Государство и право Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:20, реферат

Описание работы

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового рабовладельческого общества на территории Древней Греции относится к концу II – началу I тысячелетия до н.э. В стране, разделенной хребтами, оно происходило неравномерно и привело к образованию небольших по территории государств-городов. Они представляли собой политические общины (полисы) полноправных граждан. В результате в одних полисах сложилась демократическая республика, в других – долгое время сохранялись пережитки первобытных отношений и родоплеменной организации власти.

Содержание работы

Государство в Афинах.
Государство в Спарте.
Основные черты Афинского права и права Спарты.

Файлы: 1 файл

Гос-во и право древней греции.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Гэлиэя была судом первой инстанции по делам  о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала правом отвергать законопроекты , принятые народным собранием.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Выборы их осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании или по жребию.

Главными  должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия стратегов  состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Иногда из стратегов выделялся автократор, которому вручалось командование армией, а в чрезвычайных обстоятельствах – вся полнота власти в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов.

Специальные должностные лица (их в Афинах было около 700) занимались различными государственными делами.

Некоторые судебные функции сохранил и ареопаг. Он рассматривал дела об умышленном убийстве, мог проводить  расследование дел о государственных  преступлениях.

Афинская армия  формировалась на основе всеобщего  ополчения свободных граждан  в возрасте от 18 до 50 лет. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное  обучение.

Полицейские функции осуществляли рабы-токсоты (около 200 человек).

Упадок Афинской демократии

Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным  неравенством. Выросли противоречия между афинянами и ограниченными  в правах метеками. Все это привело  рабовладельческую демократию к  острому кризису.

Особенно резко обострился он в результате начавшейся в 431 г. до н.э. Пелопоннеской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза и Спартой.

Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная  всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 г. до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили Греческие войска. В 336 г. до н.э. Афины вместе со всей Грецией были подчинены его сыном Александром.

Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.

 

2. ГОСУДАРСТВО В СПАРТЕ

 

Другим  полисом была Спарта. В основе возникновения  государства в Спарте, относимого к VIII – VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но в Спарте (по сравнению с Афинами) процесс возникновения классового общества и государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главной особенностью было вмешательство  в становление классового общества и государства внешнего насильственного  фактора. Объединение завоевателей, пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лаконии, привело  к образованию спартанской общины, позволило ей расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области Мессении и поставить в зависимость население, жившее на переферии завоеванной территории.

Общественная  организация Спарты этого времени может быть охарактеризована как военная демократия.

Организация политической власти у  спартиатов была следующей: два родоплеменных  вождя (как результат объединения  дорийских и ахейских племен), совет  старейшин, народное собрание. Однако она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей.

Социальное  и политическое устройство Спарты этого  периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу (точное время жизни и деятельности его не установлено). Ретра пыталась решить две основные задачи: 1) обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и 2) создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Особенности общественного строя

В Спарте господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались  полноправными гражданами. Земля  была разделена на 9 тыс. примерно равных неделимых и неотчужденных клеров (наделов), по числу семей спартиатов. Каждый спартиат получал земельный надел вместе с илотами (земледельцами) без права продажи и дробления его.

Жили  спартиаты в условиях, напоминавших своеобразный военный лагерь. Их быт  строго регламентировался. Главной  обязанностью считалась военная служба, к которой готовили детей с семи лет. Обучение в специальных школах заканчивалось в 20-летнем возрасте. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников.

В Спарте делалось все для поддержания  равенства между спартиатами. Однако это не смогло предотвратить расслоение общества. Поскольку земельные наделы наследовались  только старшими сыновьями, остальные могли получать выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейнов, т.е. опустившихся и теряли право участвовать в народном собрании. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а спартиатов сокращалась.

Организация власти

Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер.

Во  главе государства стояли два  архагета, власть которых в отличие  от власти родоплеменных вождей была наследственной, хотя это не делало ее прочной. Каждые восемь лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть переданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры Совет старейшин (герусия) состоял из 28 геронтов, которые пожизненно избирались народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба архонта.

Герусия обсуждала предварительно дела, которые  подлежали рассмотрению на народном собрании, в том числе и законопроекты. Геронты ведали финансами, осуществляли судебные функции. С учреждением должности эфоров и усилением их  власти роль герусии падала.

В народном собрании участвовали все  спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрания созывали архагеты, они же в нем председательствовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные  лица, решались вопросы войны и мира и т.д. Только в IV в. до н.э. право избрания должностных лиц, право отклонять предложения народного собрания становится пассивным и роль его падает.

Эфоры в государственной организации  Спарты появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя стремилась ограничить пожизненную и наследственную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из достойных на один год. Действовали единой коллегией.

Первоначально эфоры считались как бы помощниками  архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным  спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Деятельность самих эфоров практически не контролировалась Они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих трапезах и иметь собственный стол.

Кризис политической системы Спарты

Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки первобытнообщинного строя.

Былой аскетический спартанский образ  жизни уходит в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушается, ее военная мощь падает, число полноправных спартиатов сокращается.

Окончательно  ослабленная, раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все  греческие государства, в середине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АФИНСКОГО ПРАВА И ПРАВА СПАРТЫ

 

Как и в других греческих государствах, древнейшим источником афинского права  были обычаи. С конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов государства.

Обширная  законодательная деятельность связывается  с именами Драконта и Солона (примерно 621 г. до н.э.). Из сообщений древних  авторов известно, что законы Драконта санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливая жесткие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В то же время кровная месть была запрещена. Законодательство Солона (594 г. до н.э.) затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Право собственности  и обязательство

В афинском праве самого понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. В отличие от Спарты коллективная собстенность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом, рабы и т.д.) и на «невидимое» (деньги, драгоценности и т.д.).

Между государственной и частной  собственностью существовала органическая связь. Частная собственность носила еще отпечаток прежних коллективных представлений об общности имущества  и считалась предоставленной  государством. Само название земельных  участков происходило от слова «жребий» (клерос), т.е. участок, полученный от общины  в результате жеребьевки. Во время войны на богатых возлагать и триерархия – обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское  право различало обязательства  из договоров и обязательства из причинения вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи) или одной (обязанной) стороной (договор займа).

Исполнение  договора обеспечивалось задатком, поручительством  третьих лиц и залогом. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

Особое  значение в истории Афин имел залог  земли (ипотека). При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании  должника, лишенного, однако, права  распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору.

Среди договоров важное место занимали купля-продажа, получившая большое  распространение в связи с  широким развитием торговли как  в самой Греции, так и с соседними  странами.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере.

Брак и  семья

Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между  женихом и главой семьи невесты. Жених обязан был уплатить за невесту. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась как  под властью отца, так и под  властью мужа. Положение ее было приниженным. Развод для мужчины  был совершенно свободным, для женщины  весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.

Преступления  и наказания

Афинское  право различало преступления против государства и преступления против личных интересов.

Наиболее  тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также  убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

Характер  наказания зависел прежде всего  от тяжести преступления. При преступлениях  против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда  и штрафе (обычно в двойном размере  от ущерба). При преступлении против интересов государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила смертная казнь.

Вора-рецедивиста  обращали в рабство. Телесные наказания  применялись только к рабам.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Особенностью  права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

По  его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих политическими  правами, свободных, не имеющих таких  прав (периэки), и рабов (илоты).

Информация о работе Государство и право Древней Греции