Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель данной работы – изучить гражданское общество и особенности его формирования в условиях российского государства.
Реализация поставленной исследовательской цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- дать общую характеристику гражданского общества: определить его понятие и существенные признаки;
- рассмотреть структуру гражданского общества;
- изучить развитие гражданского общества в России
Введение 3
1. Характеристика гражданского общества 7
1.1 Понятие и признаки гражданского общества 7
1.2 Структура гражданского общества 14
2. Тенденции развития гражданского общества в России 22
Заключение 31
Список использованной литературы 35
Большой активностью среди институтов гражданского общества отличаются организации инвалидов. Они объединяют миллионы людей, имеют разветвленную структуру, которая охватывает практически всю страну – вплоть до малых городов и поселков. Организации стремятся не просто работать в интересах тех, кто имеет ограниченные возможности и нуждается в помощи, а выделить отдельные категории нуждающихся – например, дети-инвалиды, молодые инвалиды, женщины-инвалиды, инвалиды-опорники, спортсмены-инвалиды и т. д., и работать адресно, чтобы люди получали именно им, именно сейчас требуемую помощь.
В число основных уставных
задач обществ инвалидов, кроме
связанных с чисто практической
поддержкой и защитой интересов
лиц с ограниченными
В настоящее время в России действует более полутора тысяч женских организаций. Есть организации, оказывающие помощь пожилым женщинам, профессиональные женские объединения - тех, кто занят в политике и бизнесе, кто лечит и учит. Есть многочисленные союзы помощи семьям, немало центров по изучению гендерных проблем. Значительной силой являются организации вдов военнослужащих, матерей погибших в Афганистане, в локальных конфликтах, погибших при исполнении служебного долга. В свои союзы, общества, советы объединились многодетные матери, матери наркоманов, матери детей-инвалидов. Защита прав женщин, проблема гендерного равенства, забота об укреплении семьи, участие в формировании государственной политики в отношении женщин, семьи и детей, продвижение женщин на уровень принятия решений – важные цели женского движения в целом.3
Общероссийские молодежные общественные организаций стремятся охватить максимально большое число регионов Российской Федерации, имеют фиксированное членство, но взносов с членов не взимают, напротив, осуществляют такие проекты, которые позволяли бы юношам и девушкам иметь определенные преференции от их членства в организации – бесплатное участие в культурных мероприятиях, бонусы при покупке билетов на транспорт и т.д. Финансирование молодежных организаций осуществляется благодаря проектной работе, реализации собственных программ, позволяющих инвестировать получаемые средства в новые мероприятия.
Сегодня в Российской Федерации существуют десятки тысяч молодежных и детских организаций.
В Российской Федерации, где сегодня проживают представители 160 народов, велика роль этнокультурных объединений, национально-культурных автономий. Они ведут свою работу в поддержку языка и традиций, создают школы народной кулинарии и кружки самодеятельности. Трудно перечислить все направления деятельности какие есть у этнокультурных объединений. В нее все больше и больше вовлекаются дети и молодежь. Летние лагеря для изучения языка своего народа или проведение фольклорной экспедиции уже стали распространенным явлением.
В России сложились и
действуют и самостоятельные
туристско-краеведческие
Заметной силой российского общества являются экологические организации. Современное состояние экологического движения определяется рядом моментов. Прежде всего, сама проблема не является первоочередной в силу высокой озабоченности населения крайне важными социально-экономическими проблемами. Отчасти это определяется и тенденцией небрежения к экологии со стороны госструктур, недостаточным вниманием СМИ. Органы власти неоднозначно относятся к экологическим организациям как вследствие неприоритетности экологической проблематики, так и радикальной позиции многих экологических организаций.
Еще один сегмент гражданского общества России - исключительно разнообразные и активные спортивные, досуговые объединения. Крупнейшие организации смогли сохраниться, серьезно изменившись, с советских времен. Повсеместно действуют кружки и клубы, спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации, самые крупные из них имеют разветвленную систему филиалов. Благодаря этим организациям поддерживается любительский спорт в стране, выявляются и готовятся новые таланты среди детей и подростков.
Средства массовой информации – один из столпов гражданского общества. От их состояния, независимости, свободы многое зависит. Этот институт пережил в течение 1990-х годов значительные перемены, прошел сквозь кризисы, взлеты и падения. Отдельные виды средств массовой информации по своему влиянию на российского гражданина, на формирование общественного мнения стали серьезно различаться: в частности, приоритетное, главенствующее место среди них заняли телевидение, радиовещание, а также Интернет.
Пресса — и электронная, и печатная — находится преимущественно либо в руках государства, либо во владении крупных финансово-промышленных групп. Это ставит под угрозу важнейший для демократии принцип независимости прессы. Такая ситуация не может не сказаться на объективности и разнообразии информации, отражении в средствах массовой информации всего спектра общественных интересов.
Между тем, получение информации — конституционное право граждан. Именно поэтому деятельность журналистов находится в центре внимания общества, они как социальные посредники выполняют важную для гражданских институтов и государства функцию.
Позиция же гражданского общества здесь должна проявляться в оценке законов, которые принимаются в этой области, ведении мониторинга, проведении общественных слушаний по имеющимся проблемам.
Проблемной сферой остается и защита свободы слова. Журналисты в России по-прежнему гибнут при выполнении профессионального долга, сложными остаются взаимоотношения редакций и органов местной власти. Задачей гражданского общества является мониторинг, анализ и адресная защита свободы слова и прав журналистов. Наиболее опасно сейчас стало не политическое, а экономическое давление, когда средства массовой информации подталкиваются к банкротству, а политические мотивы прикрываются экономическими формулировками.
Отстаивание свободы слова требует консолидации журналистского сообщества России. В стране сегодня существуют десятки медийных союзов и содружеств, но все они разрознены, нередко враждуют друг с другом, хотя цели у многих одни и те же. Зачастую препятствием к консолидации становятся факторы субъективного характера. В то же время велика потребность в объединении журналистов. Общественная палата предприняла первые важные шаги на пути к такой консолидации, предложив медиасообществу объединиться на основе этического кодекса — Хартии журналистов. Подобные инструменты работают во многих странах мира, где внутренний закон журналистов, принятый не государством, а именно гражданским сообществом, воспринимается сильнее, чем закон.4
Активность граждан – важный ресурс и в осуществлении внешнего курса государства. Тем более, что сейчас руководство Российской Федерации проводит все более активную, открытую, многовекторную международную политику, обеспечивающую внешние условия для возрождения страны.
Заключение
В курсовой работе проведен глубокий анализ гражданского общества, определены основные тенденции его развития.
Гражданское общество толкуется по-разному: это отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений граждан; сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства; совокупность людей, строящих свои отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора; самоорганизованные группы, движения и личности, независимые от государства; материальные условия жизни общества; складывающиеся естественным образом. Существуют и другие взгляды. В России нередко связывают гражданское общество с созданием «среднего» класса: по мере его вызревания складывается и гражданское общество. Практически во всех этих характеристиках акцент делается на разделении гражданского общества и государства, а также на выделении особой структуры гражданского общества из понятия общества как такового.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Гражданское общество
— это общество с
развитыми экономическими
2. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
3. Гражданское общество это общество динамическое, поддерживаемое балансом сил в рамках общественного консенсуса, допускаемого конституциями демократических государств. Идеал общественного устройства не диктатура закона, не диктатура класса, не анархия, не деспотия, а общественный договор, понимаемый как мера должного в отношениях государства и народа через посредство гражданского общества.
5. Согласие - наличие между
двумя или более индивидами
единства взглядов и сходных
ориентации в каком-либо
7. Естественный, устойчивый
путь гражданского общества –
это развитие конкретных, местами
даже приземленных социальных
инициатив, включающих ясную
Развитие законодательства о некоммерческих организациях и гражданском обществе в целом необходимо не только в силу собственно юридических проблем, лакун и коллизий. Налицо крупная политико-социальная проблема: модернизация правовой среды гражданского общества отстает от процессов его становления. Действующее законодательство сложилось в основном в начальный период становления современных структур гражданского общества в Российской Федерации и значительно менее развито, чем соответствующее законодательство многих стран ОЭС России.
Федеральные законы не предусматривают, как указывалось выше, достаточно конкретных и надежных процедур практического разграничения коммерческой и некоммерческой деятельности, а также механизмов действенного поощрения последней. Нуждаются в усилении законодательные меры, направленные на практическое обеспечение конституционных прав граждан. В особой степени это относится к мерам, затрагивающим повседневную деятельность защищающих и реализующих эти права общественных объединений, средств массовой информации и других структур гражданского общества. Законодательство об образовании, здравоохранении, науке, культуре и других отраслях социальной сферы в недостаточной степени отвечает на вопросы, связанные с работой негосударственных некоммерческих организаций в соответствующих отраслях.
На современном этапе развития гражданского общества совершенствование законодательства о нем окажется успешным, только если оно будет иметь системный характер. Настоятельно необходимо комплексное решение объективно взаимосвязанных проблем, относящихся к различным областям гражданской активности и разным отраслям права.
Важным шагом для приведения законодательства в соответствие с потребностями развивающегося гражданского общества может стать формирование специальной рабочей группы с участием авторитетных представителей общественности, государства и юридического сообщества. Первоочередной задачей такой группы мог бы стать анализ массива действующего законодательства, регулирующего те или иные аспекты деятельности некоммерческих организаций и других структур гражданского общества, в первую очередь, вопросы регистрации, налогообложения, ресурсного обеспечения некоммерческих организаций и взаимного контроля государственных и общественных структур.
Мало внимания уделяется в масштабах всей страны в целом развитию гражданского образования. Эта деятельность реализуется в основном усилиями отдельных некоммерческих организаций и не может обеспечить массовое просвещение граждан.
Крупнейшим системным
недостатком реформы полномочий
власти является принижение статуса
местного самоуправления, отсутствие
возможности устанавливать
Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний – перспективная задача.
Работа российских гражданских структур вовне страны, участие в жизни глобального гражданского общества на сегодняшний день имеет все шансы усилить позиции России как глобального игрока на международной арене, дополняя переговорные процессы на самом высоком уровне открытым и честным диалогом граждан, донося российские проблемы до мирового сообщества во всем многообразии взглядов на них. Голос России на международной арене, как и внутри страны, не должен быть голосом отдельных экспертов или небольших групп профессиональных организаций, а призван отражать всю палитру мнений и оценок происходящего, существующую в российском гражданском обществе.