Государственный строй СССР по Конституции 1977г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) – единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.
Роль руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций отводилась Коммунистической партии Советского Союза (КПСС ).
Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти в СССР. Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР.

Содержание работы

1. Государственный строй СССР по Конституции 1977г……………….....…3
2. Формирование советской номенклатуры и ее влияние на развитие советской политической системы……………..……………………………...…5
3. Тесты……………………………………………….……………………….....12
4. Объяснение терминов………………………………………………………...13
5. Список литературы…………………………………………………………...1

Файлы: 1 файл

контр.раб история гос управления.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Государственный строй СССР по Конституции 1977г……………….....…3

2. Формирование советской номенклатуры и ее влияние на развитие советской политической системы……………..……………………………...…5

3. Тесты……………………………………………….……………………….....12

4. Объяснение терминов………………………………………………………...13

5. Список литературы…………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный строй СССР по Конституции 1977г.

Президиум Верховного Совета СССР

Совет Союза

Совет Национальностей

Верховный Совет СССР




Графическая схема органов  управления СССР по Конституции 1977г.

КПСС

Генеральный секретарь ЦК КПСС

Секретариат

Политбюро

Центральный комитет КПСС




 

 






 





 




 




 




 

 

 

 

Союз Советских  Социалистических Республик (СССР) – единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

Роль руководящей и  направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных  и общественных организаций отводилась Коммунистической партии Советского Союза (КПСС ).

Верховный Совет  СССР - высший орган государственной власти в СССР. Верховный  Совет  СССР   правомочен  решать   все   вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР.   

Совет Союза  - одна из двух равноправных палат Верховного Совета СССР. Совет Союза избирается по  избирательным  округам  с  равной численностью населения.

Совет Национальностей – одна из двух равноправных палат Верховного Совета СССР. Совет Национальностей  избирается  по норме:  32 депутата от каждой союзной республики,  11  депутатов  от  каждой  автономной республики,  5  депутатов  от  каждой  автономной  области и один депутат от каждого автономного округа.

Президиум  Верховного  Совета  СССР — постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему во всей своей  деятельности и осуществляющий в пределах,  предусмотренных Конституцией,  функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями.

Совет  Министров  СССР  — Правительство СССР — является  высшим  исполнительным   и   распорядительным   органом государственной власти СССР.

Каждая союзная и автономная республика имела свою Конституцию, избирала однопалатный Верховный Совет, который образовывал правительство  республики – Совет Министров.

Местными органами государственной  власти и управления являлись областные, краевые, автономных областей и округов, городские, районные, поселковые, сельские Советы народных депутатов.

Верховный Совет избирал  Президиум, образовывал Правительство, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР, образовывал  различные комиссии.

 

 

  1. Формирование советской номенклатуры и ее влияние на развитие советской политической системы.

Формирование нового руководящего кадрового корпуса страны началось сразу после февральской революции 1917 г., когда были образованы Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Период зарождения номенклатуры проходил в три этапа.

    Первый этап  – этап замещения. Начался  он в результате февральской  и, особенно, октябрьской революции  1917г., когда через Советы, завкомы,  профсоюзные и партийные организации  на смену старым царским, буржуазным  бюрократам пришли десятки тысяч  рабочих, солдат, интеллигентов,  крестьян.

    Второй этап – этап штатной неопределенности, когда во время гражданской войны в массовом масштабе шло движение в государственный аппарат "вне всяких штатов, вне твердо установленных норм" (Каганович Л.М. Очередные задачи партработы и реорганизации партаппарата. – М.-Л.: Госиздат, 1930, с.13). Это выдвижение было массовым, но неустойчивым. С одной стороны, влияло положение на фронтах, с другой, – недостаточная организованность работы советских учреждений.

    Третий этап  – стабилизационный (этап захлопывания  дверей), когда уже к концу гражданской  войны устанавливались и тут  же заполнялись "твердые"  штаты в учреждениях на восстанавливаемых  предприятиях, в органах советской  и партийной власти всех уровней.

    Период зарождения  номенклатуры породил и первые  серьезные противоречия. Так как  начало формирования правящей  элиты носило, в основном, спонтанный (самопроизвольный), и в силу этого  случайный характер, то получившийся  качественный состав никак не  устраивал руководство правящей  партии, справедливо видевшее в  этом составе угрозу власти  или, по крайней мере, помеху  на пути укрепления руководящей  роли партии. Кроме того, с фронтов  гражданской войны вернулись  тысячи активных партийцев, которые вынесли на своих плечах все тяготы предшествующего периода, а теперь оставались, по сути, не у дел. Неудовлетворенность их ожиданий грозила серьезными бедами и для партии и для страны.

    Необходимо было  создать систему организованного,  упорядоченного партийного влияния  на процесс формирования руководящего  кадрового корпуса страны. Экономическая  разруха, политическая нестабильность  в стране требовала скоординированного  распределения членов правящей  партии по руководящим должностям.

    Начало осуществления  централизованного кадрового регулирования  положило создание в аппарате  ЦК РКП(б) Учетно-распределительного отдела (март, 1919 г.). Учетно-распределительный отдел ЦК состоял из четырех частей (подотделов): учетный, анкетно-мандатный, конфликтный и секретарский для связи с обслуживающим отделом и общей канцелярией.

    Учет проводился  по карточной системе на основе трех "принципов":

    1) учитывались  самые активные и доверенные советские, профессиональные, военные и иные партийные работники, одним словом, "командный корпус" партии;

    2) учитывались  те же категории менее ответственных,  но "перспективных" работников;

    3) проводился единый  партийный билет для массового  статистического учета партийных

В июне 1923 г. было принято  постановление Оргбюро ЦК, устанавливающее  две учитываемые категории в  списках по конкретному количеству: первая номенклатура должностей: должности, на которые работников назначает ЦК (устанавливалось 3500); вторая номенклатура должностей: назначения и смещения работников проводятся ведомствами, но с обязательным предварительным уведомлением Учраспредотдела ЦК (около 1500).

  В конце 1923 г. организационное  оформление распределительной системы  состояло из 27 ответственных работников  – заведующий отделом, три  его заместителя, 12 помощников, 8 инструкторов  и 3 информаторов. Каждый помощник  вел работу по изучению и  подбору работников одного или  группы родственных друг другу  ведомств, а каждый заместитель  руководил работой группы помощников

. Так как номенклатура – это «управляющие», то функция управления – это стержень номенклатуры. Исторический путь развития этого класса проходит от захвата государственной власти до господства и в сфере производства.

 Номенклатура осуществляет  в первую очередь политическое  руководство обществом, а руководство  материальным производством является  для неё второстепенной задачей.  Политическое управление – это  наиболее существенная функция  номенклатуры.

 Она обеспечивает всю  полноту власти в обществе, все  выполняемые решения в стране  принимаются именно ею. Каждый  номенклатурщик имеет свой отведённый  ему участок властвования. Главное  в номенклатуре – власть, а  не собственность. Она стоит  над законом. Тот, кто по  счастливому стечению обстоятельств  оказался в номенклатуре, может  считать, что останется в ней  прочно.

Сначала номенклатура делилась на два списка : №1 и №2. К первому были отнесены   должности,   на   которые    руководители   назначались    только постановлением  ЦК  (Политбюро),  ко  второму  -  должности,  назначение  на которые   требовало   согласия   Орграспредотдела   ЦК.   Затем   в   1925г. дополнительно к  номенклатуре  №1  вводится  список  “выборных должностей”, утверждение на которые шло через “специальные комиссии,  выделяемые  ЦК  для проведения соответствующих съездов и собраний”, то есть  еще  до  того,  как кто-либо и куда-либо будет избран. Подбор  и  назначение  на  должности,  не входившие в номенклатуры №1 и №2,  должны  были  производиться  по  спискам, устанавливаемым для каждого учреждения по согласованию  с  Орграспредотделом ЦК - ведомственная номенклатура №3. Руководители   местных   учреждений   назначались    и    смещались постановлениями местных парторганов. К тому же  по  номенклатурам  проходили не только  государственные  учреждения,  но  и  общественные  организации: профсоюзы, кооперативные центры и банки и т.п. Назначались не  только  члены партии,  но  и  беспартийные.  По  трем   номенклатурам   проходили   только учреждения общесоюзные и только одной республики - РСФСР.  Госаппарат  РСФСР изначально  попал  в  номенклатуру  Молотова-Кагановича  потому,   что   эта республика не имела своей компартии и своего  ЦК.  Еще  одной   особенностью номенклатуры, ее стержневым принципом являлась  секретность,  дезинформация. Экономическая частная  собственность  была  уничтожена,  но  взамен  создана политическая ее форма - абсолютная  частная  собственность  номенклатуры  на всю политически важную информацию. С 1932 г. списки  номенклатуры  становятся предельно секретными и переводятся в текущий архив ЦК.

Все  эти  черты  номенклатуры  послужили  основой  единоличной  власти Сталина, контролировавшего полностью списки №1 и №2,  а  частично  и  №3.  К Генеральному  секретарю  тянулись  и  нити  власти   управления.   Некоторые ведомства возглавлялись ближайшими лицами сталинского окружения, имевшими  в “своих” учреждениях неограниченную власть и  непосредственно  подчинявшимися только Сталину. НКВД последовательно возглавляли Г.  Ягода  (1934-1936),  Н. Ежов  (1936-1938),  Л.  Берия  (1938-1953),  НКПС  -  “железный  нарком”  Л. Каганович, Наркомат Обороны - “первый Маршалл” К.Е. Ворошилов.

Таким  образом,  созданная  Сталиным  номенклатурная  система  явилась основой тоталитарного режима и пронизала все  сферы  общества.  Номенклатура как  замкнутая   кастовая   общность   становилась   собственником   власти, управления, идеологии.

Численность номенклатуры ЦК КПСС не оставалась неизменной, она  постоянно подвергалась дополнениям, уточнениям, сокращениям, вызванными потребностями дня. Как известно, Управлением кадров ЦК ВКП(б) было подготовлено в сентябре 1946 г. и утверждено на Оргбюро решение «О номенклатуре должностей ЦК ВКП(б)».

В первой половине 1950-х гг. завершился период существования крайне объемной номенклатуры ЦК КПСС. В июле 1953 г. было принято постановление  ЦК КПСС, согласно которому сокращалась  номенклатура обкомов, крайкомов, республиканских  комитетов КПСС «в целях повышения  ответственности советских и  хозяйственных руководителей, райкомов и горкомов партии за подбор и расстановку  кадров». Реально численность региональной номенклатуры ЦК КПСС сократилась в 1956 г. в три - пять раз по сравнению  с предшествующим периодом и затем  на протяжении тридцати лет сохранялась  примерно на одном уровне.

Резкое сокращение численности  номенклатуры ЦК КПСС в середине и  во второй половине 1950-х гг. было вызвано  двумя группами причин: с одной  стороны, сложностью контроля за такой объемной номенклатурой, длительностью и многоступенчатостью утверждения многих кадров номенклатуры регионального уровня. Несмотря на сокращение номенклатуры ЦК, ликвидировать многоступенчатость в утверждении кадров было невозможно, поскольку это составляло чрезвычайно важный аспект действия механизма номенклатуры.

С другой стороны, сокращение номенклатуры объяснялось изменением политических институтов, новым раскладом  сил в обществе, модификацией методов  управления и поддержания господства в стране со стороны КПСС. Изменения  в численности и составе номенклатуры происходили и в последующие  годы, хотя не носили столь радикального характера, за исключением периода 1989 -1991 гг.

Информация о работе Государственный строй СССР по Конституции 1977г