Государственные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

В период правления Петра I Великого высшие органы власти и управления были подвергнуты существенной реформации. В период 1717-1720 г.г. по указу Петра I Приказы предыдущего времени были заменены новыми учреждениями – коллегиями. В отличие от приказов коллегии занимались отдельными, строго определенными вопросами государственного управления в пределах всей страны. Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники и другие должностные лица. Всего в то время было создано 11 коллегий: воинская коллегия, адмиралтейская коллегия, коллегия чужестранных дел, камор-коллегия, Штатс-Контор-коллегия, ревизион-коллегия, юстиц-коллегия, берг-коллегия, мануфактур-коллегия, вотчинная коллегия, коммерц-коллегия, а также главный магистрат. Также, вместо ранее существующей Боярской думы был учрежден Сенат. Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов), на котором принимались решения, и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный и т. д.).

Файлы: 1 файл

Проект контрольной работы вариант 7.docx

— 44.10 Кб (Скачать файл)

2.2. Фискалы.

Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Главой фискалов являлся обер-фискал, который состоял при Сенате, т. к. последний по Указу Петра I – «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами Петра I. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. «О должности фискалов» наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному интересу быть может”; докладывать "о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте”, "не вкрадываются ли в государство шпионы”, а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции - "взыскание всех безгласных дел”.11 Сеть фискалов расширялась и, постепенно фискальство стало осуществлять свою деятельность по двум принципам: территориальному и ведомственному. Указом от 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии "быть по 4 человека, в том числе провинциал-фискалам, из каких чинов достойно, также и из купечества”. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год "учинял” контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725 г. г.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал. Любимым фискалом Петра I  был А. Я. Нестеров, который с 1715 г. занимал должность обер-фискала Российской империи, пресекал взяточничество и вымогательство, но, позднее сам был обвинён в злоупотреблениях и казнён посредством колесования.

2.3. Преображенский приказ (Тайная канцелярия).

Особое место в системе государственных учреждений при Петре  I Великом занимали ведомства политического сыска. Главную роль в этих ведомствах занимала Тайная канцелярия. Через застенки этого учреждения прошли тысячи участников народных движений и лиц, обвиненных в «непригожих» высказываниях о царской особе. Тайная канцелярия была создана для следствия по делу об измене сына царя Алексея Петровича, затем ей были переданы другие политические дела чрезвычайной важности. В первые годы Тайная канцелярия существовала параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции. Впоследствии оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией, также как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников. Тайная канцелярия располагалась в Петропавловской крепости в Петербурге. Основание Преображенского приказа относится к началу царствования Петра I (он  был учреждён в 1686 году в подмосковном селе Преображенском). Сначала данный орган представлял род особой канцелярии государя, созданной для управления Преображенским и Семёновским полками. Использовался Петром I в качестве политического органа в борьбе за власть с царевной Софьей. С 1695 года в его ведении находилась охрана общественного порядка в Москве и наиболее значимые судебные дела. Кроме дел по управлению первыми гвардейскими полками, Преображенскому приказу предоставлено было заведовать продажей табака, а в 1702 году поручено было присылать в приказ всех, которые будут сказывать за собой «Слово и дело государево» (т. е. обвинять кого-либо в государственном преступлении). Преображенский приказ находился в непосредственном ведении царя и до 1717 года управлялся князем Ф. Ю. Ромодановским, а после его смерти сыном - И. Ф. Ромодановским. Впоследствии приказ получил исключительное право на ведение дел о политических преступлениях или, как они тогда назывались, «противу первых двух пунктов».

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что в годы правления Петра I великого произошла коренная перестройка всего государственного аппарата, т. к. предыдущее устройство перестало отвечать современным требованиям. На мой взгляд, эти изменения также были связаны с окончательным утверждением в период правления Царя, а позже, Императора Петра I Великого, неограниченной монархии в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Исаев И. А. История государства  и права России. – М.: Проспект, 2009.

2. Титов Ю. П. Хрестоматия  по истории государства и права России. Учебное

пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.

3. Российское законодательство X-XX в. в. Т. IV, М., 1986

4. Законодательство Петра I, отв. Редакторы: Т. Е. Новицкая, А. А. Преображенский. – М.: Юридическая литература, 1997.

5. Геллер М.Я. История Российской империи: учебник. - М.: МИК, 2001.

6. А. А. Преображенский. История отечества. Учебник для       

общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

 

 

 

 

 

1 Исаев И. А. История государства и права России. – М.: Проспект, 2009. - С. 254.

2 Исаев И. А. История государства и права России. – М.: Проспект, 2009. - С. 249.

3 Российское законодательство X-XX в. в. Т. IV, М., 1986, - С. 23.

4 Исаев И. А. История государства и права России. – М.: Проспект, 2009. - С. 254.

5 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 200.

6 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 203.

7 Геллер М.Я. История Российской империи: учебник. - М.: МИК, 2001. – С. 175

8 Исаев И. А. История государства и права России. – М.: Проспект, 2009. - С. 256.

9 Законодательство Петра I, отв. Редакторы: Т. Е. Новицкая, А. А. Преображенский. – М.: Юридическая литература, 1997, - С. 133.

10 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 217.

11 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 150.

 

 

 


Информация о работе Государственные реформы Петра I