Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:35, курсовая работа
В отличие от элитарной верхушки, местные чиновный люд, в частности, члены курий, составлявшие в каждом провинциальном центре некое уменьшенное подобие римского сената, могли лишь сожалеть о том положении, в которое их поставила империя. Занимаясь сбором налогов и неся ответственность за их уплату в казну сборов со своего собственного имущества, они стали очень непопулярны. Сальвиан, выражая настроение простого люда, с возмущением отмечал: «Тиранов здесь столько же, сколько и людей в куриях». Поэтому члены курий хотели побыстрее отделаться от своих обязанностей, приносящих им массу неприятностей1. Имперские власти были серьезно обеспокоены повсеместным оскудением рядов служителей империи. Они пытались насильственно закрепить их на должностях и в местах проживания совершенно так же, как римские власти пытались это сделать в отношении простолюдинов города и деревни. Это вызвало всеобщее недовольство.
1.Введение………………………………………………………………………………3
2.Государственный строй при Меровингах…….……………………………………...6
3.Салическая Правда – памятник раннефеодального права………………………….9
4.Реформа Карла Мартелла. Ее историческое значение……………………………16
5.Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе…18
6.Заключение……….…………………………………………………………………24
Утверждение частной собственности на землю привело к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.
Таким образом, аллод – это отчуждаемая земельная собственность, но не аналог римской possessio, а особый институт, специфика которого столь же значительна, что вряд ли его вообще можно представить себе в виде товара или частной собственности. В период раннего средневековья не существовало, да и не могло существовать земельного рынка, на котором можно было бы свободно покупать и продавать недвижимую собственность. Картулярии и другие источники того времени свидетельствуют о том, что переход земельных владений из рук в руки был широко распространен, но он соблюдался при целом ряде условий, которые, как нам кажется, делает сомнительным представление об аллоде как о товаре. Насколько можно судить по «Салической правде» и другим источникам, аллод, как правило, переходил по наследству в пределах семьи, он был неотъемлемой принадлежностью семьи4.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств наказывалась дополнительным штрафом. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании его имущества. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.
Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.
По мере того как распадаются большие семьи, развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого и недвижимого имущества осуществлялось по-разному. Наследниками движимого имущества первой очереди были дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщины исключались из числа наследников, земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем, совершавшемся публично в Народном собрании по строго установленной форме. При дарении имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:
1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);
2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);
3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);
4) нарушение предписаний короля (примером может служить ст. 45 «О переселенцах»).
В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд — за убийство и пеня — за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалиям обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и исполняют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.
Реформы Карла Мартелла. Историческое значение
С именем майордома Карла Мартелла (Молот) из династии Каролингов (первая половина VIII в.) связано очень важное преобразование в социально-политической структуре франкского общества, известное как реформа Карла Мартелла. Майордом стремился укрепить центральную власть и не жалел средств для этого. Карл проводил политику бенефициев (от лат.— «благодеяние»). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Также он стремился повсюду заменить прежних ставленников на местах своими родственниками или другими верными ему людьми. С этой целью он широко практиковал совмещение должностей, как светских, так и духовных. Так, преданный королю человек вполне мог совмещать графский и епископский титулы. Лишь немногие важные посты избежали такого насильственного захвата. Во всех остальных местах власти наложили свою руку на церковные инстанции, что, в известной мере, являлось реакцией на углубляющуюся политизацию епископских и аббатских функций. Но Карл пошел гораздо дальше. Для вознаграждения своих сторонников, число которых все увеличивалось, ему было необходимо все больше свободных земель. Однако Карл был не склонен отдавать эти земли из королевских поместий, как это делали его предшественники. Он решил прибегнуть к секуляризации земель, принадлежащих церкви, нанеся огромным ущерб многим прелатам, которые, к тому же были отправлены в изгнание. О масштабе этого мероприятия можно судить по жалобам на Карла, число которых многократно возросло после его смерти. Исследователи подчеркивают тот факт, что эти земли были уступлены церкви меровингскими королями не просто так, а за определенные услуги, и что секуляризация Карла Мартелла была, в конечном счете, утверждением, и не без законных оснований, сугубо государственного характера этих земель. Все эти земли государь раздавал своим сторонникам, чтобы вознаградить их службу. Как и его отец, и другие сильные мира сего, Карл Мартелл располагал значительным количеством вассалов, присоединявшихся к нему в результате ритуала «коммендации», и стремился увеличить их число по мере распространения своей власти на всю территорию государства.
Практика предоставления вознаграждения вассалов в форме земли, а не в форме предоставления питания, жилья и вооружения до этих пор практиковалась лишь эпизодически. Она встречалась, например в поместьях епископов из рода Милонов в Трире и Реймсе, на землях Эбергарда, сына Эльзасского герцога Адальбера, часть которых была уступлена «нашим вассалам в порядке бенефиций». (хартия 730-735 годов, адресованная аббату Мюрбаха, древнейший из документов, упоминавший такого рода сделку). Карл первым начал применять широко и систематически предоставление бенефиций. Пользование бенефицием позволяло вассалу не только содержать семью, но и приобретать, содержать свое снаряжение. Это было совершенно необходимо, чтобы выполнить требование Карла, собиравшегося мобилизовать все силы страны. Долгое время целью секуляризации считалось создание кавалерии, которая, к тому времени, стала решающей силой военных походов. Создалась реальная возможность обеспечения всем необходимым верховых воинов из числа вассалов. Их снаряжение закон рипуарских франков времен короля Дагобера оценивал в сорок су, что равнялось стоимости 18-20 коров. Оно состояло из стремян и кирасы. Становление и развитие кавалерии, в дополнение к пехоте, которая до этого была главной силой франкских армий, было заслугой всех Пипинидов5. Во многом благодаря этой коннице, франкским войскам, под предводительством майордома Карла Мартелла, удалось разбить основное войско мусульман под Пуатье, пытавшихся продвинуться вглубь Европы в 732 году.
Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе
Двадцать лет спустя, сын Карла Мартелла - Пипин, без всякого участия со стороны Меровингских королей уничтожил последний арабский гарнизон в Галлии, чем необычайно поднял авторитет Каролингов. В 750 году посланник Пипина отправился в Рим, чтобы спросить у Папы Римского, может ли человек, не имеющий власти называть себя королем. Папа ответил, что титул короля принадлежит человеку обладающему властью. В результате этого меровингского короля Хильдерика III заточили в монастырь, а Пипина из рода Каролингов помазали на Царство. В начале 754 года священный характер королевской власти был подтвержден вторично. Папа Стефан II сам приехал к франкскому двору, вновь помазал Пипина и его сыновей и пожаловал им императорский титул «патриций». Пипин, в соответствии с франкской традицией, разделил королевство после своей смерти на две части между Карлом и Карломаном. Карломан спустя три года умер, и королевство оказалось в руках Карла, более известного под именем Карла Великого. В 772 году Карл начинает эпоху великих войн. С этого момента в хронике его царствования будет не более двух трех мирных лет. Каждая весна – военный сбор вблизи места запланированных операций. Затем два три месяца непрерывных схваток с врагом. Затем какая-нибудь непредвиденная кампания, после чего следовал роспуск армии до следующего года и отдых на одной из королевских вилл. Там же и праздновались все христианские праздники, после чего следовала подготовка к новым сборам. Войны следовали одна за другой по воле обстоятельств, и очень часто широко задуманная операция на одном фронте прерывалась из-за угрозы на другом.
Непрерывные войны требовали колоссальных и своевременно подобранных людских ресурсов. Чтобы удерживать завоевания, нужны были сильные гарнизоны. Карл, продолжая традиции отца и деда, практиковал смешанные наборы. Карл широко применял и расширял военную реформу Карла Мартелла, создавая устойчивое ядро армии – служилых людей – бенефициариев. За регулярную службу этим воинам, как и прежде, давались бенефиции – земельные пожалования.
В результате всех этих войн королевство увеличилось почти в два раза. Пределы его простирались от Атлантического океана до Венского леса. Мог ли в этих условиях королевский титул удовлетворить создателя и обладателя огромной империи? Карл не спешил с ответом на этот вопрос, но должен был его дать. Во время своего четвертого (и последнего) посещения Рима он задержался там довольно долго: Карл прибыл туда 24 ноября 800 года и покинул его только 25 апреля следующего. В Рим он отправился, как и раньше, по призыву папы. Новый папа Лев III, человек слабый и тщеславный, не нашел языка с местной знатью. В апреле 799 он подвергся нападению на улице Рима. Избитый и покалеченный ему удалось бежать под опеку Карла. Карл отправил папу обратно в Рим с эскортом из духовных лиц, а сам пообещал вернуться позднее. По его возращению, 25 декабря 800 года, во время праздничной мессы, Карл стоял на коленях перед алтарем, как вдруг папа приблизился к нему и одел ему на голову императорскую корону. Все находящиеся в соборе франки и римляне в один голос воскликнули: - Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный, великий и миротворящий римский император! Восклицание было повторено трижды, после чего папа преклонил колени перед новым императором. Так совершилось событие мирового значения: на Западе вновь появилась империя6.
Свою огромную державу Карл тоже рассматривал как вотчину и регулировал ее жизнь теми же методами и средствами, которые применял домениальным поместьям. Вдохновляемый идеалами мира, порядка и равновесия, он проводил целенаправленную политику, которая в современном мире получила название «дирижизма». От него исходили распоряжения на все случаи жизни. Его сановники и министериалы ведали отдельными нитями управления, но все нити сходились у императора. Центром управления страной оставался двор, который мало изменился по сравнению с эпохой. Референдарии прошлых лет исчезли, их заменил канцлер, назначаемый монархом из среды духовенства, заведующий канцелярией и армией нотариев, составлявших императорские письма, дипломы, иммунитетные грамоты. По вполне понятным причинам была упразднена должность и майордома, некогда породившая могущество Каролингов. Вместо этого прежний дворцовый граф объединил в своих руках судебные и наблюдательные функции. Новым лицом стал архикапеллан, епископ или аббат, ведавший общими церковными делами. Что касается других должностей: сенешала, кубикулариев, маршалов, то все они оставались прежними, причем каждый из них выполняя дворцовые функции, мог по воле монарха быть нагружен и другими обязанностями. Так, примеру, сенешал, обычно ведавший домом и кухней, в военное время мог быть поставлен во главе армии, а виночерпий отправиться послом во вражеский лагерь. Кроме перечисленных лиц, во дворце постоянно проживала многочисленная челядь, молодые люди из знатных фамилий, а также товарищи короля, спаянных давнишними отношениями дружбы, на каждого из которых монарх мог положиться как на самого себя.