Государственный строй Рима в период республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.
К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных).

Содержание работы

Государственный строй Рима в период республики.……………..........3
Список использованных источников …………...………………………..7
2. Когда в Англии впервые возник парламент и чем он отличался от современного.…………………………………….……………………….....8
Список использованных источников ………………………………..…...13
3.Задача……………………………………………..……………………….14
Список использованных источников……………………………………16

Файлы: 1 файл

ИГПЗС Валера.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                      

 

 



    

План

  1. Государственный строй Рима в период республики.……………..........3

Список использованных источников …………...………………………..7

2. Когда в Англии впервые возник  парламент и чем он отличался от современного.…………………………………….……………………….....8

     Список использованных источников ………………………………..…...13

3.Задача……………………………………………..……………………….14

Список использованных источников……………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный строй Рима в период республики.

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.

К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных).

Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета1.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
  2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определенного рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом. Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам. 
Внешним атрибутом империума были фасции — розги, перевязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизировали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохранители-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемых за этими собраниями.
  2. практически все магистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
  3. каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении этих властных должностей. Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.
  4. все должности выстраивались в особой иерархической соотнесенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышестоящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
  5. все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих. И "уволить" их с должности до истечения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.
  6. если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к ответственности.

Основными чиновными персонами в республике были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. эдилы;
  5. квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы имели право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.

По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.  Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров2.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком — на улицах, рынках и т.д.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев. Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной.

 

 

 

Список используемых источников:

        1. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М., 1998. Т.1, Т.2
  1. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Учеб. пособие. В 2 ч. – Ростов н/Д, 1994.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель В.А. Томсинов. – М., 1999.
  3. Абдурахманова И.В. Программа курса «История государства и права зарубежных стран». Дополнительная литература.

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда в Англии впервые возник парламент и чем он отличался от современного.

Возникновение парламента в Англии и его современное состояние.

Очень важное значение в развитии государственности Англии занимает Великая Хартия (1215 г.), подписанная королем Иоанном Безземельным под давлением баронов. Центральное место в ней занимают статьи, выражающие именно их интересы. Для контроля за соответствием положениям Хартии королем был создан совет из 25 баронов. Через полстолетия из него образовался парламент Англии.

Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента – представительского сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в содружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов. Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, - это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться помимо баронов также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. «парламент» - собрание для обсуждения). После подавления оппозиционного парламента и его организаторов английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений.

Созыв первого собрания с новыми функциями приходится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. Парламент получил название модельного (образцового). Это было связанно отчасти с тем, что у тому времени по разным причинам заметно уменьшился приток в казну от феодальных повинностей. В период правления Генриха I в казну от земельных держаний поступало 85% доходов, тогда как в правление Эдуарда I только 40%. Таким образом, король мог повысить доходы лишь путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить. С этой целью он вместо Совета знати, который был собран Симоном де Монфором, учредили палату общин.

В последующей парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин с образованием устойчивого союза и взаимодействия между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом «джентри», с гражданским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявший из пяти рангов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты. Функции парламента.

Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. В XIV в. Тоже самое коснулась косвенных налогов. В XV в. все вопросы, связанные с налогообложением, должны были вначале рассматриваться нижней палатой.

В XIV – XV вв. оформилась законодательная функция парламента. Вначале это выглядело так: палата подавала королю петицию, в которой ставился вопрос об издании законов, необходимых, по мнению парламентариев, для общества. Позднее петиции стали облекаться в форму готовых законопроектов. В дальнейшем установил порядок, по которому постановления, принятые обеими палатами и королем (статусы), не могли

быть изменены или отменены без согласия обеих палат. Статусы стали

 высшим актом государственной власти (законом).

Контрольная функция парламента выражалась в виде так называемого

импичмента. Перед палатой лордов как высшим судом страны палата общим возбуждала обвинение против тех или иных советников короля ы злоупотреблении своими обязанностями.

Парламент вмешивался и в область внешней политики: его согласие требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

Некоторые положения хартии сыграли значительную роль в политической эволюции Англии. Речь идет прежде всего о ст. 12 и 14. В ст. 12 указывается : «Ни «щитовые деньги», ни (ни какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Статья 14 определяет состав этого совета: « А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме вышеназванных, или для обложения «щитовыми деньгами», мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно». Таким образом, совет королевства – это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом, Великая хартия вольностей была, прологом в истории английского парламента3.

К настоящему времени сформировались определенные отличия в полномочиях и специфике парламента Англии по сравнению со временем его создания. Функции парламента Англии исполняет парламент Великобритании.

Статья 7 Конституции Великобритании устанавливает срок полномочий парламента. «Максимальный срок полномочий парламента будет пять лет, а е семь, как это определено Законом о семилетней легислатуре 1715 г.» Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Председатель Палаты общин именуется спикером. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партиями. В Палате общин возможно создание постоянных и временных комитетов. К постоянным комитетам относятся создаваемые Палатой специализированные и неспециализированные.

Информация о работе Государственный строй Рима в период республики