Государственный строй Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:12, реферат

Описание работы

Территория государства разделяется обычно на части, которые составляют географическую основу государственно-территориального устройства.
Данная работа посвящена системе государственного управления в Испании – одной из интереснейших стран мира, признанной единой нацией, сформированной на основе различных исторических областей и этнических групп.
Государственная система Испании продолжает сохранять определенные черты времен Франко, что является следствием того, что Испания - это государство современной Европы.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, конституционные признаки и разновидности форм
государственно-территориального устройства . . . . 4
2. Особенности устройства государства Испания . . . . 7
Заключение . . . . . . . . . . 18
Список использованной литературы . . . . . . 20

Файлы: 1 файл

Государственный строй ИСпании.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3

  1. Понятие, конституционные признаки и разновидности форм

государственно-территориального устройства . . . . 4

  1. Особенности устройства государства Испания . . . . 7

Заключение . . . . . . . . . . 18

Список использованной литературы . . . . . . 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Территориальное устройство, или территориальная организация государства – это система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря – их населением и действующими там органами публичной власти. Система территориальных составных частей (единиц) образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства.

Государственная власть распространяется на всю территорию государства, которой является не только суша, но и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними.

Территория государства разделяется обычно на части, которые составляют географическую основу государственно-территориального устройства.

Данная работа посвящена системе государственного управления в Испании – одной из интереснейших стран мира, признанной единой нацией, сформированной  на  основе  различных  исторических  областей  и  этнических групп.

Государственная система Испании продолжает сохранять определенные черты времен Франко, что является следствием того, что Испания - это государство современной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, конституционные признаки и разновидности форм государственно-территориального устройства

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права.

В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других — это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Таким образом, государственно-территориальное устройство можно определить как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства как целого с его составными частями.

Характер таких взаимоотношений определяет две основные формы государственно-территориального устройства: унитарную и федеративную.

Конфедерация, содружество государств, ассоциированные государства — прямого отношения к проблеме государственно-территориального устройства не имеют, поскольку это объединения не составных частей государства, а суверенных государств, и отношения между ними изучаются в курсе международного права. Однако некоторые союзы государств имеют квазифедеративную форму государственно-территориального устройства, поэтому им в настоящем учебнике уделяется определенное внимание.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство — это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов/Составные части федерации называются субъектами федерации и они имеют обычно свои конституции, как например, штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономии в Российской Федерации. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливается конституцией и законами государства. Субъекты Федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами.

Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах как Испания и Италия, высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. В связи с этим достаточно вспомнить практику СССР, Югославии и Чехословакии в условиях тоталитарных режимов, где по существу вся власть была монополизирована в центральных органах государственной власти.

Не все унитарные государства в своих конституциях указывают на свое государственно-территориальное устройство. Но это иногда бывает. Так, ст. 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь — унитарное демократическое правовое государство». А вот федеративные государства всегда указывают в своих конституциях на их принадлежность к федерализму. Так, в соответствии со ст. 20 Основного закона ФРГ «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». В Конституции РФ (ст. 1) также указывается на федеративное устройство.

Форма государственно-территориального устройства предопределяется различными факторами — историческими традициями, национальным составом населения, различием концессий и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональны государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др.

Статус отдельных составных частей и в унитарных, и в федеративных государствах нередко отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным (асимметричным).

Простое (симметричное) устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Белоруссии равноправны. Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т.п. Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др.

Форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и это не противоречит демократическому режиму правления.

В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.) В послевоенное время в ряде стран проявляется тенденция к укрупнению низовых единиц административно-территориального деления и к созданию крупных регионов в целях экономической координации различных частей страны.

В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Особый статус в ряде стран имеют столицы или столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.

Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17— в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Все высшие территориальные единицы в этих странах могут иметь свое законодательство.1

  1. Особенности устройства государства Испания

Испания является унитарным государством. Государство разделено на 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент и правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами, и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде. Депутаты нижней палаты избираются прямым общенародным голосованием на четырехлетний срок и имеют несколько больше полномочий, например, могут высказывать вотум недоверия правительству. В нескольких автономных областях, (например, Стране Басков), статус государственного языка наравне с испанским получают языки местные.

Тем не менее, несмотря на значительную автономию, некоторые малые народности (в первую очередь Баски) настаивают на еще большей независимости от центральной власти и зачастую даже выступают за создание полностью суверенного государства. Из-за этого ситуация в Испании зачастую становится напряженной: случаются террористические акты, столкновения с полицией и демонстрации. Впрочем, правительство Испании твердо настроено на мирные переговоры и старается держать ситуацию под контролем.

В число 17 автономных сообществ, входят также удаленные регионы, например, Балеарские Острова в Средиземном море, Канарские Острова в Атлантическом океане и даже города Сеута и Мелилья на северном побережье Африки - остатки богатого колониального прошлого Испании.

Территориальная организация Испании состоит из муниципалитетов, провинций и автономных региональных объединений. Все элементы территориальной организации страны пользуются автономией при ведении своих дел. Начальная территориальная единица Испании — муниципалитет,обладающий всей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальными советами. Можно отметить, что термин «муниципалитет», «муниципальный орган» в ряде стран равнозначен понятию органа местного самоуправления - органа избираемого.

Основные методы муниципальной деятельности — непосредственное регулирование и управление.

Нормотворческая деятельность местных органов, как правило, ограниченна, и часто для издания какого-то акта требуется его утверждение вышестоящим органом либо представителем правительства.

Управленческой деятельностью можно назвать руководство предприятиями, которые составляют муниципальную собственность. Обычно это предприятия коммунального транспорта, коммунального хозяйства, бытового обслуживания. Муниципалитетам может принадлежать определенный жилищный фонд, школы, библиотеки, парки, дома престарелых.2

Полномочия в области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны, окружающей среды. Сюда относят развитие транспорта, дорожное регулирование, местное дорожное строительство, санитарное состояние городов — контроль за тем, как соблюдается законодательство по охране природы, борьба с загрязнением воды, воздуха. Выполнение местными областями полномочий в сфере водоснабжения, освещения, канализации, уборки мусора особенно волнует граждан и т. д.

Несколько муниципалитетов объединяются в провинции, создаваемые по территориальному принципу.

Советники избираются жителями соответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования. Самим советом или жителями избирается алькальд — руководитель исполнительного органа муниципалитета.

В конституции Испании вместо термина «местное самоуправление» употребляется категория «местная администрация». В ч. 8 гл. 2 Конституции Испании «О местной администрации» говорится, что Конституция гарантирует автономию муниципалитетов, которые обладают всеми правами юридического лица. Их управление возлагается на соответствующие муниципальные Советы, включающие алькальдов и советников. Советники избираются населением муниципалитета посредством всеобщего, равного, свободного, прямого и тайного голосования на условиях, установленных законом. Алькальды избираются советниками или населением.

Регулирующая деятельность - это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового обслуживания, кинотеатров, театров, выдача разрешений на занятие промыслами, установление правил торговли, застройки, поведения в общественных местах, выделение земельных участков под строительство, дача разрешений или наложение запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Это надзор в сфере охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т.д. В некоторых странах (США, Канада, Франция) муниципалитеты имеют собственную муниципальную полицию. Провинции также пользуются правами юридического лица и их границы могут изменяться только решением Генеральных кортесов. Представительный орган в каждой провинции — избираемое путем всеобщего голосования собрание представителей.

Информация о работе Государственный строй Испании