Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:29, реферат
Цель данного реферата рассмотреть государственное устройство Киевской Руси и социальные отношения в ней как отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, удовлетворения своих различных потребностей, а также охарактеризовать социальную структуру как внутреннее устройство общества, упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними.
Введение.
Киевская Русь (или Древнерусское государство) — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века Киевская Русь вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей.
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи.
На
международной арене
Государственное устройство Киевской Руси.
Киевская Русь по форме правления была раннефеодальной монархией - государством переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму у народов, миновавших рабовладельческое общество, когда процесс формирования феодальных отношений происходит при значительных остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество и т.д.).
Альтернативная точка
зрения современных историков
Политический строй Киевской Руси, таким образом, сочетал институты новой феодальной формации и старой общинной. Киевская Русь имела довольно разветвленную государственную структуру. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: «володеть и судить по праву». Большинство князей приходили на киевский престол дорогой кровавых междоусобиц, а подчас и братоубийственной войны. Причиной этому был несовершенный порядок занятия Киевского престола – лествица, предусматривавший наследование по горизонтальной линии.
Однако государственный строй древнерусских земель-княжений нельзя назвать монархическим. Государственный строй древнерусских княжеств ХI-ХII вв. представлял собой «неустойчивое равновесие» между двумя элементами государственной власти: монархическим в лице князя и демократическим в лице народного собрания или веча. Власть князя не являлась абсолютной. Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание – вече действовало активно в IХ-ХI вв. и позднее. По-разному оценивают историки роль вече в Древней Руси. Одни считают это институтом республиканской формы правления, другие – пережитком системы военной демократии. В любом случае признается важная роль вече в политической жизни и государственном управлении.
Власть веча, его состав не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные люди могли принимать в нем участие.. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший. Самым главным предметом компетенции вечевых собраний было призвание или изгнание князей, неугодных народу. Решения веча должны были быть единогласными.
Непременным атрибутом древнерусской государственности была княжеская дружина.
В своей правительственной
Дружина разделялась на младших дружинников, которые назывались гридями, или отроками, детскими и старших дружинников, называемых княжьими мужами или боярами. Дружинники были лично свободны и связаны с князем только узами личного договора, обоюдного доверия и уважения.
В Древней Руси государственная власть призвана: 1) управлять, 2) законодательствовать, 3) судить. В древнейшем периоде истории на первый план выступает последняя функция, однако и первые входят в задачи государственной власти.
Органы управления подразделяются на центральные и местные. В центральном управлении различают две системы управления: собственно княжескую (дворовую) или дворцово-вотчинную. Для такой системы управления было характерно совмещение в руках одного администратора (слуги) функций по управлению отраслью дворцового хозяйства и государственного управления.
Другая система центрального управления – земская (более древняя, чем княжеская) построена по численному делению общества (десятичная): так, государство составляло тысячу, а города и провинции делились на сотни и десятки. Центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему – сотские и десятские. Тысяцкий был и предводителем народного ополчения.
Органы местного управления были также двоякие. Одни существовали для связи центра с провинцией. Это посадники, наместники или волостели, направляемые из центра, содержание которых брало на себя население управляемой территории («кормление»). Назначение куда-либо посадника означало присоединение местности к государству. Они были обязаны заботиться о военной защите провинции, творить правый суд. Неугодных посадников население изгоняло. Как правило, посадники, преследуя интересы кормления, мало вмешивалось во внутреннее управление провинции. Местное управление находилось в руках органов местного самоуправления – пригородного и волостного вече и выборных чиновников: старост, сотников, десятских и «добрых людей».
Социальная структура и социальные отношения на территории Киевской Руси.
До сих пор речь шла, главным образом, о политической истории Киевской Руси, об ее государственном устройстве. Касаемо социальной организации и социальных отношений, нужно упомянуть о верви (соседской общине, членство в которой было свободным, связанной ответственностью своих членов платить штраф за убийство, совершенное в границах общины, в случае если убийца не может быть найден). В более поздний период русской истории вервь сменилась сельской общиной, именовавшейся мир. В "Русской Правде" понятие мир используется для обозначения более широкого сообщества - города с сельским районом вокруг него. Специфической формой русской земельной системы было совместное владение землей несколькими совладельцами (сябры). Подобно верви, ассоциация сябров должна была развиться из семейной общины. Иные типы социальных отношений появились в древнерусском для поддержания торговли и промышленности. Там существовали кооперативные ассоциации ремесленников и рабочих, схожие с теми, которые позднее стали известны как артель). Что же представляло собой общество Древней Руси? В каких отношениях между собой состояли жители? Летописные повествования лишь эпизодически обращают на это внимание. Особенности общественного устройства Руси отражены в древнейшем своде законов – «Русской правде» Ярослава Мудрого. Наряду с «Русской правдой» важными памятниками законодательства являются княжеские уставы и сборники церковных установлений. Каково же древнерусское общество по Русской правде? Прежде всего, в этом документе сделаны первые шаги по ограничению кровной мести, а в Правде Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. В варианте "Правды" одиннадцатого столетия - так называемом "Кратком варианте" - мы обнаруживаем следующие основополагающие понятия: мужи - для высшего слоя свободных, люди - для среднего класса, смерды - для ограниченно свободных, челядь - для рабов.
Высшие классы киевского общества имели гетерогенный (то есть разнородный) источник. В большинстве своем они выходили из выдающихся людей (мужей) основных славянских родов и племен. С подъемом княжеской власти в Киеве из окружения князя (дружины) стала формироваться новая аристократия - бояре. Социально дружина состояла из различных элементов. Некоторые из ее членов занимали высокое положение даже до присоединения к ней; другие находились внизу по рождению, а некоторые были даже рабами князя. Свита при князе состояла из двух групп, которые могут быть названы старшей и младшей дружиной соответственно. Среди высших приближенных в одиннадцатом веке упоминаются судебный пристав (огнищанин), занимающийся конюшней (конющий), дворецкий (тиун) и адъютант (подъездной). Все они первоначально были просто служащими князя в деле управления двором и имениями, но позднее также использовались в государственной администрации. Младшие дружинники были коллективно обозначены как гридь, термин скандинавского происхождения, изначальным значением которого было "жилище", "дом". Сначала они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме, а также слугами дружинных офицеров. За оскорбление достоинства старшего дружинника обидчик должен был платить князю штраф в четыре раза больший, нежели за ранение смерда. Не весь русский высший класс служил в дружине. В дополнение к служилой аристократии в Киевской Руси существовала аристократия по праву. Ее члены называются по-разному в источниках раннего периода; например, "выдающиеся люди" (мужи нарочитые) или лучшие люди, также во многих случаях "городские старейшины" (старейшины градские). В дальнейшем княжеская и местная аристократии стали известны как боярство.
Неразвитость средних классов обычно рассматривается как одна из основных черт русской социальной истории. В то время как в нашем мышлении термин "средние классы" обычно ассоциируется с городской буржуазией, можно также говорить о средних классах сельского общества. Процветающие хозяева, имеющие достаточно земли для удовлетворения своих потребностей могут быть охарактеризованы как составляющие сельский средний класс при сопоставлении с владельцами крупных поместий, с одной стороны, и безземельными и малоземельными крестьянами - с другой. Вновь обратившись к городам, мы обнаруживаем термин люди как изначально применяемый к большинству городского населения. Позднее в Новгороде можно было выделить две группы: житьи люди ("состоятельные люди") и молодшие люди ("младшие люди"), которые иногда называются в новгородских источниках черные люди. Житьи люди составляли значительную часть новгородского среднего класса. Шкала групповых отличий в новгородском обществе яснее всего видна по перечню штрафов за неуважение суда, содержащихся в одном из параграфов городской хартии. Согласно этому перечню, боярин должен заплатить 50 рублей, житьи - 25 рублей, молодший - 10. Купцы упоминаются в новгородских источниках как группа, отличная от житьи, но находящаяся на том же социальном уровне. Житьи владели земельными угодьями вне города. Другие могли быть владельцами разного типа промышленных предприятий, подобно плотницким мастерским, кузницам и т. д. Состав средних классов в иных русских городах был схож с новгородским.
Люди низших классов в русских городах киевского периода назывались "младшими людьми" (молодшие люди). Они были в основном рабочими и ремесленниками различного рода: плотниками, каменщиками, кожевниками, горшечниками и т. д. К низшим классам киевского общества принадлежали также наемные рабочие или работники. Смерды составляли основу низших классов в сельских районах. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя.
То что власть князя над смердами была более специфична, нежели над свободными, ясно из "Русской Правды", равно как и из летописей. Согласно расширенной версии "Русской Правды", смерд не мог подвергнуться аресту или ограничениям каким-либо образом в своих действиях без санкции князя. После смерти смерда его имущество наследовалось его сыновьями, но если не оставалось сыновей, то собственность переходила к князю, который, однако, должен был оставить долю для незамужних дочерей, если таковые оставались. Низкий уровень социального положения смерда наилучшим образом демонстрирует такой факт: в случае его убийства лишь пять гривен - т. е. одна восьмая штрафа - должны были быть выплачены князю убийцей. Князь должен был получить столько же (пять гривен) в случае убийства раба. С течением времени термин смерд приобрел уничижительное значение человека, принадлежащего к низшему классу. Как таковой он использовался высокими аристократами для обозначения простолюдинов в целом.
В Киевской Руси существовала социальная группа тех, кого можно назвать полусвободными. Связь между ними и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным. Особенность отношения состояла в факте того, что долг этого типа должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму. Обязательство могло быть взято различными путями и по различным причинам. Должник мог быть крестьянином (обедневшим людином), торговцем или ремесленником, который взяв деньги для улучшения своего дела, был не в состоянии заплатить деньгами, и, таким образом, не имел иного выхода, как заплатить своим собственным трудом. Но он мог также быть наемным работником и, имея нужду в деньгах, попросить и получить свою сезонную или годичную оплату заранее; сделка оформлялась тогда как заем, покрываемый работой с процентом. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником, и такой работник мог быть нанят кредитором на любую работу, но большинство их, кажется, становилось сельскохозяйственными работниками (ролейный закуп).
Информация о работе Государственное устройство Киевской Руси