Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:44, реферат
Эта работа посвящена, в основном, гонке вооружений и попыткам ее ограничения. В ней рассказывается об основных событиях противостояния двух сверхдержав в военной сфере. Я выбрал эту тему потому, что мне всегда была интересна история борьбы США и СССР (России). События "холодной войны" – это самое важное, что происходило в XX-ом веке, а гонка вооружений является ее неотъемлемой частью. В своей работе я хотел бы наиболее полно и чётко изложить все этапы гонки вооружения и попыток ее ограничения. Цель этой работы состоит в том, что бы показать обстановку в мире после Второй мировой войны, во время "холодной войны". Я хотел показать к чему же эта гонка, которая забирала колоссальнейшие ресурсы на протяжении всех пятидесяти лет, привела. США, похоже, выдержала испытание, а вот Россия, в результате смены политического и экономического строя, попала в затяжной кризис.
Многие предложения по разоружению не были приняты из-за вопроса об инспекциях для проверки выполнения соглашений. США настаивали на том, что для проверки представители одной сверхдержавы должны инспектировать территорию другой. СССР отклонял эти предложения, называя их вмешательством в свои внутренние дела. Когда же в 1955 на Женевском саммите президент Д.Эйзенхауэр изложил предложение об "открытом небе", включающем обмен военными картами и разрешение полетов разведывательных самолетов одного государства над территорией другого, советский лидер Н.С.Хрущев отклонил его, назвав попыткой легализации шпионажа.
Решение проблемы проверки было найдено после полета U-2 над советской территорией 1 мая 1960. Самолет Пауэрса был сбит, а сам он захвачен; результатом стало прекращение полетов и отмена декабрьского саммита в Париже, на котором должны были присутствовать Хрущев, Эйзенхауэр, Ш. де Голль и Г.Макмиллан. Эти четверо, однако, провели неофициальную встречу. Все согласились с предложенным Хрущевым делением на национальное воздушное пространство и на международное космическое пространство.12
Достижения. По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобритании быстро пришли к первому значительному соглашению — Договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению. Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивал ограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легко проконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземные испытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американская военные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условие развития ядерных вооружений.
Во время кубинского кризиса возникла и "горячая линия" между Москвой и Вашингтоном для экстренной связи.
Соглашение 1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций друг с другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерного оружия.
Договор о запрещении
испытаний по сути дела прекратил
существовавшую практику; другими договорами
устанавливались локальные
Важный шаг по предотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в 1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект Договора о нераспространении ядерного оружия, по которому державы, обладающие ядерными вооружениями, обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, а последние обязывались их не приобретать и не производить. После одобрения Генеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще 95 государствами и вступил в силу в 1970.
Многие неядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практически ничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия, и попытаться прийти к соглашению о мерах по прекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать и подписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, что ядерные державы создали эксклюзивный "клуб", главной задачей которого являлось недопущение в него других стран.
Переговоры по ОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлись лишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретарем США Г.Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, "на построение сети позитивных отношений" между СССР и США в таких невоенных сферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такие взаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло бы изменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношений получило название "разрядки".14
12 См: Стивен Амброз. “Эйзенхауэр - солдат и президент”.”Книга ЛТД.” 1993.
13 См: Уинстон Черчиль. “Вторая мировая война”.Т3. “Воениздат”. 1991.
14 См: США. Экономика, политика, идеология.1997.№3.1998.№10.
3. К КОНЦУ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Конец холодной войны. В 1980 президентом США был избран Р.Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р.Рейган и М.С.Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.15
Холодная война и
вместе с ней соперничество
Осуществление соглашений. Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999. В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия, который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.16
Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.
Ни один договор по
разоружению не может быть выполнен
без систематического наблюдения за
выполнением партнерами обязательств
и без должным образом
4. ДОГОВОРЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
Большинство переговоров о контроле над ядерными вооружениями были нацелены не на сокращение существующих арсеналов, а на ограничение их качественного и количественного роста в будущем.
Договор о нераспространении. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу в 1970, содержал положение о проведении новых переговоров через 25 лет. В 1995 участники договора согласились продлить его действие на неопределенный срок. Главная цель этого договора — предотвратить приобретение ядерного оружия неядерными государствами.
Договор обязывает ядерные державы не помогать другим государствам получать или производить ядерное оружие. Он также поощряет сотрудничество в мирном использовании атомной энергии и проведении мер контроля, направленных на ограничение ядерных вооружений. В отношении ряда стран, не подписавших договор (Израиль, ЮАР, Индия, Пакистан) было известно или предполагалось, что они обладают ядерным оружием. Индия взорвала в 1974 ядерное устройство, но утверждала, что это эксперимент в рамках программы мирного использования атомной энергии. В 1998 стало очевидно, что и Индия и Пакистан располагают ядерным оружием; выяснилось, что внушительным ядерным потенциалом располагает и Израиль. В 1992 ЮАР заявила, что имела шесть единиц ядерного оружия, но уничтожила их; затем она ратифицировала Договор о нераспространении. Имеются сильные подозрения, что КНДР, подписавшая договор, на самом деле имеет ядерное оружие. В середине 1990-х годов появилась новая потенциальная опасность в связи с контрабандным вывозом высокообогащенного урана из России и ненадежностью контроля над ее ядерном арсеналом.17
Договор о полном запрещении испытаний ядерного оружия. В мае 1996 представители почти 60 стран собрались в Женеве для подготовки Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). США, Великобритания и Россия выступили за такой договор, а Франция и Китай поддержали его с оговорками.
Договоры о СНВ. Первый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан в июле 1991 представителями США и СССР. По этому договору США и СССР согласились сократить свои запасы ядерного оружия стратегического назначения приблизительно на 30%. В мае 1992, после распада Советского Союза, США подписали Лиссабонский протокол с бывшими советскими союзными республиками, имевшими ядерное оружие (Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан), по которому все стороны согласились соблюдать договор. СНВ-1 вступил в силу в декабре 1995.
В январе 1993 представители США и России подписали договор о СНВ-2. По этому договору все ядерное оружие должно быть выведено с территорий Украины, Белоруссии и Казахстана, а США и Россия должны сократить в течение семи лет свои ядерные арсеналы до 3500 боезарядов у каждой стороны. Главными целями договора о СНВ-2 являются ликвидация ракет с многозарядными боеголовками и сокращение числа ракет на подводных лодках. В 1997 все ядерные боеголовки, размещавшиеся ранее на Украине, в Белоруссии и Казахстане, были вывезены в Россию, а США приняли меры по сокращению своего арсенала межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и закрыли половину стратегических ракетных баз. Ввиду политических и финансовых трудностей российский ядерный арсенал в 1996 все еще состоял из 6650 стратегических и от 18 000 до 20 000 тактических ядерных боезарядов.
Обычные вооруженные силы в Европе. В ноябре 1992 вступил в силу Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Первоначальной задачей договора было устранение угрозы внезапного нападения через линию раздела блоков НАТО и ОВД во время холодной войны. После распада СССР договор стал интерпретироваться как дающий России больше гибкости в пределах ее собственной европейской территории, сократившейся после 1991.18
Биологическое и химическое оружие. В 1972 представителями США и СССР была подписана Конвенция о биологическом оружии, вступившая в силу в 1975. Участникам Конвенции запрещено "разрабатывать, производить, накапливать или приобретать биологические вещества и токсины" в военных целях. Участники также обязывались уничтожить свои запасы биологического оружия и оборудование для его производства. К Конвенции отказался присоединиться Китай.
Как США, так и СССР подписали двустороннее и многостороннее соглашения по химическому оружию в 1989 и 1990. По этим соглашениям обе стороны (с 1991 — США и Россия) должны были начать уничтожение химического оружия к концу 1992 и закончить его в 2002.
К концу 1997 сто стран ратифицировали Конвенцию о запрещении химического оружия (для ее вступления в силу требовалась ратификация 65 странами). "Открытое небо". Договор об "открытом небе" был подписан представителями 27 государств в марте 1992. Он предусматривает, главным образом для создания атмосферы доверия, свободу пролета над территорией каждого из участников договора невооруженными самолетами-разведчиками других стран-участников.
Противопехотные мины. На конференциях по разоружению вопрос о противопехотных минах в течение долгого времени был второстепенным или не возникал вообще. Однако от мин людей погибло больше, чем от ядерного, биологического и химического видов оружия вместе взятых. Привлечение внимания мирового сообщества к решению этой проблемы было вызвано неимоверным умножением числа необнаруженных противопехотных мин.
США противились ограничению использования этого оружия, которое они считают "оборонительным", хотя и неизбирательного действия. В середине 1990-х годов военное руководство в различных странах пришло к мнению, что мины мало что дают с военной точки зрения. Правительство США также пересмотрело свою политику, приняв некоторые меры, включающие "самоуничтожение" и "самонейтрализацию" мин. В 1996 правительства 31 страны выступили с призывом о полном запрете мин, и 13 стран запретили их в одностороннем порядке. В сентябре 1997 по инициативе канадского правительства в Осло была созвана международная конференция по запрещению противопехотных мин, на которой делегаты 81 страны присоединились к договору. Правительство США отказалось его подписать, ссылаясь на необходимость минирования вдоль линии перемирия в Корее. Среди других стран, не подписавших договор, — Китай, Россия, Индия, Пакистан, Иран и Ирак.19
Информация о работе Гонка вооружений во время холодной войны