Государственная организация Рима в период империи: Принципат и доминат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………
Период правления рексов ……………………………………
Реформа Сервия Туллия………………………………………..
Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики ……………………..
Магистратура……………………………………………………
Диктатор…………………………………………………………
«Коллективные» органы………………………………………..
Сенат……………………………………………………………..
Особенности римской аристократической республики…….
Кризис римской республики и переход к монархии………….
Государственная организация Рима в период империи: Принципат и доминат…………………………………………...
Принципат……………………………………………………….
Доминат………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Организация управления в Древнем Риме.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

Содержание 

    Введение…………………………………………………………
  1. Период правления рексов ……………………………………

    Реформа Сервия Туллия………………………………………..

  1. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики ……………………..

    Магистратура……………………………………………………

     Диктатор…………………………………………………………

     «Коллективные» органы………………………………………..

     Сенат……………………………………………………………..

     Особенности римской аристократической республики…….

     Кризис римской республики и переход к монархии………….

  1. Государственная организация Рима в период империи: Принципат и доминат…………………………………………...

    Принципат……………………………………………………….

    Доминат………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………

2

3

5 

7

8

9

10

10

11

12 

13

13

16

19

20

     
 

 

Введение 

    История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ  поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся  рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

    В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был  свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский  период  и  начинается  период  республики,  занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).

    С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся  на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.). 
 

 

1. Период  правления рексов 

    Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят  военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.

    В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились  на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах  и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.

    Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация  была и остается предметом научной  дискуссии, ибо её искусственное  происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально  устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную  землю, а затем приступившая к  планомерному захвату Италии.

    Род был естественно сложившейся  единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя  производилось от имени реального  или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.

    Как член рода и племени римский гражданин:

  1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;
  2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;
  3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;
  4. участвовал в общих религиозных празднествах и т.д.

    В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать  от каждого гражданина исполнения его  военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан  находились до известного времени в  своеобразной гармонии.

    Главы родов составляли совет старейшин  или сенат, с течением времени  приобретший значение главной правительственной  власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые  выносились на решение народного  собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов  было сначала 100, затем 300 человек.

    Сенат существовал и при царях, как  ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских  курий. По куриям же производилось и  голосование. Наконец главой римской  общины, её гражданским управителем  и верховным военачальником был  рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

    Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим  подразделениям оно строилось и  голосовало.

    Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту  производительных сил, появлению патриархального  рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в  среде римлян развивалось неравенство  как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась  патриархальная семья. Выделились отдельные  знатные семьи. Члены их стали  претендовать на лучшую долю добычи, а  также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями  и т.д. Эта родовая верхушка обособилась  в качестве патрициев. Напротив, более  бедные семьи, поставляли слой кабальных  рабов и людей, находящихся в  разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.

    Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что  на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое  поселение из покоренных и из добровольно  обосновавшихся в городе чужаков. Эти  поселенцы, число которых росло  получили название плебс, т.е. множество.

    Плебеи  были свободны, они добились права  частной собственности на землю, занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они  были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась  частная собственность. В силу этого  одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили  в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища  защиты и помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему  свое имя, выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать  вместе с его родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

    В число клиентов и даже кабальных  рабов попадали преимущественно  плебеи, но в такой зависимости  оказывались и коренные римляне.

    В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало  неравенство и угнетение, родоплеменные  отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались  в государственные.

    Реформа Сервия Туллия.

    Важным  этапом на пути римской государственности  была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса  Сервия Туллия. При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько  потеснили родоплеменные.

    Произведено это было так, Сервий Туллий поделил  всё мужское население Рима, и  патрициев и плебеев, на шесть  имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в 75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.

    Каждый  класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных  и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку каждая центурия имела  один голос, соединенное мнение самых  богатых центурий давало 98 голосов  из 193, то есть большинство. Поэтому  при согласованном голосовании  первых двух разрядов остальных не спрашивали.

    Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были они патрициями или  плебеями.

    Наряду  со всем этим устройством было введено  еще одно важное новшество к несомненной  выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа территориального деления  населения над родо-племенным.

    Значение  реформ Сервия Туллия огромно. Решение  всех важнейших вопросов в жизни  римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало  все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев  в единый народ, введением территориальных  округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых, реформа Сервия Туллия разрушила  общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.   
 

   2. Политическая организация рабовладельческой  аристократической римской республики. 

    Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что  касалось в наделении землей, которой  становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблема касалась отмены долгового рабства, неизбежного  при несвоевременной уплате долга.

    Но  чтобы добиться и того, и другого  плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеи добились удовлетворения всех своих требований:

  1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;
  2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;
  3. Защиты от произвола патрицианских судей ( введением кодекса законов, известных как Законы 12 таблиц );
  4. Разрешения браков между патрициями и плебеями;
  5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

    В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения  плебейских сходок имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всех без  исключения римских граждан и  всех государственных учреждений Рима. К тому же, эти решения не подлежали  ни утверждению сената, ни его ревизии.

    Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу и  патрицианские семьи сохранили  несомненное преимущество при замещении - хотя и по выборам - всех главных  должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.

    Магистратура.

    Во  главе Рима стояли центуриатные комиции  и плебейские сходки, затем сенат. Из магистратур оставались, как и  в прежние времена, консулы, преторы  и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год  и были ответственны за свои действия - по истечении срока своих полномочий. Держась принципа коллегиальности  магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и  более) преторов, плебеи же нескольких народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались  один в дела другого, но за одним  исключением: если, скажем, консул находил, что что распоряжение его коллеги  неверно и вредно, он мог приостановить  его своим «вето». Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться между собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ).

Информация о работе Государственная организация Рима в период империи: Принципат и доминат