Государства и права монголо-татарских народов на территории России (XIII-XV вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Во второй половине XII века - начале XIII века на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшем в районы Буир – Нур.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Особенности образования и развития государственности у монголов.. 4
1.1. Возникновение империи Чингиз-хана в первой половине XIII века. Завоевательное походы и значение. 4
1.2. Государство Чагатая. 8
1.3. Государство Хулагидов. 10
Глава 2. Государства и права Золотой Орды. 13
2.1. Государственный строй Золотая Орды как раннефеодальной монархии. 13
2.2. Особенности и источники татаро-монгольского права. 17
2.3. Распад Золотой Орды. Влияние монголо – татарского ига на политико – правовое развитие Руси. 19
Заключение 23
Источники 24

Файлы: 1 файл

1. ГОСУДАРСТВА И ПРАВА МОНГОЛО-2.docx

— 68.43 Кб (Скачать файл)

Большая часть этих государственных  служащих существовала и в периоды  Казанского, Крымского и других татарских  ханств. Весьма примечательно и то, что преобладающее большинство  этих средневековых терминов и титулов  дословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком - они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и  в настоящее время.

То же самое можно сказать  и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также  о разнообразных пограничных  пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (тамговая пошлина).

В наиболее общем виде административную систему Золотой Орды описал еще  в XIII в. проехавший все государство  с запада на восток Г. Рубрук. В его зарисовке путешественника содержится основа административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося понятием «улусная система».

Сущность ее составляло право  кочевых феодалов на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа определенного  удела - улуса. За это владелец улуса  обязан был выставлять в случае необходимости  определенное число полностью вооруженных  воинов (в зависимости от размера  улуса), а также выполнять различные  налоговые и хозяйственные повинности Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000.С.144.

Эта система представляла собой точную копию устройства монгольской  армии: все государство - Великий  Улус - делилось в соответствии с  рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими  и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям  во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.

Хан, стоявший на вершине  пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного  числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что  находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять  делами государства.

Всем ордынским войском  командовал военачальник - беклярибек, т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией. Иногда его влияние превышало власть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам. Время от времени могущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько, что они сами назначали ханов.

По мере укрепления государственности  в Золотой Орде рос аппарат  управления, его правители взяли  за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава  правительства, который отвечал  за все сферы невоенной жизни  государства. Визир и возглавляемый  им диван (государственный совет) распоряжались  финансами, налогами, торговлей. Внешней  политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также  беклярибек Золотая Орда и ее падение.

 

2.2. Особенности и источники татаро-монгольского права.

Источниками права Золотой  Орды являлись: законодательные распоряжения ханов, сборник монгольских законов  и обычаев, получивший название Великая Яса. Он был составлен по приказанию Чингиз-хана в 1206 г. Сохранился лишь небольшой отрывок Великой Ясы. Ее нормы продолжали действовать и после принятия монголами мусульманской религии и применялись по всем делам, кроме дел о религиозных преступлениях. Шариат стал важнейшим источником права после принятия монголами ислама. По шариату рассматривались дела о религиозных преступлениях; действовало и обычное право монгольских племен.

Из норм гражданского права  сохранилась лишь одна статья, относящаяся  к наследственному праву. В ней  ука­зывалось, что после смерти главы семьи наследство делилось между наследниками следующим образом: старший сын получал большую часть наследства, чем остальные сыновья умершего. Младший сын получал свою долю наследства, состоящую из предметов домашнего обихода. Остальное имущество делилось в равной доле между всеми сыновьями.

Большая часть статей Великой Ясы относилась к уголовному праву. Одним из самых тяжких государственных преступлений считалась измена хану Золотой Орды, например, сношение местных правителей Золотой Орды с соседними государствами. За измену полагалась смертная казнь.

К воинским преступлениям  относились: уход с поста, неоказание помощи своим товарищам во время  боя. За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток.

Из имущественных преступлений наиболее серьезными считались присвоение чужого раба и бежавшего пленного, оказание помощи пленному, в частности  передача пищи и одежды. Виновные подвергались смертной казни. Кража лошадей наказывалась следующим образом: виновный должен был не только вернуть краденую лошадь потер­певшему, но и отдать ему сверх  того десять своих лошадей. Если у  вора не было лошадей, он должен был  продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего. Если же у него не было детей, его  приговаривали к смертной казни. К имущественным преступлениям  относилось также банкротство купцов. За троекратное банкротство полагалась смертная казнь.

К преступлениям против личности относилось убийство. За него приговаривали  к смертной казни. В отдельных  случаях с убийцы взимался денежный выкуп.

По Великой Ясе преступлениями считались нарушения правил об убое животных, предназначенных для пищи, и преднамеренная ложь. Смертной казни предавали людей даже за то, что они подавились пищей.

Наказания по Великой Ясе отличались жестокостью. Все эти суровые наказания даже за небольшие проступки применялись для того, чтобы держать в страхе и повиновении эксплуатируемые массы.

Монгольское феодальное государство, как и многие государства Европы и Азии, возникло непосредственно  за счет разложения первобытнообщинной организации. Большинство феодальных монархов отличалось драчливостью, стремлением  поживиться за счет соседей. Однако монгольская  феодальная верхушка сделала международный  разбой основной линией своей политики, даже чуть ли не основой своей экономики. Монгольское завоевание несло всем покоренным народам экономический  и культурный регресс.

Архаичной для своего времени  политической системе соответствовало  и примитивное право. Только принятие шариата от более передовых народов  сделало правовую систему Золотой  Орды более или менее современной.

Монголо-татарские завоевания не внесли в мировую историю государства  и права ничего, что могло бы быть воспринято с пользой другими  народами.

 

2.3. Распад Золотой Орды. Влияние монголо – татарского ига на политико – правовое развитие Руси.

Обстановка в империи  в начале 1260-х отличалась большой  напряжённостью. После смерти великого хана Мункэ (1259) развернулась борьба за верховную власть между его братьями Хубилаем и Ариг-Бугой. В 1260 году Хубилай был провозглашён великим ханом на курултае в Кайпине, Ариг-Буга — в Каракоруме. Согласно одной точке зрения, курултай в Шанду был нелегитимным, так как в империи уже был избран великий хан Ариг-Буга согласно монгольскому обычаю минората. Согласно другой точке зрения, оба курултая были нелегитимными, так как на каждом присутствовала только часть чингизидов, причём не было таких крупных фигур как Берке и Хулагу.

Хулагу, воевавший на Ближнем Востоке, заявил о поддержке Хубилая; правитель Улуса Джучи Берке поддержал Ариг-Бугу. В Булгаре чеканились монеты с именем Ариг-Буги, однако практической помощи Берке ему не оказывал. Одновременно усилился, воспользовавшись смутой, чагатаид Алгу, в 1262 году разбивший войска Ариг-Буги. Он подчинил себе Хорезм, изгнав из всех городов наместников и чиновников Берке. Уничтожение в Бухаре джучидского отряда численностью в 5000 человек также связывается с действиями Алгу. Военные силы Берке были заняты на юге и западе, поэтому он ничего не мог противопоставить Алгу, захватившему и разрушившему важнейший торговый город Отрар.

Уцелевший после казней угэдэидов начала 1250-х Хайду также принял сторону Ариг-Буги, надеясь, что потомки Толуя в раздорах сами приведут свой род к гибели. Когда Ариг-Буга покорился Хубилаю, Хайду не последовал его примеру и решился собственными силами защищать свои права на ханскую власть, которая, как он считал, должна принадлежать дому Угэдэя. Он воспользовался войной между Алгу и Берке. С помощью Джучидов Хайду овладел долиной Эмиля, Тарбагатаем и бассейном Чёрного Иртыша, восстановив часть Угэдэйского улуса. Алгу отправил против Хайду одного из своих военачальников, который был побеждён и убит. Затем Алгу послал одного из царевичей с большим войском, которому удалось победить Хайду. Однако смерть Алгу (1266) помогла ему утвердиться на захваченной территории.

Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным  олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской  государственности Киевской Руси, импульсом  в создании которой стал приход варягов  или норманнов-выходцев из германских племен Скандинавии на Русь; идеологической и культурной традиции Византийской империи через посредство православного христианства, и имперского наследия Золотой Орды.

  Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии.

Во-первых, это признание  очень значительного и преимущественно  позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс  создания единого Московского (Российского) государства. Основоположником такой  точки зрения был Н.М. Карамзин, а  в 30-е годы прошлого века она была развита так называемыми евразийцами. В то же время они в отличие  от Л.Н. Гумилева,[11] нарисовавшего в  своих исследованиях картину  добрососедских и союзнических отношений  Руси и Орды, не отрицали таких очевидных  фактов, как разорительные походы  монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани.

Другие историки (среди  них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) оценивали воздействие  завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII – XV в., либо органически  вытекали из тенденции предшествующего  периода, либо возникали независимо от Орды.

  Наконец, для многих историков характерна как бы промежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства, как считают Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.А.  Кучкин и другие, произошло не благодаря, а вопреки Орде.

В отношении Руси завоеватели  довольствовались ее полным подчинением, учредив на древнерусских землях институт баскаков-сборщиков налогов, но не меняя общественное устройство. Впоследствии сбор налогов перешел  в ведение местных русских  князей, признающих власть Золотой  Орды.

  Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское).

Именно золотоордынская  государственная система сделалась  прообразом российской имперской государственности. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в  военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды  российской истории.[12]

  Помимо этого, средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ, Западная Сибирь, Хорезм и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены в находящуюся на более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи. Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории Казахстана и России.

  Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных -наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья - наместники хана были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Информация о работе Государства и права монголо-татарских народов на территории России (XIII-XV вв.)