  подольше сохранить труп. Высшее уважение душе человека – поклонение его  черепу и костям. В наиболее развитой форме это выражается в мумифицировании, но большинство африканских народов  не владеют этой техникой. Стремление впитать в себя дух умершего выражается в ношении черепных масок. Автор говорит, что обычай носить маски на масленницу произошел как раз от этого. Охота за черепами происходит в случае смерти одного человека. Соплеменники считают, что его душа покинула тело и теперь им нужно отыскать для него душу. Они убивают человека из другой деревни и приносят его череп. Таким образом у мужчин появляется страсть к убийству, коллекционированию чужих черепов.

 

14)Поклонение предкам  и фетишизм

Следующий вопрос, задаваемый дикарем  – если душа уже на том свете, то где он, этот лучший мир? Если человек  похоронен, под деревом, то листва одухотворена им. К этому дереву носят дары. Реки, когда-то поглотившие тела умерших становятся священными, живущие в них тоже. В память об умерших начали появляться статуетки. В них переселяется душа человека, пока они стояли на могиле. Фетишизм – вера в колдовство. Автор говорит, что многие последователи манизма по ошибке были причислены к фетишистам. Сам автор сравнивает уровень их развития со средневековыми европейцами-христианами. Фробениус защищает “чистые” верования “фетишистов” Западной Африки и говорит, что к ним относятся предвзято в силу ярлыка идолопоклонничества, повешенного на них христианами средних веков.

 

15)Тайные союзы и маски

Принятие человеком власти от духов  – одухотворение. Обычаи одухотворения  из запретов пищи и предписаний воздержания(человек не может прикасаться к вещам покойника до тех по пока его душа не ушла на то свет). С одной стороны возникает ряд законов о воздержании, связывающие отдельное лицо с духом-покровителем. С другой – верования и обычаи сливаются вместе и приобретают значение воспитательного средства для народа. Обычаи инициации возникли только в период манизма. Ндембо – обычай, по которому вступающий в него должен притвориться мертвым и перенести мнимую смерть. Вступающий, вернувшись в племя через время принимает новое имя и как- будто заново рождается(распространено в Конго). Пурра – управляющий орган пяти племен между рекой Сьерра-Леоне и мысом Монте. Попасть в него можно только достигнув 30 лет. Более высшие члены Пурра с 50 лет. Самые высшие – старейшие жители. Кандидат на вступление в Пурра обязывается умереть, если не пройдет испытание. Обще число членов – 600. Также, автор приводит еще одну организацию, требующих инициации – Эгбо. Далее, он приводит описание театрального выступления, где присутствовали маски, хоровое пение и др. Американский манизм более пространен и менее ясен, чем африканский и океанийский, но там также присутствуют обряды инициации.

 

16)Мида

Еще одно тайное общество, но теперь на территории Северной Америки(Великое  озеро). Автор приводит сказание –  основание культа. Разъясняет обряды инициации на разных уровнях.(4 УРОВНЯ). Автор говорит, что много мистических воззрений индейцев стали результатом многолетних христианских миссионерств. Также, различие манизма американцев от манизма африканцев состоит в том, что индейцы сохранили многие элементы анимизма, африканцы – нет.

 

17)Священные животные

Культ священных животных – промежуточная  стадия верований дикарей между  анимизмом и манизмом. Смена мировоззрения  с анимистического на манистическое  произвело идею священных животных. Человек стремиться управлять природой через заклинания, культы и т.п. Также, он стремиться подчинить и животных, как один из элементов окружающей среды. Но в период анимизма люди чувствовали  себя ниже животных, что изменило их стремление: в большей степени  они хотели достичь благосклонности  этих животных. Недостаток ясности  в собственных представлениях породил  так называемый тотемизм. Например, в индийском племени есть четыре подразделения: медведя, волка и др. Животных. Они не могут брать в жены женщин из своего племени.(тоесть тотемизм – представление о родстве человека с каким-либо животным). В культе священных животных огромную роль играет птица.(птица обладает сверхъестественной способностью летать, стремится к солнцу, подобно душе, стремящейся в лучший мир)

 

18)Тива и путешествие  душ усопших у даяков

Следует различать народы с четкими  религиозными представлениями и  племена с запутанными верованиями. Даяки – одни из народов с четкими  представлениями. Путаница манистических  и анимистических представлений  смешалась у них в отдельную, довольно ясную систему взгядов. Эта система излагается Фробениусом. «Тива»-торжественные поминки у  даяков. У даяков, помимо смешения анимистических и манистических представлений, существуют и элементы 3 стадии развития верований – солнечная мифология. Подробно описывается «тива».

 

19)Гибель бога

Фробениус рассматривает скзания  о гибели богов из разных частей света: Бог Мауи из Новой Зеландии, бог Камакаяу из Меланезии, бог Мутук с Торресова пролива, боги из Северо-американских мифов, бог Литаолан из юго-восточной Африки. Во всех этих мифах рисуется история заходящего и восходящего солнца.(солнце-бога то проглатывает рыба, то чудище). Манистические мифы имеют общее происхождение с солнечными мифами.(везде появление или исчезновение солнца связано со смертью, перемещением душ)

 

20)Шанго, типичный солнечный  бог

Разбирается характерный вид бога солнца, миф о котором создан к  западу от устья реки Нигер. Люди с помощью придуманных явлений объясняют феномен солнца.

 

21) На пути солнца

Характерные особенности солнечных  мифов – поглощение, освобождение и движение.(автор добавляет и  мотив определенных путей солнечного движения). Автор приводит примеры  мифов о боге Квате и других северо-западно американских мифов  о боге солнца. Он находит в этих мифах сходства. Приводит отрыки из Древнегреческих мифов, также схожих с африканскими и американскими  мифами о солнце.

 

22)Люди на пути солнца

Результатом исследования автора становится нахождение сходства мифов с разных концов Земли в том, что душа умершего следует за уходящим солнцем и  переезжает на тот свет. Автор ищет ответ на вопрос – как произошла  солнечная мифология? Сначала человек  познает только животное. Далее, жизнь  ставит перед ним проблему смерти. Так как за это время человек  успел стать земледельцем, фокус  с животных , как главного источника  жизни, перешел на солнце – источник питания и непонятный шар в  небе. Также, интерес к солнцу и  другим небесным телам был обращен  в периоды переселений народов, вынужденных ориентироваться по небесным ориентирам. Солнце встало в  их ряде главным. Более древняя форма  соляризма заканчивается разрешением  проблемы духов, лишь более новой  суждено было вызвать природное, естесственно-научное миросозерцание.(о  пользе солнца растениям). Символичным связующим звеном с солнцем у первобытных народов были веревки, лианы и т.д.(по ним по легенде древние связывались с богами). Поэтому их  использовали при проведении культа солнечного бога.

Информация о работе Фробениус Л. “Детство человечества”