Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:44, реферат
Эта работа посвящена, в основном, гонке вооружений и попыткам ее ограничения. В ней рассказывается об основных событиях противостояния двух сверхдержав в военной сфере. Я выбрал эту тему потому, что мне всегда была интересна история борьбы США и СССР (России). События "холодной войны" – это самое важное, что происходило в XX-ом веке, а гонка вооружений является ее неотъемлемой частью. В своей работе я хотел бы наиболее полно и чётко изложить все этапы гонки вооружения и попыток ее ограничения. Цель этой работы состоит в том, что бы показать обстановку в мире после Второй мировой войны, во время "холодной войны". Я хотел показать к чему же эта гонка, которая забирала колоссальнейшие ресурсы на протяжении всех пятидесяти лет, привела. США, похоже, выдержала испытание, а вот Россия, в результате смены политического и экономического строя, попала в затяжной кризис.
ВВЕДЕНИЕ
Эта работа посвящена, в основном, гонке вооружений и попыткам ее ограничения. В ней рассказывается об основных событиях противостояния двух сверхдержав в военной сфере. Я выбрал эту тему потому, что мне всегда была интересна история борьбы США и СССР (России). События "холодной войны" – это самое важное, что происходило в XX-ом веке, а гонка вооружений является ее неотъемлемой частью. В своей работе я хотел бы наиболее полно и чётко изложить все этапы гонки вооружения и попыток ее ограничения. Цель этой работы состоит в том, что бы показать обстановку в мире после Второй мировой войны, во время "холодной войны". Я хотел показать к чему же эта гонка, которая забирала колоссальнейшие ресурсы на протяжении всех пятидесяти лет, привела. США, похоже, выдержала испытание, а вот Россия, в результате смены политического и экономического строя, попала в затяжной кризис.
1. ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.1
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года.2
1.1 ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ МЕЖДУ США И СССР
Гонкой вооружений принято называть политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.
1См: Данилов А.А. ИСТОРИЯ РОССИИ XX – начало XXI века. М. 2009;
2 См: Полуян В.В. Гонка вооружений.//www .ru. wikipedia.org
Ракетно-ядерная гонка в рамках противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов в период холодной войны. Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, один — с тремя спичками, а другой — с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политики становились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологий преимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленный комплекс.3
Советское руководство
практически полностью
1.2. ПРОТИВНИКИ (СОЗДАНИЕ ВОЕННЫХ БЛОКОВ)
После окончания Второй Мировой войны страны Западной Европы и США объединились против СССР. Советский Союз же, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами, в которых по окончании военных действий сформировались просоветские правительства. Таким образом, мир был разделен на два лагеря: капиталистический и социалистический.
3См: Разоруженик.//www. slovari.yandex.ru
И в том, и в другом
были созданы так называемые системы
коллективной безопасности - военные
блоки. В апреле 1949 года была создана
Организация
Существует распространенная
точка зрения, что "холодная война"
была, прежде всего, глобальным конфликтом
двух сверхдержав, а, от малых и средних
стран, вовлечённых в это
Финляндии пришлось дорого заплатить за участие в войне против Советского Союза на стороне Германии. По соглашению о перемирии, подписанному в Москве 19 сентября 1944 года, она была вынуждена уступить Советскому Союзу значительную территорию, демобилизовать армию, передать в долгосрочную аренду СССР район Порккала Удд, недалеко от Хельсинки, для создания там военной базы и выплатить 300 млн. долларов репараций. В Хельсинки прибыла Союзная контрольная комиссия (СКК) для наблюдения за выполнением условий перемирия, возглавлявшаяся членом Политбюро ВКШ А. А. Ждановым и находившаяся фактически под полным контролем советской стороны.
Одними из последствий деятельности СКК стали серьезные изменения в расстановке сил внутри страны. При поддержке и под наблюдением председателя СКК А. А. Жданова была возрождена Компартия Финляндии, а затем сформирована и коалиция левых сил - Демократический союз народа Финляндии (ДСНФ), где главенствующую роль играли коммунисты. Новое движение сумело в короткие сроки достичь впечатляющих успехов, получив более 20 процентов голосов на первых послевоенных парламентских выборах, а в марте 1946 года ДСНФ добился шести портфелей в правительстве, включая посты премьер-министра и министра внутренних дел.5
Мирный договор с Финляндией, заключенный в Париже 10 февраля 1947 года, полностью удовлетворял советским интересам: он закреплял все "территориальные" статьи Соглашения о перемирии, ограничения в области вооруженных сил, положения о "демократизации" страны и запрет на антисоветскую пропаганду. Однако достигнутое уже не казалось советскому руководству достаточной гарантией влияния на Финляндию.
Узнав о стремлении Финляндии, чья экономика находилась в довольно тяжелом состоянии, получить экономическую помощь США в рамках плана Маршалла, советская сторона оказала на правительство страны сильнейшее давление. А поскольку подписанный в Париже мирный договор еще не был ратифицирован, президенту Финляндии Ю. К. Паасикиви пришлось уступить и отказаться от участия в плане.
Успех советского демарша продемонстрировал действенность отработанной Ждановым схемы внешнего давления в сочетании с опорой на просоветские силы. Возобладала идея крепче "привязать" Финляндию к СССР дополнительными обязательствами. Потому-то МИД СССР весьма оперативно отреагировало на поступившее 19 сентября 1947 года предложение "левого" премьер-министра М. Пеккала о заключении между двумя странами пакта о взаимопомощи. Еще весной-летом 1945 года тогдашний президент Финляндии К. Г. Маннергейм и премьер-министр Ю. К. Паасикиви выступали с похожим предложением, надеясь с его помощью добиться скорейшего заключения мирного договора. Тогда Москва отклонила эту идею, опасаясь ответной реакции Англии и США - заключения подобных договоров с другими бывшими союзниками Германии. Теперь это препятствие было устранено, а растущее напряжение в отношениях с Западом требовало укрепления "оборонительного барьера" СССР на западных границах - не случайно почти в то же время аналогичные пакты были предложены будущим странам "народной демократии" - Болгарии, Румынии и Венгрии.6
Первый проект будущего договора, разработанный пятым Европейским отделом МИД и представленный на рассмотрение В. М. Молотову уже 29 октября, содержал максимально широкие обязательства Финляндии и, видимо, показался ему нереалистичным. С учетом международной реакции и пропагандистских соображений будущий договор должен был выглядеть как можно менее радикально.
По мере приближения начала переговоров от советской миссии в Хельсинки стали поступать все более настораживающие известия. Выяснилось, что Пеккала из "тактических соображений" не поделился всей идеей о договоре с президентом и парламентом. Отсутствие согласия Паасикиви могло лишить советскую сторону важного преимущества: для придания договору хотя бы формальной добровольности необходимо было, чтобы инициатива исходила от Финляндии.
Худшие опасения советской стороны подтвердились, когда 5 ноября финляндская правительственная делегация прибыла в Москву для переговоров. Опытнейший политик Паасикиви, не видя теперь, после заключения мирного договора, необходимости в пакте взаимопомощи и понимая, какую угрозу он представляет для самостоятельности Финляндии на международной арене, не только отказался предоставить Пеккала полномочия на ведение переговоров, но и категорически запретил даже упоминать об этом вопросе, пока он не будет поднят советской стороной.
Поэтому в ходе переговоров Молотов успеха не добился. Советскому министру иностранных дел оставалось лишь кисло заметить, что делегация "вопрос и не снимает, и не ставит".
В переговорах последовала затяжная пауза. Все попытки добиться от Паасикиви искомой "инициативы" и подготовить его визит в Москву терпели неудачу. Президент отказывался ехать, ссылаясь на слабое здоровье и негативные внутриполитические последствия такого визита, особенно в свете приближающихся парламентских выборов. Последняя из названных причин явно указывала, что в своем давлении на Финляндию СССР не следует заходить слишком далеко.7
Мы не знаем непосредственной реакции Москвы на создавшуюся ситуацию. Советское руководство, вероятно, было весьма обеспокоено развитием международной обстановки. 22 января британский министр иностранных дел Э. Бевин выступил в парламенте со знаменитой речью о создании военно-политического западного союза, направленного против СССР. Запад консолидировал силы, умножая традиционный страх Сталина перед неприятельскими "плацдармами" на советских границах. В этих условиях опасения относительно внешнеполитической ориентации Финляндии приобретали особую остроту. Однако твердая позиция Паасикиви не оставляла Кремлю выбора. И 22 февраля Сталин направил президенту Финляндии личное письмо с официальным предложением заключить пакт о взаимопомощи, "аналогичный венгеро-советскому и румыно-советскому пакту".
Выступив с официальной инициативой, советская сторона фактически загоняла себя в угол. Теперь, чтобы соблюсти хотя бы внешние "приличия" и свести к минимуму негативную международную реакцию на будущий договор, она должна была ограничивать давление на Финляндию, особенно если учесть, что письмо Сталина совпало по времени с коммунистическим путчем в Чехословакии, вызвавшим на Западе тревогу и возмущение.
Одержанная Паасикиви тактическая победа, однако, не вселяла в него уверенности в конечном исходе. В Хельсинки понимали, что отклонить предложение Сталина они не могут. Попытки финнов обратиться за поддержкой к Англии и США оказались безуспешными. Западные державы давно уже решили, что не смогут помочь Финляндии в случае ее конфликта с СССР.
Однако Паасикиви не собирался сдаваться. В своем ответе Сталину от 9 марта, соглашаясь на переговоры в принципе, он упомянул о "сомнениях", высказанных депутатами сейма по поводу договора, о стремлении финского народа "оставаться в стороне от международных конфликтов" и выражал надежду, что содержание пакта будет "подвергнуто всестороннему свободному обсуждению и дополнению". Это был ясный намек на то, что финляндская сторона не примет автоматически проект договора, аналогичный советско-венгерскому или советско-румынскому, а будет биться за каждую статью, стремясь максимально ограничить свои обязательства. Советское руководство вновь оказалось перед дилеммой - усилить давление или проявить гибкость. Москва избрала путь компромисса: все способы политического давления на Паасикиви уже были испробованы, а более радикальные варианты вроде угрозы военной интервенции вообще не упоминались ни в одном из доступных мне документов, вероятно, как результат уроков, извлеченных Сталиным и Молотовым из печального опыта "зимней войны". С этим был связан и другой важный выбор - отказ от попыток повторить в Финляндии "чехословацкий сценарий" и начало переориентации советского руководства с опоры на левых, показавших свою слабость и неэффективность, на "буржуазных" политиков.
В ходе переговоров, проходивших в Москве с 25 марта по 5 апреля 1948 года. Молотов предложил принять за основу финляндский проект и представил на обсуждение "минимальный" вариант советских поправок.
Переговоры проходили достаточно гладко. В обмен на согласие с более точной и ограниченной финляндской формулировкой статьи о взаимной помощи и 10-летним сроком действия договора вместо предлагаемых советской делегацией 20 лет Молотов добился принятия важной с точки зрения Москвы статьи о консультациях в случае "угрозы агрессии". После этого он не стал возражать даже против включения в преамбулу важной с точки зрения финнов формулировки о стремлении Финляндии "оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав" - фактической декларации ее нейтралитета в "холодной войне".
Подписанный 6 апреля в Москве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи стал основой отношений между двумя странами на весь период "холодной войны". Поступившись частично свободой действий во внешней политике, Финляндия отстояла свою независимость и общественное устройство, заняв на международной арене особое место нечто среднее между положением союзника СССР и "благожелательного нейтрала".
Информация о работе Гонка вооружений во время холодной войны