Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 05:02, реферат
Актуальность. Вторая половина ХХ века отмечена возросшим интересом к изучению городской тематики. Соответственно с этим все большее значение приобретает проблема города, его структуры, внутреннего содержания, динамики развития. Важное место в общем русле исследований города занимает вопрос о городской жизни на Востоке.
Последнее десятилетие независимого Казахстана характеризуется ростом интереса города к своему прошлому и своим историческим и культурным истокам.
Показатели находки предметов культа - серебряного нательного креста и предмета в виде фигурки бодисатвы. Некрополь Костобе датируется VII-IX вв. Поздние захоронения на нем, выполненные по мусульманскому обряду относятся к Х в.
Керамика представлена кувшинами, кружками.
Одним из крупных городов долины был Атлах. Географ X в. ал-Макдиси характеризовал его так: «Атлах - большой город, приближается по площади к главному городу, вокруг него стена. Большая часть его - сады, а в рустаке преобладают виноградники. Соборная мечеть в медине, а рынки в рабаде». Махмуд Кашгарский отмечал, что «Атлах - название города поблизости Тараза». Город Атлах приобрел широкую известность в истории, как место, вблизи которого произошла битва (Таласская битва) между китайскими войсками и соединенными силами арабов и карлуков. Последние разгромили китайскую армию, часть пленных китайцев был отправлен в Самарканд, где изготавливали бумагу, различное оружие и инструменты, другие остались жить в Таразе и вблизи него[7, c. 79].
Атлах отождествляется с городищем Джувантобе, расположенным в 12 км южнее Тараза. Материалы археологических исследований последних лет это подтвердили. Особенно значительным аргументом стало прочтение слова «Атлах», написанного древнетюркской руникой на фрагменте каменного изделия, найденного на городище Джувантобе.
Город Джикиль (Чигиль) охарактеризован как «маленький город на расстоянии человеческого голоса от Тараза. Вокруг него стена, и он имеет цитадель. Соборная мечеть на рынке». Джикилю скорее всего соответствует городище Жалпактобе, находящееся в 5 км от городища Тараз, на территории современного города.
Городище Жалпактобе представляет собой подпрямоугольный в плане холм размерами в основании 90-95 м и высотой 3-4 м. В восточной части находилась цитадель, сохранившаяся в виде всхолмления высотой до 4,5 м и диаметром 30 м. Вокруг холма до сих пор заметны следы рва глубиной до 0,5 м и шириной до 10 м. Центральный вход в городище находился в середине южной стены. В настоящее время он имеет вид ложбины и фланкирован с двух сторон двумя округлой формы башнями.
Раскопки на городище выявили характер застройки по уровню VI-IX в. Она была сплошной, все дома плотно пристроены один к другому. В жилых помещениях на полу имелись очаги открытого типа и суфы вдоль стен.
Керамика представлена кружками, украшенными растительным резным орнаментом, котлами с дугообразными и сегментовидными ручками, глиняными и алебастровыми круглыми столиками - дастарханами, светильниками. Тюргешские монеты датируют комплекс построек на Жалпактобе VIII-X вв. Верхний строительный горизонт городища, судя по наличию обломков поливной керамики, относится к XI-XII вв.
Неподалеку от Тараза находились города Дех Нуджикес и Адахкет. Местонахождение Адахкета и Дех Нуджикеса удается определить благодаря сведениям Ибн Хордадбеха и Кудамы. Описывая дорогу к кимакам, они упоминают о двух селениях в местности Кевакет (Кевакиб) в 7 фарсахах от Тараза. Еще более конкретно указание ал-Факиха, автора IX в., который указывает расстояние от Тараза до Кевакиба в 7 фарсахов, отмечая, что путь к кимакам шел налево от Тараза, т. е. на север.
Наиболее удобный путь от Тараза на север проходил по берегам Таласа и Ассы и именно здесь следует искать местность Кевакиб с двумя городами.
Адахкет и Дех Нуджикес находились в 30 км северо-восточнее Тараза в долине Асса. Это городища Каракемир-1 и Каракемир-2, имеющие длинную стену, окружавшую сельскохозяйственную округу вокруг них. Весь этот своеобразный оазис может быть отождествлен с местностью Кевакиб, а города Адахкет и Дех Нуджикес - соответственно с двумя названными памятниками.
К югу от Тараза, вверх по Таласу, в горной части находились города Шельджи,Сус, Куль и Текабет[8, c. 236].
Из них наиболее известен Шельджи. Между Таразом и Шельджи было 4 фарсаха пути. Исследователи единодушно локализуют Шельджи на месте городища Садыр-Курган, расположенного в 30 км южнее Жамбыла, на территории Республики Кыргызстан.
О Сусе известно, что он был «большим городом, а Куль меньше его», «Текабет - большой город, половина его неверные». Можно довольно уверенно отождествить вышеописанные города с городищами Актобе Орловское (Кууть), Актобе Таласское (Текабет) и Чалдовар (Сус), на территории Республики Кыргызстан.
«Кенжак-Сегнир - город вблизи Тараза», впервые назван Махмудом Кашгарским. В XIII в. город продолжал существовать под названием Кенджак. Источники сообщают: «Янги - это четыре города. Между каждым из них и другим один фарсах, каждый город имеет свое название. Один - Янги, другой - Янги-Балык, третий - Кенджак, последний - Тараз». У автора первой половины XV в. Арабшаха назван город Янги-Талас, расположенный в четырех днях пути от Испиджаба.
В описаниях путешествия Гильома Рубрука к монголам в 1253 г. есть упоминание о городе Кинчате, в котором можно узнать название Кенджак. После перехода через Каратау Гильом Рубрук записал: «На седьмой день к югу от нас стали видны очень высокие горы, и мы выехали на равнину, которая орошалась как сад, и нашли возделанные земли... Мы въехали в сарацинский город по имени Кинчат... И с гор спускалась большая река, которая орошала всю страну... эта река не впадала в какое-либо море, а поглощалось землею, образуя там много болот...».
Судя по описаниям Рубрука, Кинчат находился в нижнем течении Таласа. Здесь известно два городища со слоями XIII-XIV вв.: одно - Шарвашлык, другое - Оххум. На наш взгляд, Кинчату соответствует городище Шарвашлык, а селением которого Рубрук достиг на следующий день, было городище Оххум.
В литературе высказано предположение о том, что названия Янги-Талас ии Янги-Балык относятся к одному и тому же городу, который соответствует городищу Садыр-Курган. Однако если следовать тому, что Талас соответствует Таразу, а Кенджак- Шарвашлыку, то Янги-Балык и Янги (или Янги-Талас) следует сопоставить с городищами, где бы имелись слои XIII-XV вв. Такими памятниками являются Садыр-Курган и Актобе Таласское. Причем последнее соответствует городу, который был новым политическим центром долины, судя по сохранившемуся рядом замечательному памятнику XIV в. «Гумбезу Манаса».
Это перекликается и со сведениями Ибн-Арабшаха о том, что при Тимуре наиб наместник назначался именно в Янги-Талас. Таким образом, Янги-Талас, видимо, должен соответствовать городищу Актобе, Таласскому а Янги-Балык -Садыр-Кургану.
Северо-западнее Тараза находились города Хутухчин и Берукет. В маршрутнике середины XIII в. армянского царя Гетума указано, что выехав из Тараза, он проехал Хутухчин, Пергант, Берукет и отправился в Сугул-хан.
Хутучи и Берукет (Пергант), видимо, находились на месте городищ Майтобе и Тамды, расположенных на древнем караванном пути из Тараза к городам на северных склонах Каратау. Он пролегал у озера Бийли-Кулъ и шел в сторону современного Байкадама, где находился Сугулхан, который также упомянутом Гетумом, он отождествлялся с городищем Саудакент.
Следующим городом после Тараза на трассе Шелкового пути на восток средневековые авторы называют Нижний Барсхан. Согласно маршрутникам арабских авторов IX в. Ибн-Хордадбеха и Кудамы Нижний Барсхан находился в трех фарсахах от Тараза. О нем сказано: «Барсхан -- город на расстоянии двух человеческих голосов от Тараза на восток, вокруг него стена, которая уже разрушилась. Соборная мечеть среди рынков»[9, c. 92].
Нижний Барсхан отождествляется с городищем Торткультобе, расположенным у железнодорожной станции Талас, на расстоянии около 5 км от развалин Тараза. В его топографии различаются цитадель и шахристап. Городище имеет вид двухъярусного прямоугольного в плане бугра, ориентированного сторонами по странам света. Размеры бугра в основании 140x140 м, высота 4-5 м. Северо-западный угол занят цитаделью, имеющий вид бугра размерами 30x30 м, высотой 10 м. Шахристан окружен со всех сторон оплывшим валом со всхолмлениями на месте башен по углам и периметру. Въезды на территорию шахристана, а их два, прослеживаются с восточной и западной сторон. Они фланкированы башнями.
Расшифровка аэрофотоснимков с крупномасштабных карт позволила выявить вокруг центральных развалин остатки длинной стены, окружающей территорию, отступающую от центральных развалин на расстояние 1,5-2 км. Это была сельскохозяйственная округа.
Раскопки на цитадели городища выявили группу помещений, прямоугольных и квадратных в плане. На полах расчищены напольные очаги и рядом каменные вымостки. Интерьер одного из помещений был украшен резным штуком В одном из помещений была площадка размерами 2,5-3,7 м из кыра (алебастра). Рядом с площадкой находился вкопанный в землю хум, высотой 1 м и диаметром тулова 70 см. Сооружение, как удалось установить, является остатками винодельни.
При раскопках собрано большое количество керамики VIII-X и XI- XII вв.
Из Тараза путь на восток вел «по пустынной местности», территории, которая принадлежала карлукам, к городу Кулану и городам Чуйской долины. На этом отрезке трассы надо было проехать через Касрибас, Куль ШубкДжуль-Шуб. Касрибас соответствует развалинам Акыртаса, Куль-Шуб - городищу Орнека, Джульшуб - городищу Кум-Арык[10, c.238].
Один из интересных памятников на этом отрезке пути является Акыртас. Это построенное сооружение из каменных блоков размерами 2025x180 м, окруженное ставнями с башнями. Толщина внешних стен достигает толщины 5 м, а высота стен вместе с цокольной частью было выстроено на высоту до 3,5 м. Внутренняя планировка дворца имеет аналогии в постройке Ирака и Иордании VII-VIII вв. По мнению исследователей, Акыртас строился арабскими зодчими, приглашенными карлукским каганом.
Акыртас является центром комплекса, в который входят расположенные в 1 км юго-западнее на горном плато замок из сырцового кирпича, датированный VII-X в., и крепостное сооружение из камня. Это квадратная постройка размерами 180x205 м, окруженная стеной из битой глины, толщиной 3 м и пристроенными к ней изнутри жилыми и хозяйственными постройками из камня-плитняка. Внутри находился двор. Датируются крепостные сооружения VIII-X вв.
Город Кулан (у китайцев Цзюйлень) был известен как «городок на границах страны тюрков со стороны Мавераннахра» и, судя по маршрутникам, находился на расстоянии 17 фарсахов на восток от Тараза. Он соответствует городищу Луговое, расположенному на восточной окраине села Кулан.
В округе Кулана археологами раскапывался замок VII - IX вв. из сырцового кирпича, имевший так называемую гребенчатую планировку с помещениями с перекрытыми куполами и коробовые своды. Здесь же вскрыта усадьба VII-IX вв., с находившейся в ней винодельней.
Интересен загородный дворец, имевший центрическую планировку с внутренним двором и двумя десятками помещений вокруг.
Во входном комплексе дворца имелось коридорообразное помещение, степы которого были украшены резным штуком. Композиции ее - геометрические, растительные, эпиграфические с включением рельефных изображении вельможи. Имеются резные изображения животных - волка и лани. Интересные медальоны с арабскими надписями, что позволяет связать резьбу с эпохой внедрения в городскую среду ислама.
От Кулана к востоку на расстоянии 4 фарсахов находились города Мирки и Аспара, которые сохранили свои названия до сих пор. Им соответствуют городища Мирки и Аспара.
Далее караваны следовали в Нужет, Харраджван,Джуль и попадали в «селение тюркского кагана», а оттуда в Кирмирау и Навакет (у китайцев Синчэн). Это уже относится к территории Республики Кыргызстан. Оба этих названия - Навакет и Синьчэн переводятся как Новгород. Навакет известен как резиденция тюркских каганов и как город согдийцев. Ему, согласно исследованиям, соответствует городище Красная речка, расположенное между современными селами Kpacная речка и Новоивановка. На городище Красная речка вскрыто несколько буддийских храмов VI-IX вв.; загородный дворец, замок VI-VIII вв., богатая усадьба X-XII вв.
В городище обнаружили большую коллекцию бронзовых монет, названных тухусскими, китайских монет, монет караханидов X-XI вв, а также многочисленные изделия из бронзы и серебра: поясные накладки, амулеты и христианские носильные кресты, ювелирные украшения, печати. Городище доживает до середины XIII в.
На городище работала совместная Кыргызско-казахская археологическая экспедиция, которая занималась исследованием топографии городища, вела раскопки на цитале, буддийском храме, некрополе.
Были получены интересные материалы, в том числе монеты, изделия из бронзы - украшения, амулеты, маршрута и коллекция керамики.
Из Навакета через Пенджикент (Бундясикет) дорога вела в крупнейший город Семиречья - Суяб, который был столицей западных тюрок, тюргешей, карлуков. Об этом городе пишут китайские и арабские путешественники вплоть до X в., но затем летописцы перестают его упоминать. В X в. роль столицы переходит к городу Баласагуну (раннее имевшее название предположительно Беклиг или Семекна), известному как столица караханидов, затем каракитаев. Последние его и разрушили в начале XIII в. Город вскоре вновь отстроили, но не надолго: уже в XIV в. он лежал в развалинах. Лишь полуразрушенные дворцы, мечети, минареты и обширные кладбища с эпитафиями свидетельствовали о его прежней жизни [11, c. 168].
Археологам удалось определить местоположение Суяба и Басагуна: они находились неподалеку от современного г. Токмака и соответствуют двум известным средневековым городищам - Акбешиму и Бурану, расположенным на расстоянии 5 км друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мы пришли к следующим выводам: главным источникам по изучению городов средневекового Казахстана в VI-XII веках послужили археологические источники исследования.
Также, города были центрами местной и международной торговли. Тараз назывался «городом купцов», а Сыгнак - «торговой гаванью Дешт-и Кыпчака».
Информация о работе Города Южного Казахстана и Чу-Таласского междуречья