Государственный строй Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Русь. Киевская Русь — это общество с относительно высокой степенью развития государственности.
Раннее Средневековье знало два типа государственности: восточный, основанный на отношениях подданства, и европейскую государственность, строящуюся на сотрудничестве власти и общества.
Примером сильной государственности восточного типа являлась Византийская империя. Византия оставалась централизованным государством на протяжении всей своей истории

Содержание работы

Введение.
Возникновение государства на Руси.
Государственный строй Киевской Руси.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КИЕВ.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019— 1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира Святославича, разгромил печенегов (1036 г.), совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских — Илариона (1051 г.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей.

При Ярославе Мудром началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление Русской Правды - свода гражданских и уголовных законов. Ко времени правления Ярослава относится создание первой части этого памятника права - Правды Ярослава. В Русской Правде еще отсутствовало понятие юридического лица, преступление трактовалось не как нарушение закона или воли князя, а как «обида», т.е. причинение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся «поток и разграбление», что означало конфискацию имущества преступника и обращение его вместе с семьей в рабство. Подобное наказание назначалось лишь за три вида преступлений - за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Основным же видом наказания оставался денежный штраф, размер которого зависел не только от тяжести проступка, но и от социального положения пострадавшего: «за княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен. А за убитого смерда или холопа 5 гривен» [2, c. 32].

Главную роль в доказательствах  того времени наряду со свидетельскими показаниями нередко играли «суд божий» (испытание огнем и водой) и «поле» (поединок). Русская Правда Ярослава впоследствии была дополнена его преемниками (Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.).

Перед смертью Ярослав  Мудрый разделил территорию державы  между своими сыновьями и установил «очередной», или «лестничный», порядок престолонаследия. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев — к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всех удельных князей с менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском престоле малолетних князей, не позволял удельным князьям из-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их более лояльными в отношении великого князя, с другой — усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.

Первое время после  смерти Ярослава Мудрого его сыновьям удавалось править совместно. Но вскоре мир среди Ярославичей был нарушен, и в 1068 г. началась одна из самых ожесточенных княжеских усобиц, длившаяся почти тридцать лет. В 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: «Каждый да держит вотчину свою». Лестничный порядок, таким образом, был упразднен, и стала формироваться удельная система — система княжеств с династиями из дома Рюриковичей, номинально зависимых от Киева.

Владимир Мономах, ставший  великим князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125— 1132 гг.) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 г.) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.

 

2. Государственный строй Киевской Руси

Киевская Русь преимущественно  рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся  иным, нежели Европа или Азия, путем.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь  киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.

Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы — полюдье (буквальный перевод «ходить по людям»). Форма сбора дани с подвластных киевскому князю племен. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.

Постепенно из дружинников  и лично зависимых от князя  людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) - в городах и волостелям - в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения - так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица -кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину - «мыть» - взимали мытники, денежный штраф за убийство - «виру» - вирники, пошлину за продажу лошадей - «пятно» - пятенщики.

Несмотря на некоторый  рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов - князей и бояр. В их статусе - крупных вотчинников - соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками - князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как  особых учреждений в Древнерусском  государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства не повлекло за собой  немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

По мере разрастания  великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель - уделов - в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть.

Вечевой строй

Важную роль в Древнерусском  государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей - тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X - начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, - степень. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Многие историки рассматривали вече как орган народовластия.

Общинное самоуправление

Основную массу населения  в Древнерусском государстве  составляли крестьяне-общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений. На севере она именовалась миром, на юге - вервью. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. Общинников объединяло теперь не столько родство, сколько общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на личные и общественные. Дом, приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т. д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения  имели своим результатом постепенное  подчинение общин государству или  отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.

 

 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 Древнерусское государство  Киевская Русь  - представляет  собой типичную раннефеодальную  монархию. Во главе государства находился князь, который назывался - «великим князем». Власть князя не была абсолютной, отсутствовало четкое престолонаследие. Функции князя заключались в налаживании внешней торговли, командовании вооруженными силами, сборе дани. Все большее значение приобретает деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства - старшему в роду, потом - «отчины», т.е.сыну). Князь правил при помощи совета, состоявшего из других князей и дружинников. Это был прообраз более поздней Боярской Думы. Княжеская дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (груди, отроки).

Данный период истории  Киевской Руси можно охарактеризовать как период военной демократии. Это этап организации власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству. Полноправными членами общества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием.

 К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

1. Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

2.   Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Информация о работе Государственный строй Киевской Руси