Государство и право франков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

В отличие от элитарной верхушки, местные чиновный люд, в частности, члены курий, составлявшие в каждом провинциальном центре некое уменьшенное подобие римского сената, могли лишь сожалеть о том положении, в которое их поставила империя. Занимаясь сбором налогов и неся ответственность за их уплату в казну сборов со своего собственного имущества, они стали очень непопулярны. Сальвиан, выражая настроение простого люда, с возмущением отмечал: «Тиранов здесь столько же, сколько и людей в куриях». Поэтому члены курий хотели побыстрее отделаться от своих обязанностей, приносящих им массу неприятностей1. Имперские власти были серьезно обеспокоены повсеместным оскудением рядов служителей империи. Они пытались насильственно закрепить их на должностях и в местах проживания совершенно так же, как римские власти пытались это сделать в отношении простолюдинов города и деревни. Это вызвало всеобщее недовольство.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………3
2.Государственный строй при Меровингах…….……………………………………...6
3.Салическая Правда – памятник раннефеодального права………………………….9
4.Реформа Карла Мартелла. Ее историческое значение……………………………16
5.Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе…18
6.Заключение……….…………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

курсач.франки.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия

имени О.Е.Кутафина»

Кафедра истории государства и права

Сабанчиева Валерия Артуровна

Тема: «Государство и право франков»

Курсовая работа

студента 2 группы, 1 курса

Юридический заочный институт

 

 

 

 

Форма обучения: Заочная

Научный руководитель:

Дата сдачи:

Дата рецензирования:

Дата защиты:

Оценка:

 

 

 

 

Москва

2013

 

План курсовой работы

 

1.Введение………………………………………………………………………………3

2.Государственный строй при Меровингах…….……………………………………...6

3.Салическая Правда – памятник раннефеодального права………………………….9

4.Реформа Карла Мартелла. Ее историческое значение……………………………16

5.Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе…18

6.Заключение……….…………………………………………………………………24

 

 

Введение

 

После двух веков, в течение которых в Галлию (территория почти равная современной Франции) постепенно проникали варвары чужеземцы, ко 2-ой половине V века н.э., страна все же оставалась под сильным римским влиянием. Население Галлии в то время, по разным оценкам, составляло около 3-5 млн. человек. Дорожная сеть, которой Рим снабдил Галлию, в немалой степени способствовала целостности этой территории. На главных направлениях дороги были оснащены признаками римского владычества – монументальными дорожными знаками, стоявшими на расстоянии римской мили (1480 метров) один от другого, почтовыми станциями, на которых можно было сменить лошадей и воспользоваться помещением для ночлега. Климат в Галлии способствовал разрастанию густых лесов, в фауне широко были представлены крупные дикие животные: волки, медведи, олени и кабаны, бизоны и туры. Леса тянулись полосами и, зачастую, эти полосы служили границей для галло-римских городов. Почти повсеместно растительный и животный мир, полезные ископаемые считались принадлежащими королевской казне, государству, согласно положениям римского права. Позднее, с VII века леса стали считаться королевскими заповедниками.

Жизнь крестьян того периода была нелегка, многие из них, разоренных налогами, разбойными нападениями или плохим урожаем были вынуждены отдавать себя во власть сильных мира сего. В том случае, когда крестьянин становился при этом колоном-арендатором, являя собой прообраз средневекового крепостного, мелкие крестьяне рано или поздно попадали в полную зависимость от их патрона, способствуя тем самым образованию крупных земельных владений. Представители галло-римской знати охотно переезжали из крупных городов, поскольку наделялись там обширными поместьями, которые полностью могли обеспечить владельца всем необходимым. В таких поместьях было сосредоточено не только сельское хозяйство, но и производство.

В отличие от элитарной верхушки, местные чиновный люд, в частности, члены курий, составлявшие в каждом провинциальном центре некое уменьшенное подобие римского сената, могли лишь сожалеть о том положении, в которое их поставила империя. Занимаясь сбором налогов и неся ответственность за их уплату в казну сборов со своего собственного имущества, они стали очень непопулярны. Сальвиан, выражая настроение простого люда, с возмущением отмечал: «Тиранов здесь столько же, сколько и людей в куриях». Поэтому члены курий хотели побыстрее отделаться от своих обязанностей, приносящих им массу неприятностей1. Имперские власти были серьезно обеспокоены повсеместным оскудением рядов служителей империи. Они пытались насильственно закрепить их на должностях и в местах проживания совершенно так же, как римские власти пытались это сделать в отношении простолюдинов города и деревни. Это вызвало всеобщее недовольство. При этом недовольство граждан к местной власти переносилось на центральную – на Рим. Имперские власти, не питавшие теперь большого доверия к местной элите, направляют для контроля деятельности курий и защиты граждан своих представителей. Это кураторы ведающие финансами, дефенсоры – защитники общин, задача которых – обеспечивать правопорядок, комты – уполномоченные, облеченные военной и финансовой властью.

В это же время церковь выступает как главная носительница нравственных принципов в обществе. Уже в последние десятилетия IV века, после эдикта императора Феодосия, запрещавшего языческое вероисповедание, почти в каждом административном центре, в особенности на юге Галлии возникают и множатся христианские церкви. Первоначально это были строения в пределах городской стены, где епископ размещал свои службы, сгруппированные вокруг кафедральной церкви, напоминавшие своей планировкой римские базилики. Постоянный наплыв верующих и необходимость служения привлекали в святилища многих представителей духовенства, основавших здесь уже настоящие монастыри. На плечи проповедников христианства ложилась в тот смутный период нелегкая ноша: то здесь, то там снова возрождались старые языческие верования и арианство – этого извращенного вида христианства, отрицавшего божественность Христа. Конечно, случалось, что и варвары, чаще всего франки и бургундцы, принимали подлинное христианское учение, но они составляли меньшинство, и это, как правило, была верхушка аристократии.

В тот период немало варваров так или и иначе соприкасались с жизнью Римской империи. В результате разрушительных набегов на ее территории возникали обособленные варварские поселения. Часть из них стали либо пленниками римлян, принудительно поселенные в аграрных колониях, либо как франки, бургунды, и вестготы становились «федерированными народами» для Римской империи, то есть народами, заключившими с Римом договор. Они входили в состав империи, им выделялись земли, а они со своей стороны должны были защищать свою землю и прилегающую территорию. При этом вся полнота гражданской власти принадлежала все тем же римским инстанциям, хотя и неуклонно слабела до тех пор, пока в 476 году глава германских наемников Одоакр, захватив Рим, не прекратил существование Западной Римской империи.

 

 

Государственный строй при Меровингах

 

В V веке среди варваров четко определяются две группы, разделенные, словно стеной Шарбоньерскими лесами. Это группа северных племен (салические франки), составлявшая несомненное большинство в южной части нынешней территории Нидерландов, северной половине Бельгии, и северной Франции, и группа восточных племен (рипуарские франки), обосновавшаяся на берегах Кельна. К середине V века рипуарские франки объединились в рамках одного королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце. В отличие от них салические франки были раздроблены по многочисленным мелким княжествам, объединенных между собой рядом матримониальных союзов. В 481 году после смерти короля Хильдерика, правителем турнейских франков становится Хлодвиг из династии Меровигов (Хлод Виг – пер. со старофранкского: «прославленный в боях»). А поскольку уже в то время турнейские франки оказывали ощутимое влияние на все салические княжества, объединить их под своим началом королю Хлодвигу не составило особого труда. Скорейшему объединению всей Галлии под властью Хлодвига способствовало принятие им и его дружиной христианства, которое он принял в 496 году в разгар битвы с варварами алемманами. Византийский император был рад найти в Хлодвиге потенциального союзника против остготов в Италии и пожаловал ему титул консула. Тем самым король франков и его поданные получили возможность войти в круг гало-римской знати, на что не могли рассчитывать готы ариане. Именно из этой знати вышли большинство епископов Галльской церкви, в отношении с которой Хлодвиг выступал в качестве заступника и благодетеля. Со своей стороны, франкская знать, получившая поместья галло-римлян в полное или совместное владение, не видела никаких причин менять установленный порядок управления этими поместьями и нарушать сложившиеся социальные отношения. А поскольку законов, запрещавших смешанные межэтнические браки, не было, в течении считанных поколений франки и галло-римляне полностью ассимилировались.

Подобно готам, франки в основном сохранили римскую администрацию, но действовала она во многом иначе, так как управление осуществлялось по франкским законам. Так, кровная месть была основой социального порядка, и многие страницы «Истории франков» Григория Турского описывают кровавые детали бесконечных убийств и ответных мщений2.

Успехи Хлодвига подняли престиж его рода, рода Меровингов, на небывалую высоту. Однако, сколь существенным бы ни было это обстоятельство, реальная власть все же покоилась на более реальных обстоятельствах. Во-первых, была сохранена римская система налогообложения и, что особенно важно, пошлин и сборов, которыми облагалась торговля. Во-вторых, Меровинги располагали внушительной государственной казной и богатейшими личными владениями: деньги и земли (в качестве «аллода» - отчуждаемой земельной собственности) шли в награду верным слугам короля. Все эти активы время от времени пополнялись – от королевских подданных поступала дань, от других правителей дары и подношения. Большую часть доходов, однако, приносили захватнические войны.

Позднее, ужесточение эксплуатации крестьян и неизбежное вследствие этого обострение классовой борьбы обусловили заинтересованность господствующего класса в укреплении государственного механизма правления.

Упрочнение феодальной государственности не сопровождалось, однако, усилением власти королей. Кровавая распря феодалов оказалась роковой для династии Меровингов. Они были вынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того как уменьшался земельный фонд королей, росло могущество знатных фамилий. Весь VII в. за небольшим исключением, прошел под знаком ослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Первоначально майордом (старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом. Такую систему называют «дворцовой системой управления». Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактически главой государства. В начале VIII века. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салическая правда – памятник раннефеодального права

 

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось создание права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились варварские правды: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Алемменская и другие. Из дошедших до нас сборников права германцев Салическая правда – древнейшая. Она же и наиболее типичная. Нигде с такой ясностью и полнотой не отразился дух древнегерманского права, незатемненного посторонним римским влиянием как в Салической правде. Римское влияние сказалось здесь чисто внешним образом – в усвоении римского языка и римской денежной единицы – золотого солида3.

Салическая правда характеризуется отсутствием общих понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической Правде, отличаются формализмом. Основное содержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.

Отличительная черта франкского общества V—VI вв.— наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине — марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа — вергельда.

Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем ст. 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники — это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.

Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Согласно гл. 59 «Об аллодах» земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга, оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи». Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.

Информация о работе Государство и право франков