Государственный строй Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:12, реферат

Описание работы

Территория государства разделяется обычно на части, которые составляют географическую основу государственно-территориального устройства.
Данная работа посвящена системе государственного управления в Испании – одной из интереснейших стран мира, признанной единой нацией, сформированной на основе различных исторических областей и этнических групп.
Государственная система Испании продолжает сохранять определенные черты времен Франко, что является следствием того, что Испания - это государство современной Европы.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, конституционные признаки и разновидности форм
государственно-территориального устройства . . . . 4
2. Особенности устройства государства Испания . . . . 7
Заключение . . . . . . . . . . 18
Список использованной литературы . . . . . . 20

Файлы: 1 файл

Государственный строй ИСпании.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Конституция Испании исходит из неделимости  государства,  но  вместе  с  тем гарантирует  право  на самоуправление административным подразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев.

Про  территориальное  устройство  государства  говорится  в Разделе VIII Конституции  Испании. “Государство  в  своей  территориальной организации включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Все эти  единицы пользуются  автономией  при  ведении  своих  дел.  Государство гарантирует эффективное осуществление принципа   солидарности и  установления экономического равновесия между  различными  частями  испанской  территории. 
Все испанцы имеют одни и те  же  права  и  обязанности  на  всей  территории государства. Конституция гарантирует автономию муниципалитетов. Руководство и управление ими осуществляется  соответствующими  муниципальными  советами, которые состоят из алькальдов и советников.  Провинция  –  является  местным образованием,  объединяющим  группу  муниципалитетов  и  образующим  единицу территориального управления для выполнения деятельности государства.  Всякое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными кортесами”.3

Согласно конституции, разработанной  представителями  основных  политических партий и одобренной  на  референдуме  1978,  Испания  является  монархией  с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство  Испании, но допускается некоторая региональная автономия.

Монархия – это форма правления, при которой власть  полностью  или  частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и  переходит, как правило, по наследству.  То,  что  формой  правления  является  монархия можно определить по следующим признакам:

· Власть передается по наследству; 
· Власть осуществляется бессрочно;

· Власть не зависит от населения;

Парламентская монархия  характеризуется следующими признаками: 
· Имеет место признак разделение властей; 
· Монарх “царствует, но не правит”;

В отличие от других европейских монархов,  не  только  "представительное лицо",  но  и  влиятельный  политик.  По  конституции  он  наделен  большими полномочиями.

- Правительство  формируется  парламентом  из  представителей  партии  (или партий) большинства; 
- Правительство  несет  ответственность  не  перед монархом, а перед 
 парламентом; 
- Правовое положение монарха существенно ограничено.4 
Тип политического режима. Испания  —  последнее  государство  современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это  единственная  страна, в которой идеология фашизма  пережила  Вторую  мировую  войну  и  в  которой авторитарный режим исчез естественным  путем  в  результате  смерти  Франко. Современная политическая организация  Испании  создана  после  смерти  этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время  в  течение  нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства Новарро и особенно Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976 г.  Этот  закон  устанавливал  на переходной период некоторые демократические начала; на  национальном  уровне была учреждена практически новая структура органов  государственной  власти, в  частности,  образован  двухпалатный  парламент  —  Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.  
Избранные 15 июня 1977 г.  новые  Кортесы  разработали  конституцию  страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции  1808  г.  В  декабре 1978 г. на общенациональном референдуме  эта  конституция  была  одобрена подавляющим  большинством  избирателей; она  отменила  действие  фашистских законов и установила новый государственный  правопорядок.  Испания  получила форму   правления   парламентарной   монархии,  унитарное  политико-административное устройство со значительными правами  составляющих  страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим.  
Среди признаков демократического режима также можно выделить: 
· Население  участвует  в  формировании  и  осуществлении  государственной власти; 
· Во всех сферах общественной жизни господствует закон; 
· Реальное осуществление принципа  разделения  властей  на  законодательную, исполнительную и судебную; 
· Провозглашаются и реально  обеспечиваются  права  и  свободы  человека  и гражданина.5

Региональная автономия. Различные подходы наметились в Испании к порядку формирования областной и региональной автономии.

В Конституции Испании нет указаний на то, какое количество региональных объединений может быть создано. Хотя в испанской Конституции были определены два варианта регионализации: предоставление статуса автономии для так называемых "исторических областей" и предоставление особого статуса остальной части Испании, эти конституционные нормы не решали многих проблем. Будущее государственного устройства Испании оказалось неопределенным. 
Следует отметить, что в процессе формирования автономных объединений Страна Басков, Каталония и Галисия, как и ранее, оспаривали свои исключительные права. Вследствие этого возникла опасность реализации ими особых полномочий. Чтобы избежать проявления сепаратизма, центральное Правительство пошло по пути поощрения создания автономий и в других районах Испании. Усилия центрального Правительства привели к 1983 г. к завершению процесса автономизации всей страны.  
Институциональными актами автономных образований в Испании стали статуты, регулирующие вопросы их внутренней организации. Статуты региональных объединений подлежат одобрению Генеральными Кортесами (Парламентом). Пересмотр статутов мог осуществляться не ранее чем через пять лет.

Ключевым положением статутов в Испании является регламентация системы органов, формирование которых входит в исключительную компетенцию автономных образований. Представительным органом регионального автономного объединения является Парламент; в качестве исполнительного органа выступает Правительство. Элементы большего контроля за деятельностью автономных образований заложены в испанской Конституции: в ней предусмотрено, что глава Правительства имеет двойное подчинение. С одной стороны, он является членом Парламента, но одновременно он и выше, чем государственный чиновник, назначение которого подтверждается актом короля.

Одним из наиболее спорных вопросов при разработке конституции и принятии статутов явился вопрос о разграничении предметов ведения между центральной властью и автономными образованиями. 
В испанской Конституции содержится перечень вопросов, относящихся к компетенции региональных автономных объединений (всего 22 позиции, в том числе, создание органов самоуправления, хозяйственная деятельность в пределах границ автономии, инфраструктура, наука, спорт, социальное обеспечение и т.д.). Наряду с этим в Конституции (ст. 149) закрепляются области исключительных полномочий центральной власти.6  
Парламент может в областях, отнесенных к исключительной компетенции государства, передавать всем или некоторым региональным автономным объединениям полномочия по принятию законодательных норм при условии соблюдения ими принципов и основ, определяемых законами общенационального Парламента. В каждом таком законе должен быть предусмотрен порядок контроля со стороны Генеральных Кортесов над законодательными актами региональных автономных объединений. Так, например, центральная власть по просьбе парламента Валенсии передала законодательные полномочия в области образования, которые по статуту об автономии этой области не входят в его компетенцию.

Для унификации законодательства, принимаемого различными региональными автономными объединениями по некоторым вопросам, "государство может издавать законы, устанавливающие принципы, необходимые для согласования нормативных установлении региональных автономных объединений, даже если речь идет о предмете регулирования, отнесенном к их компетенции, и во всех случаях, когда этого требуют общие интересы..." (п. 3 ст. 150).7

Как и в конституциях некоторых государств с федеративным устройством, в испанской Конституции решается вопрос об остаточных полномочиях: "Вопросы, специально не отнесенные Конституцией к ведению государства, могут быть отнесены и к компетенции региональных автономных объединений в силу их соответствующих статутов..." (п. 3 ст. 148). И что особенно важно, в данной статье решается также вопрос о полномочиях центра и автономии, которые не урегулированы на момент принятия статутов: "Компетенция в вопросах, не включенных статутами об автономии в компетенцию регионального автономного объединения, относится к ведению государства, нормы права которого имеют большую юридическую силу, чем нормы региональных автономных объединений во всем, что не передано в исключительную компетенцию последних...". 
В целом для Испании в вопросах разграничения компетенции между центральным Правительством и региональными автономными объединениями характерен "мягкий" подход, который заключается в том, что окончательное решение принимается в зависимости от местных условий в статутах конкретных автономных образований. 
Важным моментом в регулировании отношений центра и областей в финансовой сфере явилось законодательное закрепление форм и методов "освоения" выделяемых государством средств. При этом следует отметить, что целевые ассигнования выделяются по узкому кругу вопросов, в то время как во многих сферах автономии могут сами решать вопросы, как расходовать такие средства (исключение, в частности, касается ассигнований, связанных с реализацией общенациональных программ развития области).

Средства региональных автономных объединений складываются из: 
а) налогов, полностью или частично передаваемых государством; 
надбавок на государственные налоги и другого участия в доходах государства; 
б) собственных налогов, пошлин и специальных взносов; 
в) передачи из компенсационного территориального фонда и других ассигнований Генерального бюджета государства; 
г) прибыли от их собственного имущества и доходов, поступающих от операций, регулируемых частным правом; 
д) прибыли от кредитных операций (п. 1 ст. 157).8 
  Контроль со стороны центрального Правительства за финансовой деятельностью автономного образования предусмотрен также п. 3 ст. 157: "Органический закон может регулировать осуществление финансовых полномочий... порядок разрешения возможных споров и возможные формы финансового сотрудничества между региональными автономными объединениями и государством".

Интересна и проблема контроля со стороны центрального Правительства за деятельностью автономных образований. Предоставление автономным образованиям широких полномочий государством не означает "устранения" центра. 

Хотя центральным Правительством и создана контролирующая региональные автономные объединения инстанция в лице специального представителя, назначаемого правительством, однако его контрольные полномочия не распространяются на законодательные акты, принимаемые парламентами региональных объединений.

Контроль в отношении органов управления и их регламентарных актов осуществляется органами административной юстиции. 
Конституцией также закреплено право центрального Правительства принимать меры принудительного характера в отношении автономного сообщества, если оно не выполняет своих обязательств в соответствии с Конституцией или другими законами, либо действует таким образом, что затрагивает существенным образом общие интересы всей страны. 
Жизнестойкость отношений центр - автономии объясняется не только достаточно полной регламентацией этих вопросов как в основных законах указанных стран, так и в статутах автономных образований и в текущем законодательстве, но также и отлаженностью механизма разрешения споров. Здесь следует отметить роль административной юстиции, осуществляющей в странах континентальной системы права общий контроль над органами управления, а также роль Конституционного суда. 
Противоречия между государством и автономиями разрешаются Конституционным судом в ходе рассмотрения жалоб о неконституционности законов, которые могут быть поданы двумя сторонами - государством и автономиями.

Особое место занимают автономные образования в формировании государственных органов. Так, в верхней палате Парламента, которая является палатой территориального представительства, представлены наряду с сенаторами, избираемыми от провинций, не менее одного сенатора от региональных автономных объединений. Если население регионального автономного объединения превышает миллион человек, то каждый последующий миллион жителей должен быть представлен одним сенатором. Назначение осуществляется законодательной Ассамблей, а при ее отсутствии - высшим исполнительным органом регионального автономного объединения.9

  

 

 

 

 

Заключение.

Как было рассмотрено в данной работе, вопросы системы государственного управления  и региональной автономии в Испании являются очень важными.

Конституция является неотъемлемой частью страны, поэтому  была  одобрена подавляющим  большинством  избирателей на  общенациональном  референдуме. Она восприняла как испанские конституционные  традиции,  так и опыт других стран.

Испания пришла к «государству автономий» далеко непростым путем. Стремление регионов страны к автономизации берет свое начало еще со времен, когда осуществление централизации государства носило насильственный характер. Именно это стало причиной формирования сильных националистических движений в регионах Испании, которые и повлияли на ее современную территориальную организацию.  
Конституция 1978 года исходит из неизбежности децентрализации власти в стране, так как было необходимо сохранение единства Испании. Развитие модели децентрализации и государства автономий, сочетающие в себе принципы единства нации и автономии сообществ, позволило осуществить территориальное распределение политической власти и заложило основы для достижения стабильности социальной обстановки в стране. Однако в последнее время все большее беспокойство центральным властям доставляют требования Валенсии, Балеарских и Канарских островов о повышении статуса их автономии, но наиболее упорную позицию занимает Страна Басков, власти которой не удовлетворены предоставленной ей автономией. Это является сигналом того, что пришло время пересматривать уже сложившуюся модель и искать новые пути разрешения конфликтов между различными политическими течениями. Премьер – министр Сапатеро полагает, что дальнейшая децентрализация «является ключевым шагом на пути модернизации страны и не угрожает территориальной целостности государства».10

Процесс реформирования испанского государства пока далек от своего разрешения, поэтому очень трудно определить тип государственного устройства Испании.

Многие эксперты пришли к выводу, что процесс автономизации превратил Испанию в государство, которое занимает промежуточное положение между федерацией и унитарным децентрализованным государством. Однако термин «государство автономий» самое близкое понятие, которое описывает характер ее территории, потому что оно включает воедино два положения: децентрализацию власти и признание автономии культурных и исторических общностей.  
Государство автономий – это такая модель государства, которая использует отдельные элементы других моделей, существующих в настоящее время или существовавших ранее, адаптируя их к своей ситуации. На примере Испании мы видим, что данная модель оказалась достаточно эффективной и гибкой, потому что позволяет разряжать конфликтные ситуации в стране, и позволяет подходить к разрешению проблем с разных сторон. 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.
    2. Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982
    3. Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с. Стр. 196-200
    4. Конституция Испании 1978 г./Конституции государств Европейского  Союза. М., 1997
    5. Аникеева Н.А. Испания – государство автономий в объединенной Европе/Н.А. Аникеева//Современная Европа., 2007, 2 – 100.
    6. Страны мира. Справочник. М.:1999г
    7. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб. Пособие/ М.Ф.Чудаков. – Мн.: Новое знание, 2001. – 757 с

Информация о работе Государственный строй Испании