Государственное и региональное управление в Российской империи в начале XX века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:54, реферат
Описание работы
Российское государство прошло многолетний путь развития, все это время также развивалось государственное и региональное управление. Начиная от княгини Ольги, которая дала уставы и установила погосты, и до настоящего времени улучшение государственного и местного управления остается одной из главных задач государственной власти. В период с XIX века и до начала XX века в российском государственном и региональном управлении было усилено значение императорского управления, были преобразованымногие старые органы власти и созданы новые, которые были связаны с местными учреждениями, появились новые органы местного самоуправления.[1]
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА…………………………………….3 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА………………………………………………………………….... 3. ОГРАНИЧЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА……………………………………………………………………. 4. МЕСТО РЕФОРМ П.А. СТОЛЫПИНА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет информационных
технологий и управления
Кафедра истории и культурологии
Направление 081100 государственное
и муниципальное управление
Форма обучения очная
Курс, группа 203
Салихьянов
Денис Ильгизович
Реферат на тему: «Государственное
и региональное управление в Российской
империи в начале XX века»
по дисциплине: История государственного
управления
«К защите допускаю»
Руководитель
к.ист.н.,доцент
Семенова Л.М
(ученая степень, звание, Ф. И. О.)
___________________________
(подпись)
“___”_____________2014г.
УФА 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА…………………………………….3
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА…………………………………………………………………....
ОГРАНИЧЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА…………………………………………………………………….
МЕСТО РЕФОРМ П.А. СТОЛЫПИНА
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Российское государство прошло
многолетний путь развития, все это время
также развивалось государственное и
региональное управление. Начиная от
княгини Ольги, которая дала уставы и установила
погосты, и до настоящего времени улучшение
государственного и местного управления
остается одной из главных задач государственной
власти.
В период с XIX века и до начала
XX века в российском государственном и
региональном управлении было усилено
значение императорского управления,
были преобразованы многие старые органы
власти и созданы новые, которые были
связаны с местными учреждениями, появились
новые органы местного самоуправления.[1]
Рассмотрим роль императора,
общественных институтов в государственном
и региональном управлении.
Государственные учреждения
в начале XX века всегда совершенствовались.
Важные реформы были проведены при Александре
I, Александре II и Николае II. Были выработаны
принципиальные совершенствования в начале
XX века. Признаем, что верховная власть
и администрация в области государственного
управления произвели много положительного.[4]
Конец XIX века начало XX века
было ознаменовано важными сменами в государственной
и политической жизни России. Под давлением
внутренних и национальных обстоятельств
верховная власть сама вынуждена предпринять
ряд акций, которые привели к либерализации
политической жизни и практически ограничивали
самодержавие. Была реализована идея об
учреждении органа исполнительной власти
и была легализована оппозиционная политическая
деятельность, что позволило в недолгие
сроки сформироваться многопартийной
системе, которая повлияла на направление
политической жизни и на управление государством.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В начале XX века в Российской
империи оставалась система государственного
управления, характерный признак которой
бюрократизация. Главное место среди всех
высших государственных организаций страны
относилось Государственному Совету.
Члены и председатель Совета назначались
царем, а по должности в состав входили
министры. До реорганизации в 1906 году Совет
был высшей законосовещательной организацией.
Обсуждение законопроектов, которые вносились
по воле царя, осуществлялось в департаментах,
игравшие роль подготовительных комиссий.
Далее рассмотренные законопроекты поступали
на общее собрание Госсовета. В случаях,
если Госсовет не приходил к единому мнению,
то решения по ним принимал он единолично,
то есть монарх, при этом мог посмотреть
и согласиться с точкой зрения меньшинства.[1]
Высшие государственные учреждения
были Сенат и Синод. Сенат совсем потерял
свое значение высшего органа госуправления
и обратился в орган наблюдения за законностью
действий правительственных лиц и учреждений.
[5]
Исполнительная власть относилась
к министерствам. До 17 октября 1905 года
в России не существовало сплоченного
правительства, но формально существовали
Комитет министров и Совет министров.
Комитет министров, которые занимались
совместным обсуждением дел, требовавшие
согласования между несколькими ведомствами.
[5]
В России не было должности
премьер-министра. Каждый министр доносил
о делах императору. Ему также напрямую
подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники
Москвы и Петербурга. Данная структура
строго соответствовала самодержавной
монархии.
Осуществление воли монарха
должно осуществляться многочисленным
чиновничеством. К началу XX века в стране
насчитывалось свыше 430 тысяч чиновников.
По тем временам это был самый большой
бюрократический аппарат в мире. В целом
государственный аппарат был приспособлен
для осуществления своих функций.[4]
Судебное устройство основывалось
на судебной реформе 60-х гг. XIX века. В стране
действовал суд присяжных. В судебных
процессах были присущи гласность и состязательность
сторон. За охрану государственной безопасности
отвечал Департамент полиции.[2]
Важным государственным институтом
являлась армия. В начале XX века, число
человек в армии превысила 900 тысяч. В стране
функционировала общая воинская повинность,
в тоже время существовала развитая система
льгот и отсрочек от призыва. Льготы действовали
для единственных сыновей, старших братьев-кормильцев,
учителей и врачей. Малограмотных в армии
учили чтению и письму. Офицерский состав
был высокопрофессионален.[3]
В жизни страны высокую роль
играло местное самоуправление. В их сферу
входили здравоохранение, дорожное строительство,
агрономия, народное образование и страховое
дело. К началу века в земствах проистекает
усиление дворянства. Над земствами возрастала
бюрократическая опека. В сельской местности
многое определялось сельскими сходами,
которые решали ряд местных вопросов.
Система законов, которая действовала
в стране, касалась экономические, социальные,
культурные проблемы. В правовом регулировании
нуждались вопросы рынка, отношения работодателей
и наемных рабочих, купля-продажа земли.[5]
Верховная власть и государственный
аппарат пытались соединить традиционные
устои в организации власти с намерениями
проведения реформ, конечная цель которых
до конца не осознавалась.[5]
2.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В
РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Городовое положение, которое
было принято в 1982 году, функционировало
до 1917 года. Относительно избирательных
прав граждан эта ситуация сделала шаг
назад: хотя избирательные разряды были
отменены, но это было сделано, как лишнее
действие: круг избирателей был резко
сужен, и положения верхней буржуазии
усилили еще больше. Квартиронаниматели
тоже лишились избирательного права, таким
образом почти вся городская интеллигенция
не могла принимать участие в выборах.
Купцы, владельцы домов иудейской религии,
священники, владельцы винных скамей и
трактиров были лишены избирательного
права.[4]
Важные резолюции муниципального
совета должны были быть одобрены губернатором
или Министром внутренних дел. Резолюции
по вопросам городских расходов бюджета,
об отчуждении городской собственности,
о кредитах и гарантиях, о размерах оплаты
за использование городских предприятий,
о городском планировании. Губернатор
имел право остановить исполнение резолюции
Думы, если видит, что это не соответствует
общему состоянию, или очевидно ломает
интересы местного населения.[2]
В отличие от всех других городов,
в Москве городской глава был назначен
императором. Члены Московского муниципалитета,
а также другие города империи, были одобрены
как правительственная администрация:
компаньон мэра – Министра внутренних
дел, других участников – губернатор.
[1]
Независимо от укрепления правительственного
наблюдения и попечительства по городскому
самоуправлению, его функции были умножены
в том, чтобы быть с разрешения учреждений
самоуправления, которые коммунальное
хозяйство расширило и стало сложным.
В этом отношении есть потребность в работе
учреждений самоуправления широкого диапазона
экспертов. Муниципальный совет имеет
право назначить таких чиновников и создать
исполнительные комиссии.
У развития исполнительных
органов городского самоуправления была
также обратная сторона: этот процесс
привел к появлению противоречия между
думой и управой тем более, что служебная
карьера участников и сотрудников управы
зависела не от Думы и от местных органов
власти.[5]
3.ОГРАНИЧЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Самодержавная власть предпринимает
первую попытку реально сформировать
высшее представительное учреждение России.
При этом предполагалось максимально
ограничить и урезать влияние этого учреждения
на государственную политику. В первом
проекте (6 августа 1905 деспотичная власть
предпринимает первую попытку действительно,
чтобы создать самое высокое представительное
учреждение России. Это, как таким образом
предполагалось, ограничило и сократило
как можно больше влияние этого учреждения
на государственной политике. В первом
проекте (6 августа 1905) компетентность
Государственной думы была уменьшена
до особенно консультативной функции.
Выборы думы были запланированы многоступенчатые,
класс куриальные. Женщины, рабочие, студенты,
вооруженные силы избирательных прав
не имели. Из-за бойкота интеллектуалов
и революционных событий Думы октября
1905 не были проведены выборы.[1]
Четвертый период покрывает
время с 17 октября 1905 до 3 июля 1907. В октябре
1905 в России Всероссийский октябрь политическая
забастовка началась. Остановленная работа
одной тысячи предприятий, железной дороги,
телеграфа и телефона. Россия переросла
форму существующей системы и стремится
к правовой системе на основе гражданской
свободы. Николай II был вынужден пойти
на многие серьезные уступки оппозиции.
Манифест 17 октября 1905 это предоставило
людям демократические свободы и законодательную
Государственную думу. Государственный
совет, который стал верхней палатой законодательного
учреждения, был преобразован и приобрел
вето на решениях Думы, быть, таким образом,
его реальном противовесе в законодательном
процессе.
Создание первого национального
представления положило начало власти
и общественному сотрудничеству. Согласно
новому положению на выборах избирательные
водительские права были получены рабочими
и были созданы, в дополнение к землевладельцам,
город, курия страны, четвертая рабочая
курия. После октябрьского манифеста многопартийная
система и все стороны были экстраординарны
быстро выпущенные, начиная справа налево,
были критически приспособлены относительно
имперской власти. Право выступило против
ограничения Высшей власти, недостаточно
тех уступок, на которые пошла власть,
оставили, и они потребовали ниспровержение
автократии.[2]
Весной 1906 Россия получила Основные
законы в новом выпуске. Формально, с точки
зрения закона, в России конституционная
монархия с тех пор согласно Статье 86 никакой
закон не мог вступить в силу без одобрения
Государственной думой, был установлен,
однако фактически в России и после того,
как абсолютная монархия в октябре продолжила
существовать. Для царя осталось много
приоритетных прав: глава государства,
главнокомандующий армии и флота, руководителя,
и также права на собрание и роспуска национального
представления и права на публикацию декретов
в интервале между сессиями Думы. Государственная
дума не имела никакого права пересмотра
Основных законов, его бюджетные права
были ограничены также.[1]
МЕСТО РЕФОРМ П.А. СТОЛЫПИНА
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В 1906 Петр Аркадьевич Столыпин
назначается на пост главы правительства.
Цель реформ Столыпина - сделать конституционное
государство. Конституционное государство
согласно Столыпину означало, что права
и обязанности людей определены законом
и не должны зависеть от желания людей.
Деятельность Столыпина в области
госуправления была уменьшена следующими
моментами:
чрезвычайное положение для подавления революционных действий;
смертная казнь для политических преступлений;
частная собственность на земле для крестьян;
развитие восточного пригорода.
В ноябре 1906 есть декрет, подготовленный
Столыпиным, разрешающим крестьянам оставить
сообщество. Для обеспечения всех крестьян
с необходимым числом земли банк Страны
скупил поместья землевладельца для продажи
земельных участков крестьянам по льготной
цене в долгосрочной перспективе кредит.
Земли района Алтай обращены для устройства
иммигрантов. В сельскохозяйственном
прибыла рыночная экономика. Крестьянин
должен был превратиться в маленького
землевладельца и стать поддержкой государственного
управления.[1]