Государственная власть и право в Российской империи в 1905-1907г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная” .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава Ι. Государственная Дума
Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка……………………………………………4
Государственная Дума………………………………………………..6
Государственная Дума по основным законам
Российской империи 1906 г………………………………….……….7
Выборы в Государственную Думу…………………………………..10
Полномочия Думы и депутатов……………………………………...12
Компетенция Государственной Думы………………………………14
Глава ΙΙ. Государственный Совет
Государственный Совет и его полномочия…………………………18
«Свод основных государственных законов» Николая ΙΙ…………...24
Заключение…………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………28

Файлы: 1 файл

Тру курсовая.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

23 апреля 1906 года Николай  II утвердил "Свод основных государственных  законов", который Дума вообще  могла изменить только по инициативе  самого царя. В этих законах,  в частности, предусматривался  целый ряд ограничений деятельности  будущего российского парламента. Главным из них было то, что  законы подлежали утверждению  царем:

107. Государственному  Совету и Государственной Думе  в порядке, их учреждениями  определенном, предоставляется возбуждать  предположения об отмене или  изменении действующих и издании  новых законов, за исключением  Основных Государственных Законов,  почин пересмотра которых принадлежит  единственно Государю Императору.

Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой  страны, ему подчинялись вооруженные  силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности  военное или чрезвычайное положение. Более того, в "Свод основных государственных  законов" был внесен специальный  параграф 87, который разрешал царю в  перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал  этот параграф для того, чтобы проводить  законы, которые Дума наверняка не приняла бы.

Особо оговаривалось право  царя самолично распускать Думу:

105. Государственная  Дума может быть до истечения  пятилетнего срока полномочий  её Членов распущена указом  Государя Императора. Тем же указом  назначаются новые выборы в  Думу и время её созыва.

Потому Думы, за исключением  Третьей, фактически функционировали  лишь по несколько месяцев.

Государственному Совету и Государственной Думе предоставлялось  право обращаться к Министрам  и прочим должностным лицам, подчиненным  по закону Правительствующему Сенату, с различного рода запросами по поводу интересующих депутатов действий, которые  представлялись им незакономерными.

Законодательные предположения  рассматривались в Государственной  Думе и, по одобрении ею, поступали  в Государственный Совет. Законодательные  предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматривались  в Совете и, по одобрении им, поступали  в Думу. Законопроекты, прошедшие  через обе палаты, представлялись царю Председателем Государственного Совета.

Продолжительность ежегодных  занятий Государственной Думы и  сроки их перерыва в течение года определялись царскими указами. Государственная  Дума могла, для предварительной  разработки подлежащих её рассмотрению дел, образовывать из своей среды, Отделы и Комиссии. Число Отделов и  Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливались самой  Думой.

Депутаты Думы пользовались депутатской неприкосновенностью:

15. Член Государственной  Думы может быть подвергнут  лишению или ограничению свободы  не иначе, как по распоряжению  судебной власти, а равно не  подлежит личному задержанию  за долги.

Ведению Думы подлежали многочисленные вопросы, среди которых:

1) предметы, требующие  издания законов и штатов, а  также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная  роспись доходов и расходов  вместе с финансовыми сметами  Министерств и Главных управлений, равно как денежные из казны  ассигнования, росписью не предусмотренные,  на основании установленных правил;

З) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной  росписи;

4) дела об отчуждении  части государственных доходов  или имуществ, требующем Высочайшего  соизволения;

5) дела о постройке  железных дорог непосредственным  распоряжением казны и за eё  счет;

6) дела об учреждении  компаний на акциях, когда при  сем испрашиваются изъятия из  действующих законов;

7) дела, вносимые  на рассмотрение Думы по особым  Высочайшим повелениям.12

Законопроекты либо вносились  в Думу министрами либо прочими высшими  сановниками империи, либо Комиссиями, образованными из Членов Думы, либо же поступали в Думу из Государственного Совета.

 

 

 

Заключение

 

В свете событий 1905-1907гг можно  увидеть, что народ еще в то время осознавал несправедливость своей бесправности и был решительно настроен с ней бороться. Самодержавие императора не устраивало русских людей, и они восстали. Учреждение Государственной  Думы стало следствием этого восстания.

Хотя Октябрьский манифест и не содержал всех тех правовых норм, которые находятся в нынешней Конституции, тем не менее он провозгласил основные права и свободы человека и гражданина. Государственная Дума и Государственный Совет, ограничивающие власть императора, являются важнейшей  частью системы претворения в  жизнь и исполнения этих прав.

Очевидно, что создание конституционной  монархии с императором, Государственной думой и Государственным Советом есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых активных его политических сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Высочайше утвержденные  Основные Государственные Законы  от 23 апреля 1906 г.

2. Высочайший Манифест  от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании  государственного порядка".

3. Именной высочайший  указ правительствующему сенату  от 11 декабря 1905 г. «Об изменении  Положения о выборах в Государственную  думу».

4. Указ от 29 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения  Государственного совета».

5.   Учреждение Государственной  Думы Российской Империи от 20 февраля 1906 г.

6.  Авакьян С.А. Конституция  России: природа, эволюция, современность. - М.: «РЮИД»,1997.

7. Баглай М. В. Конституционное  право России – М.: Норма, 2007 .

8. Богданов С.В. Национальный  и зарубежный опыт в формировании  и функционировании Государственной  Думы и Государственного Совета  в начале XX века: Дис. Канд. Ист.  Наук. – М., 2003.

9. Ваксман В.Б. Компетенция  представительных органов государственной  власти в дореволюционный и  послереволюционный период развития  России http://www.law-n-life.ru/arch/127/127-26.doc

10. Вильданов Р.Р.Тенденции  развития парламентаризма в дореволюционной  и постсоветской России: сравнительный  анализ// Государственное управление, 2009, март, вып. №18.

11. Витушкин Д.А. Парламентаризм  и многопартийная система в  политическом режиме Российской  Империи 1905 – 1917 гг. и Российской  Федерации 1993 – 2005 гг.// http://erefiya.front.ru/parlamentarizm.htm

12. Высшие законодательные  органы России (1906-1993 годы)//Официальный  сайт Государственной Думы РФ http://www.duma.gov.ru/about/history/information/

13. Демидов М. В. Парламентский  финансовый контроль и факторы  его действенности // Конституционное  и муниципальное право,  2008, №11.

14. Демин В.А. Государственная  Дума России: механизм функционирования. -М.: Российская политическая энциклопедия, 1996.

15. Дмитриев Ю. А., Николаев  А. М. Система государственной  власти в России и мире: историко-правовая  ретроспектива. - М.: Профобразование, 2002.

16. Жарова Л.Н., Мишина И.А.  История Отечества. – М.: Просвещение, 1992.

17. Исаев И.А. История  государства и права России. –  М.,   2004.

18. История государства  и права России /Под ред. Ю.П.  Титова. – М., 2003.

19. История Отечества / Под общ. ред. Л.С. Полнера.  – Курск: Курский государственный  технический университет, 2000.

20. История отечественного  государства и права /Под ред.  В.И. Чистякова. – М., 1999.

21.   Кравец И. А.  Конституционализм и российская  государственность в начале ХХ  века. - М.: «ЮКЭА», 2000.

22. Овсепян Ж. И. Становление  парламента в России - Ростов-на-Дону: «СКАГС», 2000.

23. Пахоленко Н.Б. Из  истории конституционных проектов  в России. - М., 2000.

23. Понька Т.И., Саврушева К.Ц. Отечественная история. - М., 2003.

24. Артём Кречетников «Сто лет манифеста 17 октября». Русская служба Би-би-си, 30 октября 2005г

25. Российское законодательство  Х - ХХ вв. Законодательство эпохи  буржуазно-демократических революций.  Т. 9.- М.:Юридическая литература,  1994.

26. Черменский Е.Д. IV Государственная  Дума и свержение царизма в  России.- М.: Мысль, 1976.

27. Шанин Т. Революция  как момент истины. Россия 1905-1907 гг. 1917-1922 гг. – М.: Весь мир, 1997.

28. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.

М., Юридическая литература, 1994.

1 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.

М., Юридическая литература, 1994. С.41.                                                                                                                                                                                                         

2 Артём Кречетников «Сто лет манифеста 17 октября». Русская служба Би-би-си (30 октября 2005г.)

3  Кравец И. А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. - М.: «ЮКЭА», 2000.- С. 197.

4 Дмитриев Ю. А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива. - М.: Профобразование, 2002.- С. 226.

5 История Отечества / Под общ. ред. Л.С. Полнера. – Курск: Курский государственный технический университет, 2000.- С. 82.

6 Дмитриев Ю. А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива. - С. 228.

7 Указ от 29 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного совета».

8 Демидов М. В. Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности // Конституционное и муниципальное право,  2008, №11. - С. 35.

9 Ваксман В.Б. Компетенция представительных органов государственной власти в дореволюционный и послереволюционный период развития России.

10 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: «РЮИД»,1997.- С. 40.

11История государства и права России /Под ред. Ю.П. Титова. – М., 2003.- С. 229.

12 Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. Свод Основных Государственных законов.

Санкт-Петербург, 1906.

 


Информация о работе Государственная власть и право в Российской империи в 1905-1907г