Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа
Законодательная техника представляет собой систему средств и способов создания законов. Подобное понимание законодательной техники является относительно устойчивым на протяжении длительного времени. Этого нельзя сказать о понятии юридической техники, которое на протяжении всего XX века постоянно менялось. Если первоначально содержание юридической техники составляли средства и способы создания законов и подзаконных актов, то советские и современные ученые дополнили данное понятие средствами и способами создания правоприменительных, интерпретационных и правореализационных актов. Расширялся также инструментарий юридической техники.
Грубыми ошибками считается
помещение дефиниций в
Как правило, дефиниции размещаются в общих положениях в начале законодательного акта.
2. Виды юридических терминов
В научной литературе выделяется три разновидности юридических терминов:
общеупотребительные (характеризуются тем, что употребляются в обыденном смысле и понятны всем; например, закон, человек);
специально-технические (отражают область специальных знаний — медицины, экономики, сельского хозяйства и др.; например, эвтаназия, правила техники безопасности);
специально-юридические (обладают особым правовым содержанием; например, исковая давность, необходимая оборона).
Доктор юридических наук
С.С. Алексеев считает, что к законодательной
(юридической) технике принадлежат
лишь специальные юридические
Юридические термины можно классифицировать также по следующим основаниям:
по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные;
по степени конкретности: требующие толкования и однозначные;
по степени сложности:
односоставные и
по происхождению: закрепленные в законодательстве и выработанные юридической наукой.
Важным представляется вопрос,
в каких случаях требуется
нормативное определение
Учитывая мнения различных ученых можно выделить следующие случаи, требующие нормативного определения терминов:
если термин имеет несколько значений;
если термин употребляется в законе в более узком или существенно ином значении по сравнению с общепринятым;
если термин употребляется в законе в несколько ином значении, нежели в законах иной отрасли права (это возможно лишь в исключительных случаях);
если по поводу того или
иного термина в научной
если термин носит специально-юридический характер и не определен в другом (равном или более высоком по юридической силе) законе. В том случае, если термин определен в нормативном правовом акте более низкого уровня, это не является препятствием для дачи дефиниции.
Понятия и термины, используемые в российском законодательстве, можно разделить на две группы: полные (развернутые) определения и определения сокращенные. К развернутым определениям относятся такие, которые содержат родовые и видовые признаки определяемого предмета или явления, его цели, задачи. Высокое качество этих определений объясняется длительностью их применения, проверенностью на практике. Сокращенные определения указывают, как правило, лишь разновидности определяемых понятий либо дают их полное наименование, не раскрывая при этом содержания.
3. Использование
юридических понятий и
Использование юридических понятий и терминов в законодательных актах должно отвечать определенным требованиям. В литературе выделяются следующие требования:
однозначность, т.е. один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте только в одном значении;
устойчивость, т.е. термин должен сохранять свой особый смысл в каждом новом нормативном правовом акте;
единство терминологии, т.е. используемые термины должны быть тождественны и не противоречить терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах;
общепризнанность, т.е. термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией. Так, рекомендации по подготовке и оформлению проектов федеральных законов, подготовленные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, указывают на необходимость при использовании понятий исходить из общепринятых определений, содержащихся в словарях; стилистическая нейтральность.
3. Стадии законодательного процесса
Правотворческий процесс - более широкое понятие, нежели законодательный процесс. Последний направлен на создание законов и более детально регламентирован.