Государство и право России в период кризиса крепостнического строя (первая половина XIX в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

В истории государства Российского начала XIX века занимает особое место в связи с тем, что государственно-правовые явления происшедшие в этот период обусловили дальнейшее развитие государства и права до Октябрьской революции.

Содержание работы

1.Введение
2. Глава 1. Общественный и государственный строй России в первой половине XIX в.
3. Глава 2. Развитие права в первой половине ХIХ в.

Файлы: 1 файл

контрольная по историиdocx.docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)
 

Введение

В истории  государства Российского начала XIX века занимает особое место в связи  с тем, что государственно-правовые явления происшедшие в этот период обусловили дальнейшее развитие государства  и права до Октябрьской революции.

В этот период происходит рост капиталистических  отношений в России, развивается  освободительное движение.

В противовес этим явлениям выявляется тенденция  усиления централизации государственного аппарата, как основного орудия укрепления крепостнических отношений. Ведется  активная работа по кодификации права, издается ряд крупных инкорпорций и кодексов, что свидетельствует о высоком уровне развития юридической мысли в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общественный и  государственный  строй России в  первой половине XIX в.

Классовая структура общества Русского государства  в этот период претерпела некоторые  изменения, связанные с усилением  разложения крепостнического строя  и формированием капиталистических  отношений. Зарождались новые классы: буржуазия и пролетариат. По-прежнему население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городское  население.

Правовое  положение дворянства было привилегированное, оно считалось "оградой престола". Оно пользовалось привилегиями, представленным "Жалованной грамотой дворянству" 1785 г. С развитием капитализма  дворянству были предоставлены дополнительные права: иметь в городах фабрики  и заводы, вести торговлю наравне  с купечеством. В XIX в. доступ в дворянское сословие затрудняется, Царизм стремился  усилить позиции крупных землевладельцев. Манифест от 6 декабря 1831 г. "О порядке  дворянских собраний, выборов и службы по оным" установил порядок избрания на общественные должности. Избирались только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин  земли.

Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения - майораты, не подлежащие дроблению и переходящие  по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, запрещено присваивать  офицерские звания не дворянам.

Духовенство делилось на черное (монашество) и белое (приходское).

Правовое  положение духовенства существенно  изменилось. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. - их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года - от постоя. Вместе с тем, принимались меры по ограничению духовного сословия только лицами, несущими службу в церквях, сокращению числа лиц, пользующихся привилегиями и не несущих повинностей.

Крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных, удельных (принадлежащих царской фамилии). Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Развитие  капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового  положения крестьян.

Указ  от 12 декабря 1801 г. представлял право  купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам.

Указ  от 20 февраля 1803 года "О вольных  хлебопашцах" предоставил право  помещикам отпускать своих крестьян на волю за установленный самими выкуп. Сумели за 59 лет стать "Вольными хлебопашцами" лишь 111829 душ мужского пола. (По другим данным из 10,7 млн. крестьян стали свободными хлебопашцами лишь 71 тыс. крестьян).

Указ 1842 г. " Об обязанных крестьянах" предоставлял право помещикам выделять землю  в пользование крестьянам, за что  последние несли определенные повинности. Помещики при этом сохраняли право "суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях". Из более 10,7 млн. крепостных крестьян в  положение обязанных было переведено лишь 27173 крестьянина.

С 1816 года часть государственных крестьян была переведена в положение военных  поселенцев( около 400 тыс. чел. в 1825 году). Они должны были заниматься сельским хозяйством (на правах "половников") и нести военную службу. Им не разрешалось торговать и отлучаться в город. Жизнь их регламентировалась Воинским уставом. В 1837 г. была проведена реформа управления государственными крестьянами.

Для упорядочения сбора податей и управления государственными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ.

В результате реформы:

* было  упорядочено оброчное обложение; 

* несколько  увеличены земельные наделы;

* регламентированы  органы крестьянского самоуправления (в волостях действовали волостные  сходы и волостные управления, а в селах и деревнях - сельский  сход и сельский староста).

Что касается посессионных крестьян, то в 1840 г. заводчикам было разрешено их освобождать, т.к. в этот период получил распространение  наемный труд. Положение удельных крестьян не изменилось.

Городское население в этот период значительно  выросло, усилилось его расслоение.

В 1832 г. был введен институт личного и  потомственного почетного гражданства. В разряд потомственных почетных граждан входили: крупные капиталисты, ученые, художники и их дети. В  разряд личных почетных граждан - низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подать, не если рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Купечество  стало делиться на 2 гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй - розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев.

Мещанами  назывались лица, работающие по найму.

Низшую  группу составляли рабочие люди.

По форме  правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно  уже стало тормозом исторического  процесса.

Происходит  всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается  число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю.

До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный  совет из 12 человек с совещательными функциями, 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший  с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления  власти на законодательный, исполнительный и судебный. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие.

Количество  членов Совета в разное время колебалось от 40 до 80 человек. Председательствовал  в общем собрании Совета император  или один из членов Совета. Решение  Совета направлялось императору. По подсчетам  Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825гг. в Государственном Совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях - мнение меньшинства (причем в 4-х случаях согласился с мнением одного члена).

В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался  Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание  царя с наиболее важными вопросами  управления. В его состав входили: министры, председатели департаментов  Государственного совета, гос. секретарь и другие, назначенные императором лица. Решения Комитета утверждались императором. В 1802г. вместо коллегий были образованы министерства, возглавлявшиеся единолично министрами. Сначала коллегии входили в министерства, а затем ликвидировались. В 1811г. было 11 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения, полиции, путей сообщения, государственного контроля. Во II четверти ХIХ в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярия императора. созданная в

1812 г.  оттесняет на второй план и  Государственный совет и Комитет  Министров, непосредственно связывая  царя с правительственными учреждениями. Она уже рассматривала все  важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался,  появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г.

Первое  отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты, ведало назначением  и увольнением высших чиновников.

Второе  отделение занималось кодификацией законов.

Третье  отделение получило мрачную известность  в борьбе с революционным движением  в стране.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение разрабатывало проекты  реформ управления государственными крестьянами.

Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) занималось в подготовке предложений по управлению Кавказом.

Роль  Сената после Петра I значительно  упала. Александр I предпринял попытку  возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и  вновь превратился лишь в высший Судебный орган.

Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине ХIХ в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.

Военные поселения и Народное ополчение

Комплектование  войск по рекрутской системе перестал отвечать новым условиям. В I половине ХIХ в. царизм предпринял попытку заменить его другим способом - созданием военных поселений, а во время войны - созывом народного ополчения.

Военные поселения были созданы по инициативе Александра I. Практическим осуществлением решения царя занимался Аракчеев. Военные поселения - это особая форма  организации русских войск, совмещающих  военную службу с сельскохозяйственным трудом. Поселения создавались из солдат, прослуживших не менее 6 лет  в армии и женатых, и местных  жителей - мужчин в возрасте от 18 до 45 лет.

Первая  попытка организовать поселения  была предпринята в 1810 г., но Отечественная  война 1812 года сорвала их создание. С 1816г. военные поселения стали вводиться в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Слободско-Украинской и Херсонской губерниях и охватили около 375 тыс. человек.

Жизнь военных поселян строго регламентировалась: весь год они занимались военным  обучением, в связи с чем, сроки  земледельческих работ срывались. К поселянам широко применялись  телесные наказания. Военные поселения по сути явились проявлением сильнейшего крепостнического гнета и бедствием для крестьян этих губерний. Они стали одним из очагов феодальной борьбы. В 1857 году они были упразднены.

В I половине ХIХ в. царское правительство вынуждено было пополнить войско народным ополчением. В условиях крепостного права создать массовую регулярную армию было невозможно. Вместе с тем, войны с Францией и другими державами требовали резкого увеличения войск.

В 1806-1807гг. в России было созвано земское  войско (Милиция).

В 1812 году создано - народное ополчение,

В 1854 году - морское ополчение,

В 1855 году - подвижное ополчение.

Манифестом 1806 года "О составлении и образовании  временных ополчений или милиции" все слои общества призывались к  участию в ополчениях и пожертвованиям.

В ротники привлекались ратники от 20 до 50 лет. В губерниях они объединялись в Губернское земское войско, несколько губернских войск - в областное земское войско. Командующие областного войска назначались императором, а губернского - избирались дворянством.

Народное  ополчение 1855г. комплектовалось от всех сословий, в т.ч. из казачьих крестьян. Помещики поставляли 23 ратников от 100 ревизских  душ в возрасте от 20 до 45 лет.

Если  прежние ополчения были местными, губернскими войсками, то ополчение 1855 года было государственным подвижным  ополчением, и поступало на пополнение армейских полков. Несмотря на героизм  русских солдат, Крымская война была проиграна. Поражение в войне  обусловило: отмену крепостного права, что создало условие для перехода к всеобщей воинской повинности.

Таким образом, в I половине ХIХ в. в России отмечается тенденция централизации аппарата государственного управления, как орудия укрепления крепостнического строя. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие права в первой половине ХIХ в.

В первой половине ХIХ в. велась активная работа по кодификации русского права. Со времени создании Соборного уложения 1649 г. накопилось значительное количество правовых актов, находящихся в ряде случаев в противоречии друг с другом. С технико-юридической точки зрения они требовали систематизации.

Информация о работе Государство и право России в период кризиса крепостнического строя (первая половина XIX в.)