Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:11, реферат
Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э.
Введение
Вопрос о том, когда
славяне появились на территории,
где позднее сложилось
По всей видимости появление городов стало
следствием успехов восточной торговли
славян, завязавшейся в VIIIв., и было возникновение
древнейших торговых городов на Руси.
Повесть о начале Русской земли не помнит,
когда возникли эти города: Киев, Переславль.
Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов,
Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает
свой рассказ о Руси, большинство этих
городов, если не все они, по-видимому,
были уже значительными поселениями. Довольно
беглого взгляда на географическое размещение
этих городов, чтобы видеть, что они были
созданы успехами внешней торговли Руси.
Большинство их вытянулось длинной цепью
по главному речному пути "из Варяг
в Греки", по линии Днепра - Волхова;
только некоторые, Переславль на Трубеже,
Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней
Волги, выдвинулись к востоку с этого,
как бы сказать, операционного базиса
русской торговли как её восточные форпосты,
указывая фланговое её направление к Азовскому
и Каспийскому морям. Возникновение этих
больших торговых городов было завершением
сложного экономического процесса, завязавшегося
среди славян на новых местах жительства.
Мы видели, что восточные славяне расселялись
по Днепру и его притокам одинокими укрепленными
дворами. С развитием торговли среди этих
однодворок возникли сборные торговые
пункты, места промышленного обмена, куда
звероловы и бортники сходились для торговли,
для гостьбы, как говорили в старину. Такие
сборные пункты получили название погостов.
Впоследствии, с принятием христианства,
на этих местных сельских рынках как привычных
людских сборищах, прежде всего, ставились
христианские храмы: тогда погост получал
значение места, где стоит сельская приходская
церковь. При церквах хоронили покойников:
отсюда произошло значение погоста как
кладбища. С приходами совпадало или к
ним приурочивалось сельское административное
деление: это сообщало погосту значение
сельской волости. Но все это - позднейшие
значения термина: первоначально так назывались
сборные торговые, "гостинные" места.
Мелкие сельские рынки тянули к более
крупным, возникавшим на особенно бойких
торговых путях. Из этих крупных рынков,
служивших посредниками между туземными
промышленниками и иностранными рынками,
и выросли Наши древнейшие торговые города
по греко- варяжскому торговому пути. Города
эти служили торговыми центрами и главными
складочными пунктами для образовавшихся
вокруг них промышленных округов. Таковы
два важных экономических последствия,
которыми сопровождалось расселение славян
по Днепру и его притокам:
1) развитие внешней южной и восточной,
черноморско- каспийской торговли славян
и вызванных ею лесных промыслов;
2) возникновение древнейших городов на
Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными
округами.
Оба эти факта можно
относить к VIIIв.
Слово город в древнерусском языке означало
укрепленное поселение. В отличие от веси
или села — неукрепленной деревни. Поэтому
городом называли всякое укрепленное
место, как город в социально-экономическом
значении этого слова, так и собственно
крепость или феодальный замок, укрепленную
боярскую или княжескую усадьбу. Все, что
было окружено крепостной стеной, считалось
городом. Более того, вплоть до XVIIв. этим
словом часто называли сами оборонительные
стены.
В древнерусских письменных источниках,
особенно в летописях, имеется огромное
количество упоминаний об осаде и обороне
укрепленных пунктов и о строительстве
крепостных сооружений — городов.
Укрепления раннеславянских градов были
не очень крепкими; их задачей было лишь
задержать врага, не дать ему внезапно
ворваться внутрь поселка и, кроме того,
предоставить защитникам прикрытие, откуда
они могли бы поражать врагов стрелами.
Да у славян в VIII— IX, а частично даже и
в Х в., еще и не было возможностей строить
мощные укрепления — ведь в это время
здесь только слагалось раннефеодальное
государство. Большинство поселений принадлежало
свободным, сравнительно немноголюдным
территориальным общинам; они, конечно,
не могли своими силами возводить вокруг
поселения мощные крепостные стены или
рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.
Поэтому укрепления старались строить
так, чтобы основную их: часть составляли
естественные преграды.
Наиболее подходящими для этой цели были
островки посреди реки или среди труднопроходимого
болота. По краю площадки строили деревянный
забор или частокол и этим ограничивались.
Правда, у таких укреплений имелись и очень
существенные изъяны. Прежде всего, в повседневной
жизни очень неудобной была связь такого
поселения с окружающей местностью. Кроме
того, размер поселения здесь целиком
зависел от естественных размеров островка;
увеличить его площадь было невозможно.
А самое главное, далеко не всегда и не
везде можно найти такой остров с площадкой,
защищенной естественными преградами
со всех сторон. Поэтому укрепления островного
типа применялись, как правило, только
в болотистых местностях. Характерными
примерами такой системы являются некоторые
городища Смоленской и Полоцкой земель.
Там, где болот было мало, но зато в изобилии
встречались моренные всхолмления, укрепленные
поселения устраивали на холмах-останцах.
Этот прием имел широкое распространение
в северо-западных районах Руси. Однако
и такой тип системы обороны связан с определенными
географическими условиями; отдельные
холмы с крутыми склонами со всех сторон
есть также далеко не везде. Поэтому наиболее
распространенным стал мысовой тип укрепленного
поселения. Для их устройства выбирали
мыс, ограниченный оврагами или при слиянии
двух рек. Поселение оказывалось хорошо
защищенным водой или крутыми склонами
с боковых сторон, но не имело естественной
защиты с напольной стороны. Здесь-то и
приходилось сооружать искусственные
земляные препятствия — отрывать ров.
Это увеличивало затраты труда на строительство
укреплений, но давало и огромные преимущества:
почти в любых географических условиях
было очень легко найти удобное место,
заранее выбрать нужный размер территории,
подлежащей укреплению. Кроме того, землю,
полученную при отрывании рва, обычно
насыпали вдоль края площадки, создавая,
таким образом, искусственный земляной
вал, который еще более затруднял противнику
доступ на поселение.
К началу IXв. на Руси насчитывалось около
24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие
через эту территорию путями из варяг
в греки или из варяг в персы, называли
Русь Гардарикой - страной Городов. В центре
древнерусского города, укреплённого
естественным и (или) искусственным образом,
находился детинец (кром- кремль), который
окружали посады ремесленников, а на окраинах
находились слободки (слободы).
Так строили восточные славяне свои укрепления
вплоть до второй половины Х в., когда окончательно
сложилось древнерусское раннефеодальное
государство — Киевская Русь.
Города Киевской Руси
Новгород
Великий— один из древнейших русских
городов, расположенный неподалеку от
о. Ильмень, на р. Волхов, вытекающей из
Ильменя и впадающей в Ладожское озеро.
Впервые Новгород упоминается в летописи
под 859 г. По мнению ряда ученых, город возник
в результате слияния трех племенных поселений
— славян, мери и чуди. В конце 10 века он
стал вторым по значению городом Киевской
Руси, а в 12-15 вв. — столицей Новгородской
республики. К 13 в. Новгород превратился
в один из крупнейших русских и европейских
городов.
Располагаясь на обоих берегах Волхова,
Новгород делился на две стороны: Софийскую
(древнейшую) — на левом берегу реки и
Торговую — на правом. На Софийской стороне
находилась городская крепость — Дегинец
(кремль). В нем был построен поначалу деревянный,
а в сер. 11 в. — каменный собор Св. Софии,
считающейся небесной покровительницей
Новгорода. Торговая сторона получила
свое название от древнего новгородского
Торга на правом берегу Волхова. Недалеко
от Торга находилось Ярославово дворище,
где, по преданию, располагалась резиденция
Ярослава Мудрого. В нач. 11 в. Торг и Ярославово
дворище находились за чертой города.
Стороны делилась на "концы", во главе
которых стояли выборные "кончанские
старосты". На Софийской стороне к 13
в. было три конца — Людин (или Гончарный),
Неревский и Загородский. На Торговой
стороне к 14 в. располагалось два конца
— Славенский и Плотницкий. Городские
концы состояли из улиц во главе с "уличанскими
старостами".
Важнейшие вопросы решались на городском
вече (собрании). В каждом конце проводились
свои кончанские веча. Господствующее
положение в Новгороде занимали бояре,
составлявшие Совет господ. В руках Совета
находилась городская казна.
Крупный торговый и ремесленный центр,
стоял на пересечении двух важнейших торговых
путей — "из варяг в греки" и Волго-Балтийского
пути. Новгородские купцы объединялись
в корпорации — "сотни", крупнейшая
из которых называлась "Иванское сто".
В городе находились торговые дворы иностранных
купцов.
Сотни найденных археологами берестяных
грамот свидетельствуют о широком распространении
среди новгородского населения грамотности.
Новгород не пострадал от монголо-татарского
нашествия, но платил Орде дань, откупаясь
от разорительных набегов.
В 1478 г. Новгород вошел в состав Русского
государства, став третьим по численности
населения, после Москвы и Пскова. В сер.
16 в. здесь проживало 35 тыс. человек.
В 1611 г. Новгород был захвачен войсками
шведского короля Густава II Адольфа. По
Столбовскому миру 1617 г. возвращен России.
Киев — город на р. Днепр, столица
Киевской Руси в 9-12 вв.
По археологическим данным, возник не
позднее 8 в. Киев был центром племени полян-руси.
В "Повести временных лет" сохранилась
легенда об основании города тремя братьями
— Кием, Щеком и Хоривом.
В 882 г. Киев захвачен князем Олегом, сделавшим
его столицей Древнерусского государства
(Киевской Руси). В "Хронике" немецкого
епископа Титмара Мерзебургского (1012-1018)
Киев описан как крупный город, имеющий
400 церквей, 8 рынков и "бесчисленное
число жителей". Первыми каменными постройками
Киева стали Десятинная церковь (кон. 10
в.; не сохранилась) и Софийский собор (сер.
11 в.). В 1051 г. был основан первый на Руси
Киево-Печерский монастырь.
В кон. 10 в. князь Владимир Святославич
возвел вокруг города мощные земные валы,
высота которых достигала 6 м, ширина —
9 м и более. На валах был сооружен деревянный
частокол, а в самих валах устроены ворота.
"Город Владимира" окружал глубокий
ров.
Во время правления Ярослава Мудрого границы
города значительно расширились. Высота
нового крепостного вала достигала 16 м,
а его толщина у основания — 20 м. По верху
валов шли деревянные стены, с внешней
стороны валов — глубокий ров. Самыми
крупными воротами города стали Золотые
ворота. Эти укрепления историки стали
называть "городом Ярослава".
Две сквозные улицы связывали три главных
центра города: вечевую площадь, княжий
двор и Торг.
В Киеве жили мастера 60 специальностей:
кузнецы, литейщики, гончары, стеклодувы,
кожемяки, ткачи, оружейники, ювелиры и
др.
С распадом Киевской Руси на отдельные
княжества роль Киева угасала. В 1169 г. город
опустошен войском князя Андрея Боголюбского,
в 1203 г. — Рюриком Ростиславичем. Во время
монголо-татарского нашествия в 1240 г. Киев
был практически полностью сожжен. Разорение
Киева привело к уходу уцелевшего населения
в другие, по преимуществу северные княжества.
В 1299 г. митрополит Максим был вынужден
перенести свою резиденцию из запустевшего
Киева во Владимир-на-Клязьме. В 14-16 вв.
Киев находился в составе Великого княжества
Литовского, с 1569 г.— в составе Речи Посполитой.
России город возвращен в 1654 г.
Суздаль— город, один из крупнейших
центров Северо-Восточной Руси, в 13-14 вв.
столица Суздальского княжества.
Расположен на р. Каменка, в 28 км северо-восточнее
Владимира. Впервые упомянут под 1024 г.
в Лаврентьевской летописи в связи с восстанием,
которое подавил киевский князь Ярослав
Мудрый. В 12 в. при Юрии Всеволодовиче Долгоруком
Суздаль стал центром Северо-Восточной
Руси, а в 13 в. — самостоятельного Суздальского
княжества. После перенесения столицы
княжества в Нижний Новгород, город постепенно
утратил свое политическое значение, а
в кон. 14 в. вошел в состав Московского
княжества. Однако Суздаль оставался крупным
религиозным центром. До наших дней сохранились
Рождественский собор 13 в., архиерейские
палаты, постройки Спасо-Евфимиева монастыря
и Покровского монастыря. Четыре раза
Суздаль громили монголо-татары, в 1445 г.
сыновья Улу-Мухаммеда разбили у стен
города войско Василия II Темного. В Смутное
время суздальцы заняли сторону Лжедмитрия
II, 8 месяцев город удерживали в своих руках
войска польского полковника Лисовского.
Но в 1612 г. настроения горожан радикально
переменились: поляки так и не смогли отбить
Суздаль у ополчения. В кон. 17 в. (1681) в Суздале
было 515 дворов и 6145 жителей.
Чернигов— древнерусский город на р.
Десна (ныне областной центр Украины).
В 9 в. — центр славянского племени северян,
находившийся на пути "из варяг в греки".
С кон. 9 в. в составе Киевской Руси. В летописях
впервые упоминается под 907 г. в связи с
договорами Руси с Византией. В 1024-1036 и
1054-1239 гг. Чернигов — столица Черниговского
княжества. Первым черниговским князем
стал пришедший из Тмутаракани Мстислав
Владимирович Храбрый, брат Ярослава Мудрого.
Около 1036 г. в городе построен Спасо-Преображенский
собор, один из древнейших на Руси (перестроен
в 17-18 вв.). В 12 в. город состоял из Детинца
и острога. Во 2-й пол. 12 в. возведены Борисоглебский
и Успенский соборы, а также редкая для
древнерусского зодчества бесстолпная
Ильинская церковь. На Торгу в кон. 12- нач.
13 вв. сооружена церковь Параскевы Пятницы,
считающаяся одним из шедевров архитектуры
Древней Руси (разрушена в 1941 г., во время
Великой Отечественной войны, восстановлена
по чертежам в 1962 г.). В Чернигове получили
широкое развитие ремесла — оружейное,
гончарное дело, кожевенное производство
и др. В 1239 г. город разрушен и сожжен монголо-татарами.
Однако память о богатом древнем Чернигове
сохранилась в былинах и народных преданиях.
Смоленск— город в верховьях р. Днепр,
в 1127-1404 гг. центр Смоленского княжества.
Первое летописное упоминание о Смоленске
относится к 862-865 гг. Это был главный город
славянского племени кривичей, военная
крепость, центр ремесла и торговли. В
882 г. Смоленск вошел в состав Киевского
государства. Сведения о крещении смолян
относятся к 1013 г. Возвышение Смоленска
началось при Владимире Всеволодовиче
Мономахе. В 1101 г. он заложил в городе каменную
соборную ("епископы") церковь Богородицы.
В 12 в. Смоленск стал крупным торговым
центром на пути, соединяющем балтийские
страны с Русью и другими землями Восточной
Европы. Смоленские купцы торговали в
Суздальской земле, Новгороде, других
русских землях, в европейских странах.
Прочные связи установились с немецкими
купцами из Риги.
В 1127 г. при князе Ростиславе Мстиславиче
Смоленск стал центром самостоятельного
Смоленского княжества. В 1141 г. Ростислав
построил новые крепостные сооружения
— "устроил град великий Смоленск".
Ярославль был основан при впадении реки Которосли в Волгу. Время его построения точно неизвестно, и только название «Ярославль» указывает на более или менее определённое время - княжение Ярослава Мудрого. Наиболее вероятным временем его основания считают 1026-1036 гг., когда Ярослав будто бы объезжал Ростовскую область. Но дата основания города может быть отодвинута далее в древность. По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешёл в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль берёт начало из Ростовского озера. Построение Ярославля, таким образом, имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 г.