Города Южного Казахстана и Чу-Таласского междуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 05:02, реферат

Описание работы

Актуальность. Вторая половина ХХ века отмечена возросшим интересом к изучению городской тематики. Соответственно с этим все большее значение приобретает проблема города, его структуры, внутреннего содержания, динамики развития. Важное место в общем русле исследований города занимает вопрос о городской жизни на Востоке.
Последнее десятилетие независимого Казахстана характеризуется ростом интереса города к своему прошлому и своим историческим и культурным истокам.

Файлы: 1 файл

Оха истор.rtf

— 195.83 Кб (Скачать файл)

Среди наиболее крупных памятников, имеющихся здесь, являются городища Углугтобе и Мартобе, а также многочисленные могильники, расположенные на надпойменных террасах Сайраму. Всего же в оазисе, в долинах Сайрамсу и Бадама находится несколько десятков поселений и городищ, входящих в Испиджабский оазис.

Начаты раскопки городища Мартобе, расположенного в 5 км восточнее центра Сайрама[3, c. 148].

Городище сильно разрушено, сейчас сохранилась часть центрального холма размерами 20x30 м в основании и высотой до 10 м и примыкающей «площадки» в виде плоского бугра размерами 60x25 м и высотой 4 м.

Стратиграфия городища хорошо «читается» в срезе центрального холма. Прослеживаются два слоя, содержащие остатки стен из сырцового кирпича, осевшие своды и заполнения культурных отложений. Находки, в первую очередь керамики позволяют датировать Мартобе первой половиной I тыс. н.э. и в целом судить об урбанизации всего оазиса в начале I тыс. н.э.

Случайные находки из Сайрама и городищ рядом таких, как замечательная колонна с куфической надписью, тюргешские, караханидские и позднесредневековые монеты, высокохудожественная поливная керамика и стекло X-XII вв. и ХШ-XVIII вв., бронзовая ступка свидетельствуют о богатой материальной культуре столичного города, каковым и был Испиджаб-Сайрам.

Покинув Испиджаб, караваны двигались дальше на восток, в Тараз. Дорога шла через Шараб (Шаваб), Будухкет, Тамтадж, Абардадж.

Название города Шаваб, или встреченное при переписке название Шараб, по-тюркски значит Карасу, по-русски Черные воды (Черноводск). Расстояние между Испиджабом и Шавабом составляло 4 фарсаха или 24-28 км. Шавабу соответствуют разновременные городища вблизи современного села Карабулак -Черный источник. Одно из городищ датируется VIII-XIII вв. и второе -XIII-XVI вв.

Город Будкхет находился в 9 фарсахах восточнее Испиджаба на трассе Великого Шелкового пути. Город в XI в. имел монетный двор, который выпускал монету с указанием Будухкета. Город, а он был одним из крупных в Южном Казахстане, помещается на месте городища Тортколь Балыкчи.

Достаточно уверенно локализуется и город Абарджадж (Барджадж). Ибн Хордадбех, автор, живший в X в., писал, что в «Абарджадже холм, вокруг которого тысяча источников, текущих на восток. Они называются Баркуаб, что есть обратнотекущая вода, там охотятся на черных фазанов». В районе села Бурное, сейчас Момыш улы, течет река Терс, что означает по-казахски «обратнотекущая», и городище на нем датируется VII-XII вв., которое может соответствовать Абарджаджу.

Название средневекового города Манкет сохранилось до сих пор в имени населенного пункта Манкент. Рядом с ним находится городище Булак-Ковал на р. Аксу, которое датируется VI-XII вв. и, видимо, соответствует Манкету.

Первым крупным городом, который встречали купцы на Шелковом пути в Таласской долине, был Дживувикат и только проехав его, они попадали в Тараз , один из древнейших городов Казахстана, известный в письменных источниках уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе с Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком.

Источники IX-XI вв. называют Тараз «городом купцов», но он был также столичным центром тюргешей, а затем карлу ков, караханидов джагатаидов, городом, который чеканил монету[4, c. 68].

О Таразе в 629 году пишет Сюань-Цзянь: «Пройдя 140-150 ли на запад от Цяньцюань, мы прибыли в город Доласы. Город в окружности 8-9 ли. В нем смешанно живут купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земля и климат такие же как в Суйе. Примерно в 10 ли на юге от него есть небольшой одиночный город с населением около 300 дворов. Это особенно люди из Срединного царства. Некогда они и были взяты в плен туцзюэ, но впоследствии объединились в землячество и осели в этом городе, живя в его центральных усадьбах. Когда же одежда износилась, они стали одеваться как туцзюэ, но их язык обычаи и законы такие же, как в Китае».

В VII в. Тараз превращается в крупный город, игравший важную роль на трассе Великого Шелкового пути. С этого времени он становится широко известен. Сведения о нем содержат маршрутники, древние хроники и географические сочинения.

В 751 г. Тараз и часть юго-западного Семиречья были завоеваны арабами, но уже в 766 г. город входит в состав владений карлуков.

В 893 г., как пишут источники, владетель государства Саманидов, столицей которого была Бухара. Исмаил ибн Ахмад пошел войной на Тараз и перенес много трудностей. В конце концов эмир Тараза сдался и с многочисленными дихканами принял ислам. При этом Исмаил ибн Ахмад «взял столицу царя их и пленил его (царя), жену его - хатун и около 10000(человек). Он убил многих из них и забрал так (много) верховых животных, что нельзя было сосчитать. Каждому мусульманскому всаднику при разделе досталось из добычи 1000 дирхемов».

В XI-XII вв. происходит дальнейший рост Тараза. Его местоположение на торговом пути, в центре богатой земледельческой долины, рядом с серебряными рудниками в горах Таласского Алатау, способствовало экономическому и культурному подъему.

Макдиси, географ X в., пишет: «Тараз - большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населений рабад. У ворот медины большая река, за ней часть города, через нее имеется переход. Соборная мечеть среди рынков».

В конце X-XI в., после завоевания Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии династией Караханидов, Тараз становится столицей одного из уделов нового государства.

В начале XIII в., в смутную для Семиречья и Средней Азии пору, накануне монгольского нашествия, когда разворачивается борьба за господство в Центральной Азии между каракитаями, найманами, хорезмшахом Мухаммадом, Тараз переходил из рук в руки. В 1212 г. город, наряду с другими центрам и юго-западного Семиречья и Южного Казахстана, был разрушен, как отмечалось по приказу хорезмшаха Мухаммада. Вторая половина XIII - начала XIV в. была нестабильной в политическом отношении. В Семиречье, в том числе в Таласской долине, шли постоянная борьба и соперничество чингизидов, сопровождавшиеся разрушением городов и селений. К середине XIV в. многие центры оседлой и городской культуры здесь были разрушены, жизнь в них угасла. Упоминания о городах Таласской долины: Таласе, Янги-Таласе, Янги-Балыке, Кенжек имеются у автора середины XIV в. ал-Омари[5, c. 45].

В настоящее время остатки древнего Тараза полностью застроены и лишь по сведениям начала 30-х гг. XIX в. можно представить, как выглядело его городище.

Северная стена шахристана прослеживалась на расстоянии 370 м, Западная -на 160 м. На юге остатки городища были видны на протяжении 200 м. К северной стене шахристана примыкала цитадель. Это был прямоугольный в плане бугор с длиной сторон - северной 175 м, западной - 117 м, восточной - 115 м, южной - 125 м. Остатки рабада располагались к западу и востоку от шахристана, однако их размеры не определены. К центральным развалинам примыкала территория, окруженная длинными стенами. На ней когда-то находилось большое количество отдельных бугров-остатков усадьб и замков VII --XII вв. Так, на одной из схем, составленной в конце XIX в., на территории города Аулие-Ата было нанесено 48 бугров.

Раскопки на городище Тараз были начаты в 1938 г. профессором А.Н.Бернштамом, который руководил Семиреченской археологической экспедицией. В 60-е годы здесь работали археологи Е.И.Агеева, Т.Н.Сенигова, М.С.Мерщиев.

Стратиграфические шурфы, заложенные на шахристане и цитадели, позволили установить основные этапы жизни города.

Слой первых веков н.э. обнаружен в раскопках на цитадели и в юго-западной части шахристана. Толщина его - 0,5м. Он состоял из зольных прослоек, обломков сырцовых кирпичей. Керамика, собранная в слое, представлена обломками хумов.

Слой IV - VI вв. имел толщину 1,5 см. В нем обнаружены остатки помещений из прямоугольного сырцового кирпича размерами 50x29,5x9,5 см. Стены здания сохранились на высоту до 1м,толщина их 1-1,5м.Белое собран комплекс своеобразной керамики. Это тонкостенные чаши, покрытые снаружи белым или розовым ангобом, кувшины с носиком, хумы, жаровни.

Интерес представляют слои VI-VIII вв., они обнаружены во всех стратиграфических раскопах. В шурфе на цитадели к этому слою относятся два вскрытых помещения и коридор. Они выстроены из сырцового кирпича , Керамика из слоя отличается разнообразием видов, своеобразием декора. Здесь встречены грушевидные кувшины и краснолощенные кружки, близкие по форме металлическим сосудам, крышки с резным орнаментом. В слое найдена форма для отливки головы глиняной фигурки, сосуд с сирийской надписью.

Слои VIII-X вв. свидетельствуют об интенсивной жизни города в этот промежуток времени. Слой хорошо датируется находками тюргешских монет VIII-X вв. Остатки помещений с полами из жженого кирпичи 22x22x5 см, булыжные вымостки свидетельствуют об изменениях в строительной технике.

Керамика представлена двумя группами: неполивной и поливной. В неполивной преобладают краснолощенные кружки и кувшины с резным орнаментом, крышки с резьбой. Поливная посуда покрыта прозрачной, белой, зеленой и коричневой глазурями. Орнамент состоит из стилизованных и растительных мотивов, этнографического орнамента, подражающего бук нам арабского алфавита с арабскими надписями[6, c. 302].

Слой XI-XII вв. датируется караханидскими монетами. В нем найдены изделия из металла: обломки железных ножей, кусочки бронзовых изделий, бусы из стекла и цветных камней, стеклянные сосуды. Наиболее массовыми находками являются поливная посуда, чаши, блюда, светильники. Полива прозрачная и белая. Роспись выполнена коричневыми, зелеными и красными красками, иногда в сочетании с гравировкой. Орнамент растительный, геометрический, эпиграфический, зооморфный. Неполивная керамика представлена узкогорлыми кувшинами, кружками, чашами, хумами. Раскопки в различных частях городища вскрыли строительные комплексы и постройки разных периодов жизни Тараза. В шахристане, у восточного угла, раскопана баня.

Характер планировки и строительной техники таразской бани, устройство отопительной системы, орнаментика и колорит росписей стен, найденные при раскопках керамика и монеты, свидетельствуют о существовании бани в XI -XII вв., в период расцвета города.

Баня Тараза напоминает ближневосточную баню в ближневосточном замке Каср-ал Хайр ал-Гарби (Иордания).

Ко времени постройки бани относятся и остатки городских благоустройств, обнаруженные при раскопках. Это прежде всего водопровод. Он был открыт на отрезке в 12,8 м. Удалось восстановить технику его строительства. Трубы укладывались на «подушку» из камней, галечника и глины. Сверху трубы перекрыты плоскими камнями и булыжной вымосткой. Звенья труб сделаны на гончарном круге. Длина их 0,25-0,8 м, диаметр 0,21- 0,22 м. Один конец у трубы сделан раструбом, в нем вставлен узкий конец другой трубы. Нивелировка водопровода показала, что он имеет уклон внутрь городища.

Вода из Таласа, видимо, при помощи плотины подавалась в водонапорный бассейн, находившийся на отметке более высокой, чем горизонт городского водопровода. Поэтому из водохранилища вода самотеком шла по гончарным трубам во все части города. Водопровод перестал функционировать в XIII в.

Западнее Тараза был раскопан караван-сарай. Сейчас это городище Торткуль, на западной окраине современного города. Памятник представляет собой четырехугольный в плане, ориентированный углами по сторонам света участок, размерами 80x80 м, окруженный оплывшим валом высотой 1,5-2 м и шириной в основании 6 м. Юго-западная стена его уничтожена полностью. Раскопами на территории городища выявлена часть застройки, для которой характерен принцип пристраивания помещений к оборонительной стене изнутри секциями.

Керамический материал позволяет определить время бытования караван-сарая XI - началом XIII вв.

Одним из древнейших городов Таласской долины был город Джамукат (Хамукат), который, как свидетельствуют источники, основан бухарцами в VI в.

Джамукат отождествляется с городищем Костобе, расположенном на правом берегу р. Талас, напротив с. Каракемир, в 15 км севернее Тараза. Оно занимает участок на первой надпойменной террасе. Городище представляет собой прямоугольную возвышенность размерами 420x450 м, обнесенную по периметру двумя рядами стен с башнями и рвами между ними и за внешней стеной. Внешний ряд стен сохранился на высоту до 3 м и всхолмлений башен над ней до 3,5 м.

Изучение топографии городища и ее особенностей выявило, что, судя но одинаковой мощности культурного слоя, характеру подъемного материала с отдельных участков, оно возникло в пределах шахристана одновременно, и сразу же было обнесено крепостными стенами, возведенными, как показал разрез, на северном обводе из пахсовых блоков размерами 1,5x1x0,5 м.

Раскопки, проведенные на цитадели городища, выявили остатки дворцового комплекса с парадными залами, святилищами, хозяйственными постройками. Дворец датируется VI-IX вв.

При расчистке культовых помещений обнаружены овальные суфы с остатками кострищ. Стены этих помещений были украшены резьбой по штуку (толстому слою глиняной штукатурки). Элементы орнамента - растительные, геометрические, эпиграфические придавали интерьеру красочный вид.

Раскопки городского некрополя выявили захоронения в наусах, специальных помещениях из сырцового кирпича, где находились коллективные, видимо, семейные захоронения. Здесь же обнаружены погребения в могильных ямах, захоронения кучек костей и захоронения в керамических сосудах - хумах.

При расчистке погребений собраны украшения - бронзовые и серебряные перстни, серьги, бляшки с парными изображениями петухов у «древа жизни». Интересна ручка бронзового изделия, возможно, зеркало, выполненное в виде коленопреклонной женской фигурки со скрещенными на груди руками.

Информация о работе Города Южного Казахстана и Чу-Таласского междуречья