Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:41, контрольная работа
В первой половине XIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Юридическое и фактическое полновластие царя отнюдь не означало, что лишь он осуществлял всю деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра: Истории отечества, государства и права
Контрольная работа
по дисциплине «ИОГП»
Тема № 19 Государственный строй России в первой половине XIX века
Выполнил: студент
группы БЮВ-31
2 курса обучения
шифр зач. кн. 13041031059
Фамилия: Лыковская
Имя: Дарья
Отчество: Дмитриевна
Государственный строй России в первой половине XIX века
План
1. Проекты преобразований государственного строя. Деятельность Негласного комитета и М. М. Сперанского.
2. Создание новых органов
3. Система местного управления.
Литература
1. Выскочков Л.В. Апогей и
2. Манифест об учреждении
3. Образование Государственного совета. Манифест // Там же. – С. 235.
4. О присоединении особой
5. Томсинов В.А. Светило
6. Тютюкин С.В. Интеллект,
7. Флоринский М.Ф. Российская
государственность в эпоху «
Вопросы к теме
1. С какой целью был образован Государственный совет?
2. Каковы были задачи 3-го отделения
Собственной Его Величества
В первой половине XIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Юридическое и фактическое полновластие царя отнюдь не означало, что лишь он осуществлял всю деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.
В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он часто менял свое название. До 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с чисто совещательными функциями. Он функционировал до создания Государственного совета.
Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанской. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.
Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета.
Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг.
Собирались и общие собрания Государственного совета. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.
Государственный совет осуществлял свою главную первоначальную задачу (подготовку законопроектов) недолгое время. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете стало носить формальный характеру. Нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: "желательно мне, чтоб принято было".
"Собственная его величества канцелярия" постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет. Она была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появились ее подразделения: Первое, Второе и Третье отделения (с 1826 г.), Четвертое (с 1828 г.), Пятое (с 1836 г.) и Шестое (с 1842 г.).
Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя). Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Мрачную известность получило Третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. Существовавшее с 1842 по 1845 г. Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.
За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Правда, в 1802 г. Александр I под влиянием аристократической верхушки дворянства сделал попытку восстановить былые полномочия Сената. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, предоставлено право доклада царю о несоответствии и противоречии вновь издаваемых указов другим существующим законам или о "неудобствах в их исполнении". Однако вскоре Сенат потерял это и ряд других прав, оставшись главным образом высшим судебным органом. За Сенатом сохранялось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог и передавал свои заключения другим учреждениям.
Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. Отсутствие персональной ответственности также отрицательно сказалось на деятельности центрального аппарата. Во многих западноевропейских странах в это время уже действовали министерства. В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским Манифестом "Об учреждении министерств", опубликованным в 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. На Министерство внутренних дел, кроме поддержания "порядка" в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата. Ему подчинялись: Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.
В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором.
Издание в 1811 г. "Общего учреждения министерств", составленного при непосредственном участии М.М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалось, что все министры "подчинены непосредственно верховной власти", т.е. императору. Министры и их помощники, называвшиеся товарищами министра, назначались царем, другие высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.
Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиции (вскоре упраздненное), Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий.
С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В Манифесте 1802 г. не было четкой регааментации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.
В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о "спокойствии и безопасности" страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т.д. Закон указывал: "Никакое заключение комитета не производится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения". Со второй четверти XIX в., с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.
Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX в. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить гласное, открытое обсуждение. Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время (1828, 1835, 1849 гг.) рассматривали до 10 комитетов. Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства. Финансовыми вопросами занимались временные комитеты (в 1812, 1840, 1842 гг.). Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-1803 гг.), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.). Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840 г.), по постройке Исаакиевского собора, секретные комитеты, управлявшие страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849 гг.), и др.
Местные органы управления в первой половине XIX в. почти не подвергались изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управление государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах - окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления. Лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению палатой государственных имуществ.
Судебные органы. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций. С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.
Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического государства - держать в повиновении и подавлять протест угнетенных масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России.
Вместе с тем в Отечественной войне 1812 г. русская армия выполнила исторически прогрессивную миссию, борясь вместе со всем народом против захватчиков. Передовые военные идеи развивались в русской армии полководцами Румянцевым, Суворовым, Кутузовым. Развитая металлургическая промышленность позволяла обеспечивать армию оружием и боеприпасами. Русская армия в этот период была одной из самых сильных в Европе.
Армия строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных еще законодательством Петра I. В первой половине XIX в. усилились палочная дисциплина и муштра. Особенно жестоким был режим в военных поселениях, которые были созданы в 1816 г. во многих губерниях по инициативе реакционного царского министра Аракчеева.
Крестьяне в этих поселениях должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу наравне с солдатами, как в обычных армейских частях. Военные поселенцы должны были сами обеспечивать себя продовольствием, фуражем, одеждой. После 1831 г. военные поселения стали упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. Военные поселенцы были превращены либо в государственных, либо в удельных крестьян.
Полиция. В 1837 г. в связи с делением уездов на более
мелкие административно-
Информация о работе Государственный строй России в первой половине XIX века