Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:31, контрольная работа
В данной контрольной работе раскрыты следующие вопросы отечественной истории государства и права: изменения в системе государства и права России в начале 20 века, судебная система России согласно Соборному Уложению 1649 года. В первой главе основной части настоящей контрольной работы указанная система рассматривается через призму воззрений новаторов государственно-правовой мысли. Во второй главе построена схема судебной системы по Соборному Уложению 1649 года и представлены ее комментарии
Введение
История государства и права России изучает как отдельные факты, прежде всего юридические, так и закономерности исторического развития. Она стремится выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов. К ним относятся, главным образом, органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции. Как отмечает И.А. Исаев, «организация и деятельность этих органов рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия»1.
Изучать исторические явления в их взаимодействии призывал и известный русский историк 19 столетия Сергей Михайлович Соловьев. Так, он считал обязанностью историка «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию…»2.
В данной контрольной работе раскрыты следующие вопросы отечественной истории государства и права: изменения в системе государства и права России в начале 20 века, судебная система России согласно Соборному Уложению 1649 года. В первой главе основной части настоящей контрольной работы указанная система рассматривается через призму воззрений новаторов государственно-правовой мысли. Во второй главе построена схема судебной системы по Соборному Уложению 1649 года и представлены ее комментарии.
1. Необходимые
изменения в системе
в начале 20 века
Начало 20 века проходит в России под знаком революции, которая ознаменовала новый этап в развитии государственно-правовой системы. Это время перехода от самодержавной монархии к монархии конституционной, время трансформации государственного и политического строя.
В начале 20 века Россия представляла собой одно из крупнейших государств мира с населением 126,5 млн. человек, состоящим более чем из 100 наций и народностей. Переход к индустриальному обществу позволил России включиться в мировую экономическую систему, сократить разрыв в военно-экономической области. Промышленный переворот не привел еще к завершению индустриализации страны. На долю тяжёлой промышленности приходилось лишь 40% общего объема производства. В российской экономике ведущей оставалась аграрная сфера. По производству промышленной продукций на душу населения Россия намного отставала от передовых держав, В российском обществе сохранялось официальное деление на сословия. По переписи 1897 года дворяне составляли около 1,4% населения, духовенство - 0,5%, казаки - 2,5%, мещане - 11%, крестьяне - 77%. Такое деление было архаизмом, так как оно не отражало обновления структуры общества, происходившего под влиянием индустриализации и просвещения. Появились новые классы и прослойки: пролетариат, буржуазия, интеллигенция.
Абсолютная монархия в России в начале 20 века нуждалась в ограничении в связи со всеобщим развитием капитализма во всех прогрессивных странах мира (в первую очередь, в европейских странах и в Соединенных штатах Америки).
Самодержавие плюс Земский собор - вот основная идея дворянских деятелей 1900-1901 годов. Один из видных представителей дворянского движения Гейден даже говорил: "Самодержавие есть путь к революции. Для сохранения династии и монархии необходимо его ограничить".
К модернизации самодержавия дворянство побуждали две основные причины. Во-первых, нарастание крестьянского движения с 1902 года показало, что самодержавный строй сильно шатается. Чтобы спасти монархию, либеральное дворянство предлагало ее ограничить какой-либо конституцией. Во-вторых, верхушку дворянства раздражало засилье бюрократии вокруг престола, оттеснение самого господствующего класса от решения важнейших государственных вопросов.
Однако на самом деле модернизация самодержавия была направлена отнюдь не к ослаблению монархии, а к её усилению. Не противники, а сторонники самодержавия хотели его ограничить, намереваясь тем самым вывести из тупика и, таким образом, отвести общую угрозу насильственных коренных перемен.
Эту заботу о сохранении монархии плохо понимали сам самодержец и его окружение. Поэтому модернизацию самодержавия осуществил народ. Первая российская революция привела к созданию хоть и очень несовершенного, но все-таки действующего парламента.
6 августа 1905 года были опубликованы Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Думу.
На самом же деле создание Думы ни в коей мере не ограничивало самодержавия, поскольку она имела чисто законосовещательный характер. Законопроекты, принимаемые Думой, должны были поступать на рассмотрение Государственного совета, а после этого на усмотрение царя, от которого полностью зависело - утвердить или не утвердить тот или иной закон.
В Положении о выборах в Думу содержалась масса ограничений, препятствующих широким кругам русского общества принять участие даже в таком бесправном органе. Из избирательного корпуса исключались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, учащиеся, кочевые народности. Высокий имущественный ценз не позволял участвовать в выборах деревенской бедноте и рабочим. Сословная куриальная система создавала неравноправие даже для тех подданных Российской империи, которые получали избирательные права. Помещики и крупные буржуа голосовали по двухстепенной системе, а крестьяне - по четырехстепенной. По существу выборы в Думу нисколько не олицетворяли идею народного представительства в России.
В итоге первой революции
в октябре 1905 года самодержавию пришлось
сделать новые и более
Главной уступкой было обещание законодательной Думы. Правда, Манифест говорил об этом весьма гибко и уклончиво. Царь поручал правительству "установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы". Обещал Манифест и расширение избирательного корпуса, установление контроля Думы за исполнительной властью.
11 декабря 1905 г. был подписан новый избирательный закон, опубликованный в тот же день. Декабрьские совещания Совета министров, которые проходили в Царском селе касались, таким образом, не всей проблемы Государственной думы, а лишь изменения избирательного закона.
Новый закон значительно не отличался от предыдущего. Несмотря на революционный подъем, закон исходил из интересов помещиков и капиталистов, которым обеспечивалось господство в будущей Думе.
Заметным новшеством, по сравнению с предыдущим избирательным законом, было введение четырех избирательных курий: землевладельческой (помещики), городской (буржуазия), крестьянской и рабочей. Нормы представительства в куриях оказались существенно различными. В результате получалось, что один голос помещика был равен трем голосам городского буржуа, пятнадцати голосам крестьян и сорока пяти голосам рабочих избирателей. Предусматривались многостепенные выборы, притом с разным числом ступеней: для помещиков и горожан - двухстепенные, для рабочих - трехстепенные, для крестьян - четырехстепенные. Новый закон по-прежнему не допускал к выборам женщин, молодежь до 25 лет, военнослужащих и представителей кочевых народностей.
Манифест 17 октября 1905 года допускал Государственную Думу лишь к участию в законотворчестве. Серия законодательных актов: Манифестом "Об изменении учреждения Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной Думы", Указы "О переустройстве учреждения Государственного Совета" и в новой редакции "Учреждения Государственной думы", изданные 20 февраля 1906 года, превратили Государственный Совет, по существу, во вторую палату российского парламента.
Закон предусматривал равенство прав Думы и Совета. Фактически же Государственному Совету принадлежала консервативная роль, он был органом одного класса - класса крупных помещиков.
I Государственная дума
избиралась в феврале-марте
Во II Государственной думе число кадетов сократилось до 97, но их место заняли социалисты. Самой крупной фракцией стали трудовики - 104 места, у эсеров было 37 мест, большевики и меньшевики имели 65 мест. Имелись 22 крайне правых депутата. В декларации, с которой выступил Столыпин, предусматривалось: превращение России в правовое государство, установление равноправия сословий, свобода вероисповедания, создание волостных земств, узаконение экономических стачек, осуществление аграрной реформы. Но эти предложения не были удовлетворены. Царским указом 3 июня 1907 г. Дума была распущена, и был обнародован новый избирательный закон. По Конституции 23 апреля 1906 г. законы о выборах не позволялось менять без согласия Думы. Царь и Правительство, нарушив её, 03 июня 1907 г. совершили государственный переворот.
В III Думе из 442 мест у октябристов было 154, умеренных правых 70, независимых националистов - 26, крайне правых - 50. Правительство опиралось на большинство из октябристов и умеренных националистов. III Дума встраивалась в систему государственных органов. Россия превращалась в конституционную монархию. Государственная Дума стала постоянно действующим органом высшей власти. Но ее законодательные права были ограничены, некоторые законы, предлагаемые Думой, отвергались Государственным Советом или не утверждались императором, а Правительство нередко игнорировало ее работу. Среди решений Думы наиболее значимой была столыпинская аграрная реформа.
Думается, что для более оптимального развития российского государства, во избежание массовой гибели россиян во время революций и гражданской войны, поднятия экономики, в первую очередь, необходимы были следующие преобразования в государственно-правовой системе России в начале 20 века:
1) законодательное закрепление всеобщего избирательного права для всех дееспособных граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
2) узаконивание парламентарной
монархии с чисто номинальным
сохранением функций и
3) узаконивание равноправия
россиян, политического и
Однако в России это исторически не было возможно. Как отмечает Медушевская Н.Ф., «в России власть проявляла свое господство и принуждение даже в мелочах, не создавая предпосылок для развертывания самодеятельности подданных. Поэтому народ, лишенный прав и справедливых законов, которым сама же власть подчиняется, а не стоит над ними, привык добиваться желаемого силой волевого решения и произвола. Татарское иго с его произволом также способствовало отречению русского народа от своих прав в пользу власти. Все это окончательно приучило народ к бесправной жизни, воспитало в нем не стремление к свободе, а к воле, понимаемой как произвол и насилие»3.
2. Судебная система,
юридически закрепленная в Соборном Уложении 1649 года
В 1648 году в Москве произошло массовой восстание (так называемый “соляной бунт”). Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома бояр и купцов.
В стране назрела необходимость укрепить законодательную власть и приступить к новой полной кодификации. Для этого был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго. В 1649 году на нем было принято знаменитое Соборное Уложение (далее также – Уложение). Была сделана попытка впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Уложение есть первый из русских законов, напечатанный тотчас по утверждении его4. В нем «намечается разделение норм по нормам и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется»5.
Все главы Уложения могут быть разделены на пять групп:
1) Гл. I-Х составляют тогдашнее государственное право, здесь ограждается богопочтение (I), личность государя (II) и честь государева двора (III), воспрещается подделка государственных актов (IV), монеты и драгоценных вещей (V), что включено сюда потому, что поселку монеты статут считал преступлением против величества; здесь же паспортный устав (VI), устав военной службы и вместе с ним специальное военно-уголовное уложение (VII), законы о выкупе пленных (VIII) и, наконец, о мытах и путях сообщения (IX).
2) Гл. Х-ХV содержат
устав судоустройства и
3) Гл. ХVI -ХХ – вещное право: вотчинное, поместное, тяглое (гл. XIX) и право на холопов (XX).
4) Гл. ХХI-XXII составляют уголовное уложение, хотя и во все прочие части Уложения вторгается уголовное право.
5) Гл. XXIII-XXV составляют добавочную часть6.
Далее следует несколько схем, характеризующих судебную систему и основные черты судопроизводства в России, закрепленные в Соборном Уложении 1649 года, и комментарии к данным схемам.
Формы судебного процесса
Состязательный
(по политическим преступлениям
и преступлениям,
совершенным «лихими людьми»)
Главные элементы – обыск и пытка.
Пытка как причинение физических страданий проводилась с целью полного признания в преступлении. Основанием для ее применения могли служить результаты «обыска», когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть против него. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом; а показания, данные на пытке («оговор»), должны были быть перепроверены с помощью других процессуальных мер (допроса, присяги, обыска).