Города Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Вот как рассказывается об истории основания  города по одной старинной легенде.

«Однажды по Волге с дружиною в расписных ладьях плыл киевский князь Ярослав Мудрый. Высокий, обрывистый берег, покрытый дремучим лесом, в месте слияния Волги с рекой Которослью приглянулся князю. Задумал он город рубить, но было тут селище, называемое «Медвежий угол». Когда князь Ярослав вступил в селище, жители выслали навстречу ему злых собак и медведя лютого, которого считали покровителем своего племени. Но отважный князь секирой сокрушил зверя, и люди в страхе разбежались. Тогда повелел князь на месте поединка град созидати, и назвал его во свое имя Ярославлем».

Об этой легенде напоминает известный  с XVII века герб города, изображающий медведя  с трезубцем, который позже заменен  секирой.

В летописи о Ярославле впервые  упоминается в 1071 г. Как и в  самом Ростове, в нём было сильно языческое влияние. «Два волхва»  от Ярославля явились зачинщиками  восстания в Ростовской земле.  
         Замечательной особенностью в истории Ярославля было его слабое развитие в XI-XII вв. как городского центра. Между тем Ярославль стоял на великой волжской дороге в отличие от Ростова, находившегося от неё в стороне. Это обстоятельство лишний раз показывает, как опрометчивы суждения о происхождении многих городов в виде торговых пунктов. Общее оживление волжского пути, происходившее в начале XIII в., сказалось и на Ярославле.

В известиях этого времени Ярославль - значительный город. В пожар 1221 г. в  Ярославле сгорело 17 церквей, в нём  существовал особый княжеский двор, на котором Константин Всеволодович поставил каменную церковь Успения. Возросшее значение Ярославля в  начале XIII в. подчёркивается титулованием ростовского епископа пастырем и учителем «Ростову и Ярославлю и Углечю полю», а также появлением в Ярославле особой княжеской династии.

Раскопки разведочного характера, произведённые на территории бывшего  Детинца в Ярославле, пока дали сравнительно немного для истории города в XI-XIII вв. Можно отметить только, что  в быте древнего Ярославля немалое  значение имело рыболовство, о чём  говорят многочисленные грузила  от сетей, наличие ладей с набоями на железной клёпке. Найдены были также остатки каменной церкви, предположительно - Успенского собора 1216 г., обломки плиткообразного кирпича, почти тожественные кирпичу Успенского монастыря во Владимире начала XIII в. Впрочем, незначительные результаты раскопок в Ярославле могут зависеть и от случайных причин, в частности от того, что поиски велись на ограниченной площади.

Древний город стоял на мысу при  впадении Которосли в Волгу, где находится Успенский собор и несколько церквей. Впоследствии эту часть Ярославля называли «Рубленым городом», к которому примыкал «Земляной город».

 

Ростов - несомненно один из древнейших русских городов, существовавший, по летописи, уже в IX в. «Здесь город старый», - отзывается летописец о Ростове конца XII в. В XI в.Ростов был столицей Ростово-Суздальского княжества; в X — начале XIII вв. входил во Владимиро-Суздальское княжество. С 1207 столица Ростовского княжества, один из центров зарождения Русского национального государства в Северо-Восточной Руси.

Город лежит на берегу обширного  озера Неро, в названии которого угадывают племенное имя мери, населявшей, по летописи, большую часть Залесской земли в IX-X вв. Какая-то примесь мери к славянскому населению обнаруживается в Ростове и в более позднее время. По житию Авраамия Ростовского, в городе существовал Чудской конец, где стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись жители. Если житие и было составлено поздно, то указание на Чудской конец не внушает особых сомнений, так как выдумывать его не было никакой необходимости. Какие-то припоминания чувствуются в указании на идола Велеса. В XIV- XV вв., когда было составлено житие Авраамия, память о Велесе, или Волосе, - скотьем боге - уже должна была ослабнуть и сохранение древнего имени легче всего приписать устной традиции. О пережитках древней языческой религии в Ростове говорит известие летописи о волхве, появившемся в Ростове в 1024 г.

В XI в. в Ростове была основана епископская кафедра, которая занимала третье место в ранге русских епископий. Длинный список ростовских епископов насчитывал в своих рядах несколько выдающихся имён. Позднейшие перестройки, в особенности строительные работы при митрополите Ионе Сысоевиче в XVII в., сильно изменили топографию древнего Ростова, но некоторые выводы об его первоначальном положении можно всё-таки сделать. Древний Ростовский кремль, вероятно, занимал более обширную площадь, чем в настоящее время, так как собор Успения находится теперь за его пределами. Между тем соборная церковь, как правило, находилась в Кремле, чему можно привести множество примеров (Киев, Новгород, Владимир, Переяславль и т. д.). В начале XIII столетия в Кремле помещались дворы князя и епископа.

О богатстве города говорит каменное строительство Ростова. Собор в  Ростове, по сообщению Печерского патерика был воздвигнут при Владимире  Мономахе во всём по подобию Великой  церкви Печерского монастыря в Киеве: «всем подобиемь созда церьковь в городе Ростове, и в высоту, и в широту и в долготу». Тогда же ростовская церковь была расписана фресками, расположенными по образцу изображений на стенах Печерской церкви. По другому известию, «святая Богородица в Ростове каменная» была освящена в 1162 г., что, впрочем, не противоречит первому известию, ибо церкви освящались не только после построения, но и после пожаров и ремонтов.  
В пожар 1211 г. ростовский собор сгорел, и к этому времени надо относить его падение. В 1213 г. «на первом месте падшая церкве» был заложен новый собор, частично сохранившийся до нашего времени после многочисленных переделок и ремонтов. Другая каменная церковь была заложена в Ростове на княжеском дворе.

Город уже рано перестал вмещаться  в тесные пределы внутренней крепости, к которой примыкал посад. Некоторое  понятие о размерах Ростова Великого, как он до сих пор ещё называется в народной памяти, даёт сообщение  о пожаре 1211 г., когда сгорело 15 церквей  «и погоре мало не весь» город. Эта цифра очень далека от нескольких сот церквей, указываемых летописью для Киева, но всё-таки значительная и показательная для большого древнерусского города.

Отдельные находки, сделанные в  Ростове, показывают, что этот город  был оживлённым ремесленным и  торговым центром, заслуживающим глубокого  археологического изучения. Местные  мастера богато украсили соборную церковь, наполнив её «множеством всяких узорочей».

В летописях нередко упоминаются  ростовские «мужи» и просто ростовцы. В известиях о междоусобиях в Залесской земле после смерти Андрея Боголюбского постоянно упоминаются «ростовци и бояре» как две различные общественные группы. С особой чёткостью это видно из сообщения летописи о приходе князя Мстислава Ростиславича в Ростов: он «собрал ростовцев, и бояр, гридьбу и пасынков, и всю дружину». Бояре и дружина выделены здесь в особую группу, под ростовцами же надо понимать ростовских горожан. О них уже прямо говорится в известии о приходе Олега Святославича.

Ростов остался в русских  былинах как синоним богатого города. Ростовская письменность XI-XIII вв. представлена главным образом  житиями местных святых.

 

Владимир. Основание Владимира традиционно связывается с летописным известием о том, что Владимир Мономах заложил город в 1108 году. Наиболее крупный специалист по владимирской археологии, Н.Н. Воронин, также придерживался этой датировки. Многие события истории Северо-Восточной Руси объясняются тем, что ростовские и суздальские бояре смотрели на Владимир как на младший город и противодействовали его возвышению. Между тем Суздаль впервые упомянут в письменных источниках под 999 годом.

В 1990-е годы владимирские краеведы высказались за перенос  даты основания города на 990 год. В  обоснование этой даты приводятся известия ряда поздних летописных источников — Супрасльской, Густынской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской летописей, сокращённых летописных сводов 1493 и 1495 годов, летописных сводов 1497 и 1518 годов, Степенной книги, Русского хронографа, Тверской летописи. Во всех этих текстах указывается, что Владимир на Клязьме основал Владимир Святославич в 990 году. Альтернативную датировку основания Владимира поддержали такие авторитетные исследователи, как филолог Д. С. Лихачёв.

Когда бы он ни был основан, Владимир начинает расти и усиливаться  благодаря заботам Владимира  Мономаха, который укрепил его  как опорный пункт защиты Ростово-Суздальского княжества. Расцветом обязан князю  Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу княжества. Его преемник — Всеволод Большое гнездо — был одним из самых могущественных русских князей, и с его правления за владимирскими князьями закрепляется титул «великих».

Во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская  школа живописи; в городе велось летописание.

Удар по Владимиру был  нанесён в 1238 году нашествием монголо-татар.

 

Роль городов в экономической  политической и духовной жизни Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом  связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот  и бескрайних степей, окружавшего  человека в Восточной Европе. Ядром  нового мира стал город - "очеловеченная", "окультуренная", отвоеванная  у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.  
"В городах, - пишет В.П.Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях".  
Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.  
"Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие".  
В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Города стали возникать по мере выделения и развития ремесла  как особой самостоятельной формы  производства и существенного увеличения торгового обмена. Они и явились  центрами ремесла и торговли, экономически и политически подчинившими себе сельскую округу. Однако, несмотря на то, что города в своей принципиальной основе противостояли деревне, в  Киевской Руси еще не возникло резкого  антагонизма между тем и другим. Древнерусские города являлись порождением  сельской стихии, они были органически  связаны с селом и служили  высшей ступенью в развитии сельского  общинного устройства. Экономика  городов еще в большой мере основывалась на развитии земледелия и скотоводства в подвластных  им волостях. Помимо экономической, древнерусские города обладали и судебно-административной, а также культурно-религиозной и военно-оборонительной функциями. Многие древнерусские города возникли путем слияния (синойкизма) нескольких союзных родовых общин, поселявшихся часто небольшими группами поблизости одна от другой и имевших свой общий вечевой и культовый центр - городище, который становился по мере роста города его детинцем. Примерами тому могут служить Киев, Новгород, Смоленск, Ростов и др. Таким образом, патриархально-общинные городища, в особенности племенные центры, во многих случаях послужили основой древнерусских городов.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Т.1. - М., 1995. 
2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М.,  2003

3. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. – М., 2008

4. Журавлев В.В., Касаров Г.Т., Уткин А.И. Политическая история России. - М., 1998. 
5. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. История России. Изд. 3-е, перераб. и доп., - М.: Юнити-Дана, 2009.

6. Интернет – ресурс: http://www.coolreferat.com

7. Интернет – ресурс: http://manger.ru

8. Интернет – ресурс: http://gorodmoj.com 


Информация о работе Города Киевской Руси