Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:29, реферат
Цель данного реферата рассмотреть государственное устройство Киевской Руси и социальные отношения в ней как отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, удовлетворения своих различных потребностей, а также охарактеризовать социальную структуру как внутреннее устройство общества, упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними.
Условия "Русской Правды" относительно закупа имели своей целью установить подобающий баланс между правами и долгом связанного договором работника, с одной стороны, и долгом и правами кредитора - "господина" - с другой. Кроме наемных работников была еще одна социальная группа, которая также может рассматриваться, как состоящая из полусвободных. Это были так называемые вдачи, мужчины или женщины, которые "отдавались" на временную службу господину. Это делалось в основном в период голода или после опустошительной войны. В этом случае сделка заключалась скорее в терминах благотворительности, нежели юридических обязательств. Заключая эту часть, следует упомянуть еще одну категорию полусвободных - "отпущенники" (изгои).
Древнейшее русское понятие для обозначения раба - челядин, во множественном числе - челядь. В середине одиннадцатого века появляется новый термин - холоп, "крестьянин", "крепостной". По-русски термин холоп обозначал мужчину-раба. Рабыня постоянно именовалась раба. Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как "полное рабство" (холопство обельно). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Первоначально не только солдаты вражеской армии, но даже гражданские лица, захваченные в ходе военных действий, обращались в рабство. Полное рабство имеет три вида: человек становится рабом: 1) если он по своей воле продается в рабство; 2) если он женится на женщине, не заключив перед этим специального соглашения с ее хозяином; 3) если он нанимается на службу хозяина в должности дворецкого или домоуправителя без специального соглашения, что он должен остаться свободным. Что касается самопродажи в рабство, следовало соблюдать два условия для того, чтобы сделка стала законной: 1) минимальной цены (не меньше половины гривны) и 2) платы городскому секретарю (одна ногата). Эти формальности предписывались законом с тем, чтобы предотвратить порабощение человека против его воли. Раб не имел гражданских прав. Если его убивали, то компенсация должна была выплачиваться убийцей его хозяину, а не родственникам раба. В законах этого периода не существует регламентации относительно убийства раба его владельцем. Очевидно, что господин нес ответственность, если он убивал временного раба. Рабы использовались их владельцами как домашние слуги различного типа и как полевые работники. Случалось, что они были мужчинами и женщинами, искушенными в ремесле, или даже педагогами. Они оценивались по их способностям и оказываемым услугам. Итак, согласно "Русской Правде", размер компенсации князю за убийство его рабов варьировался от пяти до двенадцати гривен, в зависимости от того, какого рода рабом была жертва.
В Древней Руси под церковную юрисдикцию подпадали не только духовенство и члены их семей, но также и определенные категории людей, которые либо служили Церкви тем или иным образом, либо нуждались в ее поддержке. Все они были известны как "церковные люди".
Русское духовенство может быть разделено на две группы: "черное духовенство" (т. е. монахи) и "белое духовенство" (священники и дьяконы). Посмотрим теперь на положение других "церковных людей". Первая категория среди церковных людей охватывает тех, кто каким-либо образом участвует в церковном богослужении, но не принадлежит к духовенству: таковы церковные певцы, человек, ответственный за тушение свечей после службы (свечегас), а также женщина, выпекающая просвиры (просвирница или просвирня, от слова просвира). Вторая категория церковных людей состоит из тех, кто связан с благотворительными институтами, поддерживаемыми Церковью, подобных врачу (лечец) и другому персоналу лечебниц, домов для престарелых, гостиниц для паломников и т. д., равно как из людей, обслуживаемых этими институтами. Третья категория - так называемые изгои . Классическое определение этой социальной группы обнаруживается в "Уложении церковных дворов" (1125-1136 гг. ) князя Всеволода: "Есть три типа изгоев: сын священника, оставшийся необразованным; раб, который выкупил себя из рабства; обанкротившийся торговец". Затем следует примечание позднего копииста: "И можно добавить четвертый тип изгоя - осиротевший князь". Общей характеристикой всех этих людей было то, что каждый из них утерял свой бывший статус и нуждался в приспособлении к новым обстоятельствам, для чего Церковь предлагала ему свою защиту.
Положение женщины в древней Руси часто представляемо как полное подчинение мужчине. Применительно к киевскому периоду подобное воззрение будет абсолютно безосновательным. Русские женщины этого времени пользовались значительной свободой и независимостью, как в правовом, так и в социальном плане. Мы видим женщину, управляющую Русью в середине десятого века (княгиня Ольга), другую, основывающую школу для девочек в женском монастыре, который она заложила в одиннадцатом веке (Янка, дочь Всеволода I).
В целом же древнерусский род, по описанию "Русской Правды" и иных источников, принадлежал с очевидностью к патриархальному типу. В то же время, однако, женщине гарантировались определенные права. Начнем с вергельда - символа социальной ценности человека того времени: женщина имела вергельд, но в количественном выражении штраф за ее убийство равнялся лишь половине выплачиваемого за убийство мужчины, принадлежащего к среднему классу - двадцать гривен вместо сорока. Женщина, даже замужняя, имела право обладать собственностью на свое имя. Следуя византийскому примеру, русское гражданское законодательство признавало как приданое, в смысле денег, которые женщина приносит своему мужу в браке, так и "предбрачные подарки", т. е. дарение мужчиной собственности своей невесте. Кроме этого замужняя женщина могла иметь любую другую собственность, завещанную ей ее родителями или приобретенную ей. Обычным источником дохода женщины, включая замужнюю, были результаты ее рукоделия. По "Русской Правде" после смерти своего мужа, если он умирал первым, жена имела права на оставленную ей собственность и на иную собственность, которой он мог обладать. Более того, вдова признавалась главой семьи, если были дети, и ей доверялось управление имением ее покойного мужа.
Вслед за обращением Руси в христианство брак и семейная жизнь были поставлены под защиту и наблюдение Церкви. И вновь в киевский период права женщин не были забыты. Согласно процитированному "Церковному уложению", муж подвергался штрафу в случае прелюбодеяния. Права дочери были также защищены, по крайней мере до определенной степени. Если родители принуждали свою дочь к браку против ее воли и она совершала самоубийство, они считались ответственными за ее смерть. Можно сказать, что доктрина Церкви унижала и возвеличивала женщину и в этом смысле поддерживала как позитивное, так и негативное отношение к женщине в России. Аскетическое монашество видело в женщине главный источник искушения мужчины. Для монахов и тех, кто находился под их влиянием, женщина была "дьявольским сосудом", а не чем-либо иным. И все же Церковь, включая тех же монахов, также распространяла почитание Богородицы на русской земле, и не только лишь женщины, но также и мужчины возносили к ней постоянные молитвы.
Заключение.
Таким образом, политическая организация
Древней Руси представляла собой
сочетание и переплетение монархического,
аристократического и демократического
элементов управления, причем демократическое
начало усиливалось двумя факторами: неограниченной
компетенцией веча и всеобщим вооружением
народа.
Можно сказать, что социальная структура
общества изменялась и усложнялась по
мере развития феодальных отношений, а
социальные отношения, сложившиеся в Древней
Руси можно охарактеризовать как раннефеодальные.
Социальные слои в Киевском государстве:
общественные верхи - боярство (местная
племенная аристократия, военно-торговая
аристократия, служилое княжеское боярство,
высший слой княжеских дружинников); средние
слои - средние слои городского купечества,
житьи люди; низшие слои – молодшие люди
и смерды. Полусвободное население Киевской
Руси составляли закупы и вдачи, а несвободное
– челядь и холопы. Особую категорию составляли
церковные люди - священнослужители разного
ранга: они находились в юрисдикции церковного
законодательства.
Я считаю, что интересно и подробно осветила тему реферата и справилась с поставленной в начале своей работы целью: дала общую характеристику государственному устройству Древнерусского государства, социальной структуре и социальным отношениям на территории Киевской Руси.
Список использованной литературы.
Информация о работе Государственное устройство Киевской Руси