ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный
экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Отечественная история»
Вариант 1
Исполнитель: студент гр. УК10-СР
Алфёрова А.А.
Серов
2010
Содержание
1. Геополитическое положение России и
его роль в формировании особенностей
развития государства…………………………………………..…3
2. Влияние природно-климатических условий
на экономическое и социально-политическое
развитие России. …………………………………………………..13
3. Роль природно-климатического фактора
в складывании русского национального
характера………………………………………………………….22
4. Список литературы……………………………………………………………...23
- Геополитическое положение России и его роль в формировании особенностей развития государства.
В сфере познания
геополитика играет несколько своеобразную
роль, а уж в сфере практики и вообще завоевала
скандальную славу. В СССР ее запретили
в 1934 г., в Германии пытались признать преступной
на Нюрнбергском трибунале в 1946 г., в остальном
мире ею пользуются, ее изучают, но при
этом как-то стесняются ссылаться на геополитические
данные, предпочитая изливать водопады
лицемерной болтовни о правах человека
и о мире во всем мире.
Актуальность
темы заключается в том, что геополитика
понимается как инструмент, который
используется при разработке внешней
политики России и позволяет учесть географический,
демографический, экологический и некоторые
другие факторы. Такой инструмент также
весьма полезен при построении иерархии
целей и приоритетов внешней политики,
при определении стратегического потенциала,
а также глобальных, региональных и национальных
интересов России.
Ha протяжении
всего последнего десятилетия
геополитика как наука вызывает
громадный интерес в России.
Специфика российского
пространства способствует усилению влияния
географических факторов на политику
государства и общественное сознание.
Россия имеет крупнейшую в мире территорию,
расположенную на двух континентах, и
весьма ограниченный доступ к теплым морям.
Наша страна не обладает естественными
границами, которые в случае нападения
могли бы препятствовать противнику. Географическое
расположение российского государства
на планете делает его своеобразным мостом
между великими цивилизациями западноевропейской
и азиатской.
Одной из главных
проблем геополитики является изучение
сферы отношений между государствами
по поводу контроля над территорией. А
так как Россия - страна занимающая 1/6 часть
всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных
километров просто не может остаться в
стороне от международных отношений.
На пороге ХХI
века Россия, если она хочет отвечать
минимальным условиям цивилизованности,
геополитика должна являться неотъемлемой
частью общей политики. После распада
СССР, Россия потеряла большинство своих
союзников, которые считали СССР «большим
братом», они разочаровались и не знали,
что делать и большинство из них нашли
тепло и поддержку в лице Соединенных
Штатов, которые не упустят возможности
по больнее ударить пока слабую, но гордую
Россию.
На геополитическое
положение России оказывает внутриполитический
и внешний кризис и изменение
отношений на мировой арене. Большое
значение имеет распад Советского Союза
и системы социализма. Время, прошедшее
с момента фактического развала СССР,
по меркам истории слишком мало. Поэтому
границы России нельзя пока считать окончательно
определившимися. Геополитическое положение
РФ еще неопределеннее: политическая система,
характер международных отношений, положение
в геополитическом пространстве бывшего
СССР ее очень зыбки.
Рынки республик десятилетиями были приспособлены
к товарам друг друга, спрос на которые
на Западе, в Японии, многих странах АТР,
за исключением сырья и некоторых товаров,
тонких технологий, практически отсутствует
или ограничен. При попытках выйти со своими
товарами на рынки конвертируемых валют
республики СНГ конкурируют друг с другом
и терпят взаимный ущерб.
Очень важный момент в политических, экономических
и иных отношениях государств на постсоветском
пространстве это сохранение единого
социального пространства. Вариантов
решения этой проблемы пока нет, но для
начала можно взять схему, по которой формируется
Европейское сообщество, где национальная
безопасность каждого государства определяется
готовностью действовать согласованно
во многих сферах общественной жизни и
прежде всего в социально-экономической
сфере. И если меняется экономический
или социальный уклад, то делается это
более или менее согласованно. Иначе упор
на национально-государственный эгоизм
порождает встречный эгоизм, что хорошо
отслеживается, например, на истории постсоветских
отношений между Прибалтикой и Россией.
Попытки государств-суверенов решить
проблемы национальной безопасности чаще
всего оканчиваются неудачей.
Можно утверждать, что от разрушения СССР
имеется больше потерь, чем приобретений.
Перечислим геополитические потери России:
утрачено более 5 млн. кв. км территории
(СССР); потеряны выходы к Балтике (кроме
Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда)
и к Черному морю; в ресурсном отношении
потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского,
Балтийского; «сдвиг» всей нашей территории
на север и восток; потеряны прямые сухопутные
выходы к Центральной и Западной Европе;
появление на новых рубежах России нескольких
маложизнеспособных стран, экономически
слабых соседей, «осколков», по терминологии
американских геополитиков (уровень ВВП
в 1997г. в Армении составлял 20%, Азербайджане
23%, в Киргизии 20% уровня 1991 г.). В итоге,
как и СССР, Россия к концу XX в. вынуждена
в тяжелых условиях оставаться для них
донором; русская нация вошла в число «рассеченных
народов в главной полосе расселения,
на главной магистрали Запад-Восток»;
на юге Россия практически выполняет роль
защитника Европы от исламского фундаментализма.
Это противостояние включает РФ в военную
конфронтацию в Таджикистане, а возможно,
к концу XX в. и в других республиках Средней
Азии; на востоке России -- «вакуум» по
населению (всего 8 млн. человек живет на
Дальнем Востоке) при экономической насыщенности
региона. В Сибири и на Дальнем Востоке,
в Забайкалье и Приморье противостоит
России третье по силе государство мира
-- КНР. По обеим сторонам Амура районы
различаются по плотности населения на
два порядка. Китайскую и вьетнамскую
эмиграцию специалисты оценивают цифрами
от 150--200 тыс. человек до 500 тыс., а иногда
и до 2 млн. (например, так считают эксперты
Института Европы РАН); Россия получила
необустроенные границы; последствия
развала СССР - попытки конфедерализации
России.
Это общее положение
геополитической жизни страны. Но
на этом трансформации в геополитической
жизни России не заканчиваются. Они
будут продолжаться в обозримом
будущем. И возможны такие варианты
развития событий: полная дезинтеграция
союза, останутся лишь минимальные двусторонние
связи; дезинтеграция, сопровождаемая
нарастанием конфликтов, приобретающих
хронический характер; постоянное исчерпание
дезинтеграционных процессов, наращивание
многостороннего сотрудничества, различные
формы объединения и, наконец, политическое
объединение государств СНГ (сперва России
и Белоруссии, затем союз с Казахстаном,
Киргизией и Арменией, а потом и большинством
республик).
В связи с развалом
СССР среди множества вопросов возникает
главный: «Почему произошел этот развал?
Почему огромная сверхдержава рухнула
почти в одночасье?». Ответить не просто,
так считает Нартов А.Н., но объективные
причины, хотя бы эскизно, обозначить можно.
Во-первых, это огромные размеры СССР.
Исторически они несли России, а потом
Советскому Союзу благо (например, войны,
когда необъятные просторы Руси, а потом
России, СССР губили немало войск завоевателей:
будь то татаро-монгольские орды или литовские
и польские захватчики, армии Наполеона
или Гитлера). Но большие пространства
- это не только благо. С тех пор, как во
второй половине XX в. мировое развитие
двинулось по пути интенсификации производства,
в СССР на всю территорию просто не хватало
населения. Создание инфраструктуры, сопоставимой
с европейскими стандартами, обходилось
Советскому Союзу многократно дороже.
Например, среднее «плечо» транспортировки
грузов - топлива, различного сырья от
мест добычи до переработки в 3-5 раз длиннее,
чем в США. Экстенсивный путь хозяйствования,
избранный еще в конце 50-х годов, объективно
тормозил развитие СССР. Стремление к
созданию в промышленности монополий
при оценке эффективности работы суммой
прибыли сделало их невосприимчивыми
к научно-техническому прогрессу. Состояние
технологий и организации труда в бывшем
СССР и в современной России пока не дает
возможности «отыграть» один из главных
геополитических факторов современности
- экономический.
«Другая
группа причин - политическая.
Авторитарное руководство и управление
страной и народным хозяйством несли как
положительные, так и отрицательные черты.
Эффективность руководства и управления
во многом зависела от интеллекта, профессиональной
подготовки, личностных (в том числе психологических)
качеств субъекта политического руководства
и управления. Во второй половине XX в. эти
качества субъектов власти напоминали
(за редким исключением) затухающую синусоиду.
В силу раздробленности элиты на местах
(в республиках, краях, областях) было невозможно
эффективно противостоять ошибочным решениям
центра.»
Почти
все перечисленные факторы, способствующие
разрушению СССР, действуют и сейчас.
Но к ним добавились новые, в числе
которых наиболее мощными являются
ослабление экономических связей между
регионами, падение научно-технического
потенциала федерации и др.
Ослабление
научно-технического потенциала страны
связано с «утечкой умов», обусловленной
бедственным положением науки и
образования, разрушением передовых
технологий. К последствиям геополитического
развала СССР надо отнести и усиливающиеся
региональные контрасты: разница
в доходах населения страны составляет
приблизительно 1:14. Большинство районов
России не просто депрессивные, а бездействующие.
Это Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкессия,
Калмыкия, Адыгея, Чечня, Ингушетия. В Ингушетии,
например, на каждое рабочее место приходится
197 безработных. Приблизительно такое
же положение сохраняется в Дагестане.
Богатые
регионы стремятся выделиться, получить
особый статус выхода на мировой рынок
(Якутия), добиться национально-государственного
образования (Татарстан,
Башкортостан и др.) или отделения (например,
Чечня). В этом шаге региональные элиты
видят средство для укрепления своей власти.
Бедные регионы, естественно, стремятся
получить больше дотаций за счет особых
отношений «с властвующими» элитами Москвы.
Но возможности Центра за годы реформ
резко ослабли. Правительство, как показывает
практика, к концу XX в. неспособно обеспечивать
эффективное экономическое взаимодействие
субъектов Федерации. Растянутость коммуникаций
России, затруднение передвижения людей
значительно способствуют дезинтеграции
страны. Результатом развала СССР явилась
и сложная демографическая ситуация в
РФ.
Роль и место России в современном мире
во многом определяется ее геополитическим
положением, т.е. размещением, мощью и соотношением
сил в мировой системе государств. Геополитическое
положение России специалисты рассматривают
с учетом географических, политических,
военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического
положения является способность контролировать
ключевые пространства и географические
точки. Такая способность является производной
от степени самодостаточности (жизнеспособности)
геополитического субъекта. С точки зрения
своего геополитического положения Россия
как прямая преемница СССР и Российской
империи оказалась в новой ситуации. Эта
ситуация сложилась в результате действий
определенных геополитических закономерностей.
Со второй половины 80-х
гг. Советский Союз постепенно стал
утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря,
а затем и союзными республиками.
После распада СССР в
России осталось 17 из 22 млн. кв. км территории. Возможности России
в немалой степени определяются транспортно-географическим
фактором. Территориальный массив России
перестал соответствовать каркасной транспортной
инфраструктуре, существовавшей в СССР.
Основные магистрали России — Южсиб и
Транссиб — проходят через территорию
Северного Казахстана (Транссиб в районе
Петропавловска), там же оказались участки
линий высоковольтных электропередач,
связи, трубопроводы.
Новые геополитические
реалии сложились на западных, границах.
Россия оказалась отделенной от Европы
поясом самостоятельных, независимых
государств и в настоящий момент
имеет ограниченные выходы к Балтийскому
и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном
и Балтийском морях стали для России иностранными.
Из крупных портов на Балтике остался
Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский
и Туапсинский.
На западной границе
до распада СССР имелось 25 железнодорожных
переходов, современная же Россия располагает
всего одним — из Калининградской области
в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные
узлы находятся на территории Белоруссии,
Украины и Молдовы.
Геополитические изменения
коснулись границ России. В рамках
СССР из 77 российских административно-политических
единиц только 13 были пограничными, сегодня
пограничными являются более половины.
Изменилось и число зарубежных стран,
граничащих с Россией: ранее имелось 8
стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны
в мире такого числа соседей-государств
нет. Значительная часть новых границ
не имеет официального государственного
статуса.
Пространственно-географическое
сужение за счет Балтийского побережья,
Причерноморья, Крыма вернули Россию,
как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории
обеспечивали широкий выход бывшего СССР
во внешний мир. В новых условиях Россия
на северо-западе и юге не сохранила прежнего
контроля над ключевыми пространствами.