Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:20, реферат
Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового рабовладельческого общества на территории Древней Греции относится к концу II – началу I тысячелетия до н.э. В стране, разделенной хребтами, оно происходило неравномерно и привело к образованию небольших по территории государств-городов. Они представляли собой политические общины (полисы) полноправных граждан. В результате в одних полисах сложилась демократическая республика, в других – долгое время сохранялись пережитки первобытных отношений и родоплеменной организации власти.
Государство в Афинах.
Государство в Спарте.
Основные черты Афинского права и права Спарты.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ
Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового рабовладельческого общества на территории Древней Греции относится к концу II – началу I тысячелетия до н.э. В стране, разделенной хребтами, оно происходило неравномерно и привело к образованию небольших по территории государств-городов. Они представляли собой политические общины (полисы) полноправных граждан. В результате в одних полисах сложилась демократическая республика, в других – долгое время сохранялись пережитки первобытных отношений и родоплеменной организации власти. Первое было характерно для Афин, второе – для Спарты.
1. ГОСУДАРСТВО В АФИНАХ
Территория Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. Раздел общинной земли на участки, переход их в наследственное семейное владение с развитием имущественной дифференциации постепенно привели к обнищанию массы свободных общинников, многие из которых за долги попали в рабство или превращались в фетов-батраков. Аристократические семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали также военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было уже распространенным явлением.
В народном собрании из представителей аристократии формировался совет старейшин и избирались базилевсы. Первобытная демократия постепенно превратилась в военную демократию.
В отличие от стран Древнего Востока наиболее распространенной формой правления в Греции была демократическая форма государства (республика), а не деспотическая (тирания, деспотия).
Главными признаками республиканской формы правления являются:
Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связанные с именем легендарного героя Тесея (Тезея), который жил в VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управляющий делами всех четырех племен. По родоплеменной организации был нанесен первый удар.
Население было разделено на три группы не по кровнородственному признаку: эвпатриды (родовая знать), геоморы (крестьяне-земледельцы) и демиурги (ремесленники, торговцы).
Эвпатриды постепенно ограничивали власть базилевса. Его функции перешли к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год.
При Тесее перестало созываться народное собрание, которое заменил Ареопаг. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, осуществлял высшую судебную власть. В его состав входили все бывшие действующие архонты.
Реформы Тесея имели огромное значение. Во-первых, было создано центральное управление, которое стало рассматривать дела, ранее бывшие прерогативой племен. Во-вторых, была предпринята первая попытка разорвать кровнородственные узы путем разделения населения на родовитых и знатных (эвпатриды) и непривилегированных (геоморы и демиурги). В-третьих, возникло общее афинское право, возвысившееся над правовыми обычаями и традициями племен.
Одновременно
развивается и другой процесс, характерный
для возникновения государства
– зарождаются зачатки
Реформы Солона и Клисфена
В VI в. до н.э. в Афинанх складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В результате возникли противоречия между эвпатридами и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремившимися к власти. Эти противоречия выступали как противоречия между родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Главной целью его реформ было примирение интересов враждующих группировок свободных. Реформы явились важным этапом в образовании государства в Афинах.
Центральным пунктом экономических реформ Солона явилось юридическое признание частной собственности, в том числе на землю, и допуск купли-продажи этой земли. Солон ограничил собственность эвпатридов в пользу торгово-ремесленных, купеческих и крестьянских слоев населения. Он установил предельный размер владения земельной собственностью, предоставив возможность безземельным и малоземельным крестьянам выкупить излишки земли у тех, кто владел ею сверх установленной нормы. В интересах крестьян он учредил разъездные суды.
Солон провел долговую реформу – сисахфию. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу – выкупались. Долговое рабство в Афинах было отменено.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Он закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые – ко второму и т.д.
Кадый разряд имел
Одновременно Солон сделал уступки бедноте и эвпатридам. Интересы первой получили отражение в создании судебного органа (гелиэи), в который мог быть избран любой афинский гражданин. В интересах других был учрежден новый орган управления – Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.
Реформы Солона нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они вызвали недовольство родовой аристократии, не удовлетворили полностью демос и привели к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560 – 527 гг. до н.э.).
Писистрат конфисковал земли эвпатридов, погибших в междоусобной войне или бежавших за пределы Афин. Поделил эти земли между малоземельными и безземельными крестьянами. Крестьяне получили от государства дешевый кредит.
Кроме того, Писистрат построил значительный торговый и военный флот, создал постоянное войско, занялся градостроительными работами, возложил бремя государственных и общественных тягот на богатых, введя десятипроцентный подоходный налог, часть которого использовал на содержание постоянного войска.
При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания Писистра была свергнута. Богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавляемая Клисфеном, изгнала спартанцев и закрепила свою победу новыми реформами.
Реформы Клисфена, проведенные в 509 г. до н.э., ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) – городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы (кварталы). Было создано 100 самоуправляющихся демов.
Клисфен
упразднил Совет четырехсот и
на основе вновь созданной территориально
Для предотвращения попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма, изгнание граждан, опасных для государства, на десять лет за пределы Афин без конфискации имущества.
Историческое
значение реформ Клисфена состояло в
том, что в результате их проведения
в жизнь был нанесен
Афинское рабовладельческое государство в V – IV вв. до н.э.
В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. На дальнейшее его развитие огромное влияние оказали греко-персидские войны, завершившиеся блестящей победой Афин. Образованный в ходе этих войн союз греческих государств первоначально возглавляла Спарта. К 70-м годам V в. до н.э. руководство союзом перешло к Афинам. В 478 г. до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), в который входило примерно 160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну.
Гегемония Афин в союзе превратила их в могущественную Афинскую архэ – державу.
В V в. до н.э. афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. При Перикле потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами.
Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Она просуществовала с перерывами до 30-х годов IV в. до н.э. Основными органами Афинского государства в это время являлось народное собрание, Совет пятисот, гэлиэя.
Народное собрание являлось верховным органом Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее – сорок раз в году. При особых обстоятельствах (война, стих. бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция его была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности и т.д.
В работе собрания
могли участвовать только полноправные
афинские граждане, достигшие 20-летнего
возраста. Для принятия решений требовалось
присутствие шести тысяч
Повестка дня
каждого народного собрания определялась
заранее. Выступали с речами на нем
и вносили проекты новых
В Совет пятисот входило по 50 чел. от каждой из десяти территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, контроль за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение.
Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий, состоящих из 50 представителей одной филы. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5 тыс. судей и 1 тыс. запасных: по 600 от каждой из десяти территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировало десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей (и 100 запасных). В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.