Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:51, курсовая работа
"Просвещенный абсолютизм" - одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной сферах (например, укрепляются позиции новых общественных сил - буржуазии, интеллигенции), так и в духовной жизни общества.
1. Характер и сущность политики «просвещенного абсолютизма» 2
2. Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II после крестьянской войны 6
Список использованной литературы 19
1. Характер и сущность политики «просвещенного абсолютизма» 2
2. Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II после крестьянской войны 6
Список использованной литературы 19
"Просвещенный
абсолютизм" - одна из форм государственной
политики некоторых стран
Просвещенный
абсолютизм складывался под влиянием
идей Просвещения, осуждавших сословное
неравенство, произвол власти, засилье
церкви в идейной сфере и
Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования.
Факторы проведения политики модернизации. В России политика "просвещенного абсолютизма" была вызвана к жизни:
- Стремлением
верховной власти продолжать
модернизацию страны ,которая была
невозможна без развития
- Осознанием
руководством страны
- Остротой
социальных противоречий, необходимостью
принятия таких мер, которые
бы смягчали недовольство
- Притязаниями
России на ведущую роль в
системе международных
- Представлениями
Екатерины 11 о том, что слово
и убеждение являются более
эффективными средствами
На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила крайне противоречивый характер: "просвещение" и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов.
В отечественной историографии существует направление, сводящее политику "просвещенного абсолютизма" к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.
Решающую роль играла личность "великой императрицы", оказывавшая огромное влияние на проведение политики "просвещенного абсолютизма" в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.
Будучи
крайне властолюбивой, Екатерина хорошо
подготовилась к управлению страной
и после переворота 1762 г. приступила
к тем преобразованиям, которые,
с одной стороны, отвечали ее представлениям
об интересах России, а с, другой,
укрепляли ее личную власть. Екатерина
II проводила подчеркнуто
Ее отличало
трудолюбие, стремление совместить на
первый взгляд несовместимое: либеральные
воззрения с самодержавно-
Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:
- Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.
- Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
- Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
- Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика "экономического либерализма").
- Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране как обязательное условие модернизации и просвещения.
- Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.Время правления Екатерины принято называть эпохой “просвещенного абсолютизма”. Русский историк Н.И. Кареев суть просвещенного абсолютизма определял следующим образом: соглашение “между абсолютной государственной властью и рационалистическим просвещением”, имевшим “известные преобразовательные цели”. Это соглашение основывалось на идее о том, что государство возникает в результате общественного договора, а отсюда появляются взаимные обязательства монарха и подданных. Обязанность государства - проводить реформы, ведущие к благоденствию подданных. Успешность проведения реформ во многом зависит от просвещения народа, поэтому необходимо воспитать граждан, которые бы сознательно выполняли свои обязанности перед государством.
Так представляли себе идеологи просвещенного абсолютизма развитие отношений власти и общества. Эти идеи Екатерина в определенной степени пыталась осуществить в своей внутренней политике в рамках крепостнического государства.
Крестьянская война провела четкую разграничительную линию в расстановке социальных сил: в борьбе с мятежным крестьянством главную опору самодержавию составило дворянство. Но во враждебном крестьянству лагере оказались также купцы и промышленники. Этот факт едва ли не убедительнее всего характеризует низкий уровень развития капиталистических отношений и такой же низкий уровень классового сознания формировавшейся буржуазии. Получая привилегии от феодального государства, используя ресурсы крепостнической системы, купцы и промышленники не выступали ни против самодержавия, ни против крепостничества. Более того, купцы и промышленники в Уложенной комиссия, как отмечалось выше, требовали не ликвидации дворянских привилегий и буржуазного равенства, а предоставления их им самим.
Плоды «истинного торжества» вкусило прежде всего дворянство. Вместе с тем правительство оценило верность старым порядкам промышленников и верхушки купечества. Правительственная политика ближайших десятилетий была нацелена на удовлетворение чаяний дворянства и купечества.
Правительство организовало специальные банки, выдававшие ссуды помещикам и заводчикам для восстановления хозяйства на крайне выгодных условиях — ссуду они получали сроком на 10 лет под заклад вотчин и заводов, причем в течение первых трех лет из 1%, а остальных семи лет из 3% годовых.
Крестьянская война обнаружила слабость местных органов власти, неспособность их собственными силами поддерживать «тишину» . Именно поэтому заботы императрицы были направлены на совершенствование областной администрации, реформирование которой намечалось провести еще до крестьянской войны. «Я только что дала моей империи «учреждение о губернии» , — информировала Екатерина Вольтера в 1775 г., —которое содержит в себе 215 печатных страниц... и, как говорят, ни в чем не уступает Наказу».
Проведение областной реформы преследовало охранительные и фискальные цели. Вместо ранее существовавшего деления территории России на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды, в основе которого лежал принцип численности податного населения: в губернии должно было жить 300—400 тыс. душ, а в уездах —20—-30 тыс. д. м. п.
В итоге проведения реформы вместо 23 губерний было создано 50. Еще одно следствие областной реформы состояло в том, что она значительно увеличила штат чиновников. А так как все высшие и средние должности в губернской и уездной администрации заполнялись дворянами, то последние получили новый источник дохода: обычно в губернских и уездных учреждениях служили ушедшие в отставку офицеры.
Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов: все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами, а их население — мещанами и купцами. Появилось 216 новых городов.
Первыми, кому царизм нанес удар, были запорожские казаки, издавна привлекавшие в свою среду активные элементы, готовые выступить против крепостничества. В начале июня 1775 г. войска генерала Текели, возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее. После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожских казаков была переселена на Кубань.
Распространение
губернской реформы на Левобережную
Украину привело в начале 80-х
гг. к упразднению там
Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием Войскового гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию центральных районов России. В Эстляндии и Лифляндии был ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина. Прибалтика в результате проведения областной реформы в 1782—1783 гг. была разделена на две губернии — Рижскую и Ревельскую — с учреждениями, существовавшими в прочих губерниях России.
Унификации подверглось и управление народами Среднего Поволжья, Сибири и прочих районов, причем правительство, проводя там губернскую реформу, нередко игнорировало этнический состав населения. Так, территория Мордовии была поделена между четырьмя губерниями: Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую. Губернская и уездная администрация опиралась на местную верхушку: князей, тайшей и зайсанов, распределявших ясак и чинивших суд и расправу.
Одновременно
с проведением областной