Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:21, реферат
Бесследность исчезновения хазарской культуры дает некоторым людям основания заявлять о ее бесплодности.
В своем реферате я хочу кратко проанализировать все, что достоверно известно о хазарской культуре и ее исторической судьбе.
Введение……………………………………………………...3
1. Хазарская культура, как результат взаимосвязи
разных культурных влияний…………………………………..5
2. Духовная культура хазар……………………………………12
3. Караимы - наследники хазарской культуры……………...19
Заключение………………………………………………….24
Литература…………………………………………………..25
На вопрос о роли хазар в экономической жизни Восточной Европы можно ответить словами проф. Готье: "В этом обменном рынке, которым являлась столица Итиль, хазары были как хозяевами домов, предоставлявшими приют, так и опекунами, гарантировавшими безопасность сделок. За эти услуги взимались налоги и пошлины, на которые хазарское государство содержало себя".
Хазары непосредственно не участвовали в производительном труде, и их материальная культура целиком была импортирована и иностранного происхождения. Роль посредника, а не производителя, весьма типична для хазар, как и для многих тюркских народов. Пока хазары господствовали, сохраняя мир и безопасность, их города процветали. Большое значение имела внутренняя политика, своеобразный "хазарский мир" и глубоко пустившая корни религиозная терпимость. Благодаря мягкой политике, либеральному отношению к покоренным народам и веротерпимости, хазары смогли основать и сохранять на протяжении четырех веков огромную империю, представлявшую единое целое от Крыма до Яика (Урал), не знавшую естественных границ. Лучшей защитой был "хазарский мир'', царивший в те века на просторах от Каспийского моря до устья Днепра и от Кавказских гор до лесов центральной России.
2. Духовная культура хазар
По мнению Новосельцева Анатолия Петровича «…изначальное хазарское язычество представляло собой сложную амальгаму культов разного содержания и происхождения».
В условиях контактов со странами, где господствовали монотеистические религии (христианство, ислам), уже в VII ст. встал вопрос о принятии какой-либо из этих вер, так как они больше соответствовали и общим условиям эпохи, и интересам раннеклассового Хазарского государства.
В 737 г. Мерваи ибн Мухаммед взял хазарскую столицу, после чего хакан бежал на север. Арабы преследовали его, и в конце концов он запросил мира, обещая принять ислам. Халифы и их окружение, признавая ислам единственно истинной верой, согласились на определенную веротерпимость по отношению к религиям, имеющим записанные откровения (христианство, иудаизм, зороастризм). И хотя практическое отношение к этим религиям менялось ,в целом они оставались на положении покровительствуемых.
Языческие же культы таковыми не являлись. Хазары были язычниками, и победитель Мерван в соответствии с мусульманской практикой предложил им переход в ислам. Вероятно, хакан в тех условиях вынужден был дать на это согласие, но вряд ли его выполнил. Кроме того, надо иметь в виду, что в
Хазарии в ту пору мусульман не было, их мало было даже в Закавказье иСредней Азии, а хакан вряд ли мог пойти на принятие религии, которую в его государстве никто не исповедовал.
Прошло немногим более сотни лет, и мусульманские источники фиксируют иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Именно к этому времени (приблизительно 50-70-е годы IX в.) относится сообщение, согласно которому, в Хазарии исповедовали иудаизм "высший глава" (т. е. хакан), шад, а также вожди и знать, остальной же народ придерживался веры, похожей на религию турок. Таким образом, во второй половине IX в. знать
Хазарии исповедовала иудейскую религию, тогда как народ продолжал придерживаться старых языческих культов.
Булан, предок царя, носивший титул "шад", сумел заставить хакана принять иудаизм, ибо эту религию не исповедовали тогдашние противники хазар — арабы и Византия. Из рассказа Иосифа явствует, что Булана поддержали другие "главы" Хазарии, вместе с ним оказавшие давление на хакана.
Получается, что инициатором принятия иудаизма был не хакан, а другое лицо (царь, по терминологии Иосифа), но санкционировано оно было в ту пору хаканом. Но будучи командующим всеми войсками, ("шад") Булан получил в свои руки власть благодаря конфронтации с соседями оказавшимися другой религии и возможность оттеснить хакана от реальной власти.
Датировать принятие иудаизма можно ко времени Харун ар-Рашида, вступившего на престол в 786 г. Более точной даты не знал и-ал-Мас'уди, живший через полтораста лет после этого. Точнее датировать не можем и мы.
Каковы же были причины принятия иудаизма верхушкой Хазарии?
Принятие той или иной
монотеистической религии - закономерное
явление в любом
Приняв за дату иудаизации хазарской знати приблизительно последнюю четверть VIII в., посмотрим, какие причины привели к этому событию.
Хазарский шад, ставший его инициатором, имел выбор среди трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма. Из них две первые были государственными религиями двух крупнейших держав той поры, с которыми Хазария имела самые разнообразные сношения, - Византии и Арабского халифата. Христианство имело широкое распространение среди подданных Хазарии - жителей Крыма. Эту веру исповедовала большая часть обитателей Закавказья - Армении, Грузии, Кавказской Албании. Казалось бы, именно принятия христианства хазарами и следовало ожидать, тем более что попытка такого рода уже имела место в VII ст. И все-таки были причины, этому не способствовавшие. Если еще в первой половине VIII в. Византия являлась союзницей Хазарии против арабов, то во второй половине этого столетия ситуация изменилась. Хазары вмешались в закавказские дела и помогли абхазскому князю Леону, отец которого был женат на дочери хакана, стать независимым от империи. Это случилось в 80-х годах VIII в. Более того, Леон II Абхазский (758-798 гг.) присоединил к своим владениям Эгриси, т. е. значительную часть Западной Грузии. Это был сильный удар по Византии, и для того чтобы между ней и Хазарией восстановились хорошие отношения, прнадобилось полсотни лет. В таких условиях о принятии христианства вряд ли могла идти речь, тем более что христианские страны Закавказья во второй половине VIII в. по крайней мере дважды подвергались хазарским нашествиям.
Столь же неблагоприятны
были условия для принятия ислама.
Халифат оставался главным
А вот для
принятия иудейской религии
Каролинги, которые
при нужде в деньгах всегда
обращались к еврейским ростовщикам.
Очевидно, такой же значимостью еврейского
купечества в европейской торговле
объясняется покровительство
Однако о
широком распространении
Разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, по-видимому, окончательно не возобладало. Отсутствие же единой культуры, литературного языка и письменности говорит о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане.
Проблема так называемой "иудаизации" хазар, или другими словами, принятия учения Моисея, несколько веков озадачивала ученых. "Как было возможно, спрашивали они, что могучая полукочевая империя приняла иудаизм в качестве государственной религии народа, а не христианство или Ислам, с которым хазары были в таком тесном контакте. Теперь можно категорически утверждать, что вышеуказанные религии, а именно: Христианство, Ислам и учение Моисея имели каждая представителей на территории хазар, и они, вели активную деятельность миссионеров. Вопрос о том, какая религия должна получить предпочтение перед другими, решался не в религиозной борьбе. Напротив, широкая практика религиозной терпимости была решающим фактором. Это связывается с характерной чертой тюркских кочевников, а именно - с их религиозной индифферентностью. Благодаря этой терпимости, изначальная тюркская религия — шаманизм — сохранялась бок о бок с монотеистическими религиями. Только в такой культурной, можно сказать "интеррелигиозной" среде, где имелись разные влияния, могло возникнуть явление, о котором повествует вышеупомянутый арабский географ Ибн Руста, а именно, что один князь Дагестана, т.е. Северного Кавказа, вассал хазарского кагана, почитал три религии — Ислам, учения Моисея и Христианство, и, соответственно праздновал три дня в неделе: пятницу, субботу и воскресенье.
Примером терпимости хазар может служить обычай, описываемый другим арабским географом Масуди, согласно которому, в хазарской столице было семь судей: два для христиан, два для приверженцев учения Моисея, два для мусульман и один для язычников (шаманистов). В свете исторических источников хазары являются монотеистами. Они сохранили культ Бога, прототюркского Тенгри-хана, как древнюю традицию, что, вероятно, облегчило принятие ими монотеистических религий. Так, например, во время приема св. Константина, византийского посланника при хазарском дворе, хазарский каган, поднимая кубок, произнес тост: "Выпьем во имя Бога, Творца всего!". И когда св. Константин ответил: "Я пью во имя единого Бога и его Слова и Духа", хазарский правитель вновь подтвердил свой монотеизм: "У нас полное согласие, но есть отличие лишь в одном: Вы поклоняетесь Святой Троице, а мы Единому Богу".
Принятие религии Ветхого Завета хазарами, по меньшей мере их частью, включая двор хана и сановников, произошло по еврейским источникам в первой половине VIII века, а согласно мусульманским летописцам — при правлении халифа Гаруна -ар-Рашида (786-809).
В свете детального
критического изучения, последние имеют
предпочтение. Известно, что именно
в это время караимская религия,
которая возникла во время правления
халифа Абу Джафара аль-Мансура (754-775),
развила миссионерскую
В последнем
издании Большой Советской
Исследователи пытаются объяснить принятие учения Моисея (т.е. караизма) правящей верхушкой хазар, как противовес и оппозицию иностранным политическим влияниям соседних империй: христианской Византии и мусульманского халифата.
Такое объяснение принятия Ветхого Завета в результате определенной политической игры при хазарском дворе, обусловленной соперничеством между византийским и арабским влиянием, действительна дает решение этого вопроса. Во всяком случае, подчеркнем, что иудаизм или караизм не был господствующей религией в хазарском государстве. Знаменитый византолог Васильев констатирует: "Политическая мудрость и религиозная терпимость хазар и их каганов создали громадное, разноплеменное и экономически хорошо развитое государство, имевшее общие черты с восточной империей".
Насколько иудейской
была в VIIIв. Хазария – вопрос, не
поддающийся разрешению. По официальной
версии, изложенной со слов царя Иосифа
для испанских «соплеменников»
в середине Хв. – вполне иудейской
и раввинистически-«
Почему основатели молодого тюркского государства обратились к иудаизму? Конечно, легко сказать, что еврейская религия удовлетворяла всем необходимым условиям: она была древней, структурализованной и монотеистичной, а также отличалась от культов соседних империй. Но возможно, что Булан и его наследники хотели заодно воспользоваться политическим весом представителей иудейской диаспоры, разбросанных по Евразии. В таком случае их государственная прозорливость была весьма высока, ибо дальнейший расцвет и богатство Хазарии обеспечивались именно ее ролью в транснациональном товарообмене, а роль и значение евреев в раннесредневековой торговле и экономике многократно описана.
Разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, по-видимому, окончательно не возобладало. Отсутствие же единой культуры, литературного языка и письменности говорит о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане
3. Караимы - наследники хазарской культуры
Где находится культурная среда, в которой следует искать остатки культуры хазар? Этот вопрос уже ставился учеными. Русский тюрколог академик Самойлович в статье о наследниках хазар видит продолжение хазарской культурной среды у карачаевцев, балкарцев, татов — кавказских горцев и, прежде всего, среди караимов. Для подкрепления своего тезиса автор искал доказательства в лингвистическом материале, относящемся к названиям дней недели.
Караимские названия этих дней действительно сохранили черты древних традиций, как прототюркских, так и христианских, и мозаистских. Так, воскресенье и понедельник по-караимски йех-кун, йех-баш-кун дословно "святой день" и "после святого дня" — тюркские термины, созданные христианскими миссионерами для обращенных ими тюркских народов, например, команов (половцев). Название пятницы на тракайском диалекте — бараски и на галицком - айне подтверждается кавказскими языками: греко-византийского происхождения - параски, параскеби и ирано-персидского -адне, азне; а по-чувашски — эрне-кун. Мозаистский элемент представлен названием субботы у караимов "шабат-кун" и подобно им у команов (шабат-кун) и (улу-кун) и почти всех этнических тюркских групп Кавказа (кумыки, карачаевцы, балкарцы), а у чувашей — "шемат, шуват".