Государственная власть и право в Российской империи в 1905-1907г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная” .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава Ι. Государственная Дума
Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка……………………………………………4
Государственная Дума………………………………………………..6
Государственная Дума по основным законам
Российской империи 1906 г………………………………….……….7
Выборы в Государственную Думу…………………………………..10
Полномочия Думы и депутатов……………………………………...12
Компетенция Государственной Думы………………………………14
Глава ΙΙ. Государственный Совет
Государственный Совет и его полномочия…………………………18
«Свод основных государственных законов» Николая ΙΙ…………...24
Заключение…………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………28

Файлы: 1 файл

Тру курсовая.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

Глава Ι. Государственная Дума

Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка……………………………………………4

Государственная Дума………………………………………………..6

Государственная Дума по основным законам

Российской империи 1906 г………………………………….……….7

Выборы в Государственную  Думу…………………………………..10

Полномочия Думы и депутатов……………………………………...12

Компетенция Государственной  Думы………………………………14

Глава ΙΙ. Государственный Совет

Государственный Совет и  его полномочия…………………………18

«Свод основных государственных законов» Николая ΙΙ…………...24

Заключение…………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная” .  
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.  
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.

 

 

 

 

 

 

Глава Ι

17 октября 1905 г.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка

 

        Смуты и волнения в столицах и во многих  местностях  империи

нашей  великой  и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше.  Благо

российского  государя  неразрывно  с  благом  народным  и  печаль

народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может  явиться

глубокое нестроение народное и угроза целости и единству  державы

нашей.

Великий обет  царского  служения повелевает нам всеми силами

разума и власти нашей  стремиться к скорейшему  прекращению  столь

опасной для государства  смуты. Повелев подлежащим властям  принять

меры к  устранению  прямых  проявлений  беспорядка,  бесчинств  и

насилий,   в   охрану  людей  мирных,  стремящихся  к  спокойному

выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения

общих  преднамечаемых  нами к умиротворению государственной  жизни

мер,  признали  необходимым   объединить   деятельность   высшего

правительства.

На обязанность   правительства   возлагаем   мы   выполнение

непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению  незыблемые основы гражданской   свободы

на  началах  действительной неприкосновенности личности,  свободы

совести, слова, собраний и  союзов.

2. Не останавливая предназначенных  выборов в Государственную

думу,  привлечь  теперь же к участию в Думе,  в мере возможности,

соответствующей кратности  остающегося до созыва  Думы  срока,  те

классы населения,  которые  ныне совсем лишены избирательных прав,

предоставив   за   сим   дальнейшее   развитие   начала    общего

избирательною   права   вновь   установленному   законодательному

порядку, и

3. Установить как незыблемое  правило, чтобы никакой закон  не

мог  восприять  силу  без  одобрения Государственной  думы и чтобы

выборным от народа обеспечена  была  возможность  действительного

участия в надзоре за закономерностью  действий поставленных от нас

властей.

Призываем всех верных сынов  России вспомнить долг свой перед

Родиною, помочь прекращению  сей неслыханной смуты и вместе с нами

напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 Государственная  Дума

Вышеуказанный «Октябрьский манифест», законодательный акт  Верховной власти Российской империи, обнародованный 30 октября 1905 года был  разработан Сергеем Витте по поручению  императора Николая ΙΙ в связи  с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки. Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы» , учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права  и свободы, как-то: свобода совести, свобода слова, свобода собраний и свобода союзов.

В результате принятия манифеста  Императором были внесены изменения  в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией2.

 

Государственная Дума по основным законам  
 Российской империи 1906 г.

 
       20 февраля 1906 г. вышел акт об учреждении Государственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная обработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетными и избирателями, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.   
Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II  23 апреля 1906г.                                                                
       Принятие Основных законов и перестройка центрального управления на началах «законности» и «привлечения общественности» потребовали пересмотра принципов местного управления и самоуправления.  
В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания). 
      Законодательная власть закреплялась за Государственной думой и Государственным советом. Любой закон нуждался в одобрении обоих органов и в утверждении императором. В случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в форме указов. Действие указа носило временный характер и подлежало утверждению в Думе и Совете в течение двух месяцев после возобновления их работы.  
       В соответствии со ст. 87 Основных законов императору предоставлялась возможность по представлению Совета министров принимать указы законодального характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.  
Не подлежали обсуждению Государственной думой вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.  
      Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора.  
В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы.  
Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым оказывая на него давление.  
Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможной Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.  
Чтобы избежать потока запросов (как это было в Первой Думе), Вторая Дума создала специальную комиссию для отбора запросов.  
Государственная Дума получала право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемы правительством, она же пользовалась правом законодательной инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по инициативе царя. Распространение права законодательной инициативы Думы на Основные законы могло, по мнению Витте, превратить ее в Учредительное собрание).  
В случае чрезвычайных обстоятельств правительство имело право в промежутках между сессиями Думы и с одобрения царя издавать указы приравниваемые к законам. (Это положение было заимствовано из австрийской конституции.) Эти указы, однако, не могли касаться изменений ни в Основных законах, ни в статусе Думы.  
Министры были ответственны не перед народным представительством (Думой), а перед монарх Как видно из манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа.

 

 

 

 

 

 

 

Выборы в Государственную  Думу.

В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось  за сохранение куриальной системы и  двухступенчатой системы выборов.

Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих. 
Но уже 11 октября 1905 года, после разгрома вооружённого восстания в Москве, издаётся указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу” , которым значительно расширяется круг избирателей. Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, подённых рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выбора не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).   
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей:

  1. Землевладельцами;
  2. Городскими жителями;
  3. Крестьянами:
  4. Рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом, 150 десятин, непосредственно  участвовали в уездных съездах  землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.  
       Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.  
Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей в волостной сход, затем – на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.  
Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губернии или крупного города.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные  курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей  курии к выборам допускались  лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих.

Если выразиться кратко, выборы были:

    • не всеобщими. Исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
    • не равными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч;
    • не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными.

Общее число избранных  депутатов Думы в разное время  колебалось от 480 до 525 человек.

 

Полномочия Думы и депутатов.

 
     20 февраля 1906 года вышло “Учреждение Государственной думы” , в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.  
     Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственныйсовет.  
Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован, и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены “по высочайшему назначению” , председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.  
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов) . Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.  
23 апреля 1906 года были изданы “Основные государственные законы” , изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Государственной Думы или Государственного Совета.  
Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всём её объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако, статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая 6 необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.  
Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Информация о работе Государственная власть и право в Российской империи в 1905-1907г