Хозяйство восточных племен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, реферат

Описание работы

Происхождение славян, их религия. Наследство престола Князем Владимиром. Первобытные отношения восточных славян между племенными союзами.

Содержание работы

Введение
-Хозяйство восточных славян
- Язычество древних славян
-Разложение первобытнообщинных отношений восточных славян складывание племенных союзов
-Наследство и наследие Князя Владимира
-Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Хозяйство восточных_ИСТОРИЯ.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

   Чтобы избавить умерших  от бесприютного хождения по свету, существовали традиционные обряды захоронения. Мертвых сжигали, собирали пепел в сосуд, который или закапывали, насыпая сверху курган, или ставили на столбе, где сходились несколько дорог. При погребении князя вместе с ним сжигали коня, одну из жен или рабыню, утварь, вооружение, чтобы умерший ни в чем не имел недостатка в загробной жизни.

    Основные славянские праздники и обряды также были неразрывно связаны с культом природы и предков. Например, в конце декабря отмечался праздник Коляды, позднее совпавший с Рождеством. Он был приурочен к началу прибавления дня, "поворотом солнца на лето". За Колядами шли другие праздники в честь солнца: проводы зимы, встреча весны ("Красная горка"). 24 июня отмечался праздник Ивана Купалы, божества изобилия и земных даров. Существовала легенда, что в ночь на Купалу цветет папоротник, сулящий тому, кто сумеет его найти, несметные богатства.

Помимо праздников, связанных со сменой года, существовали и обряды, являвшиеся данью умершим, тризны. К их числу относятся весенняя радуница и летние русалии.

Позднее многие языческие праздники были приурочены к христианским: проводы зимы – к Масленице, Коляды – к Рождеству и Святкам, Купала и русалии – к Иванову дню.

 Разложение первобытнообщинных  отношений у восточных славян складывание племенных союзов

    Расселившись по Восточно-Европейской  равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: "Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим".

Русский историк В.О. Ключевский писал: "Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры".

Наиболее важные дела рода решались на народном собрании – вече. На вече собирались не только для того, чтобы поменять старейшину, но и во многих иных важных случаях. Например, когда наступала засуха, гибельная для земледельцев – славян, на мирской сходке принималось решение сниматься с насиженного места и отправляться в другие края. Бывало, что покидать свои поселения вынуждали и моровые поветрия – так назывались опасные заболевания, от которых умирало множество людей.

 Вече существовало почти  во всех древнерусских городах. На вече народ созывали особые колокола. "Заседало" вече до тех пор, пока не принималось общее решение, но как правило не больше двух недель. В большинстве русских городов после прихода монголо-татарских завоевателей вече постепенно утрачивает свое значение и исчезает.

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась "мир" – на юге, и "вервь" – на севере.

Главную роль стал играть уже не старейшина, а старший мужчина в каждой отдельной семье, в собственности которой находились дом, приусадебная земля, скот, инвентарь. А вот земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья оставались общинной собственностью. Соответственно, появилось и разделение общины на свободных общинников и рабов, которыми обычно становились захваченные пленники.

Развитие ремесел и возникновение городов привели к появлению вооруженных дружин, во главе которых иногда стояли варяжские предводители – конунги. Случалось, что они захватывали власть в тех городах, которые были призваны охранять, и становились князьями. Эти люди и их дружинники постепенно сливались со старой племенной знатью. Во многом, однако, жизнью славян продолжали управлять вечевые сходы, а князь исполнял роль военного предводителя и сборщика дани. В случае опасности созывалось обще племенное ополчение.

В мирное же время сохранялась княжеская дружина профессиональных воинов. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, и младшую. Сильному и опытному князю соплеменники безропотно подчинялись, признавали его верховную власть и мирились с тем, что ему достается большая часть захваченных богатств и военных трофеев. Князь же приближал к себе и щедро одаривал самых отборных воинов.

Нужно сказать, что уже к середине I тысячелетия н.э. процесс разложения общинно родового строя зашел достаточно далеко, спорадически возникали военно-политические племенные и межплеменные союзы, существование которых стимулировалось потребностями защиты от нападения извне.

В древнеславянском обществе постепенно происходили глубокие внутренние перемены – шли процессы классообразования, возникала феодализирующаяся имущая верхушка, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную. Подобные объединения славян сыграли заметную роль в последующем этносоциальном развитии славян и в становлении славянского этнического самосознания.

 

   Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологических факторов на Россию

Существуют две основные концепции происхождения славянства. Согласно одной концепции праславянская общность зародилась прямо на Дунае, в эпицентре формирования индоевропейских языков в бронзовом веке; в процессе миграций носителей индоевропейских языков славяне переселились к северу от Дуная, а в эпоху великого переселения народов возвратились на "дунайскую прародину", о которой славяне сохранили память на протяжении всей своей истории.

Согласно другой концепции, праславянский язык (и праславяне) выделились из балто-славянского континуума – этнологической общности славян и балтов, относительно поздно, в железном веке, и заключительным этапом разделения балтов и праславян был "выход" последних на Дунай. Сторонники и той и другой концепции стремятся, при отсутствии собственно исторических данных о славянах до VI в. н.э. опереться на данные археологии.

Начиная с 7–8 века происходит интенсивное продвижение славян и в центр и в северные зоны Восточной Европы. Славяне шли в Восточную Европу разными путями и в разное время на протяжении 6–10 века.

Этот процесс расселения славян – процесс земледельческой колонизации в пределах, прежде всего балто-славянского континуума – был во все времена, от "дунайской прародины" до "освоения целины" характерен для славянской и особенно восточнославянской культуры.

 

Процесс расселения, однако, был связан не столько с прогрессом земледельческого хозяйства, сколько с быстрым истощением почв при подсечно-огневом земледелии: "гнезда"славянских поселений, открытые археологами, свидетельствуют не о "гнездовом" сосредоточении деревень, а о вынужденном перемещении поселков на новое место. "Подвижность"славян отмечали и древние историки, но в самосознании самой славянской культуры "оседлость", стремление к оседлому быту, были, естественно, доминирующими.

Расселение славян шло в основном по трем направлениям: на юг, на Балканский полуостров – сербы, хорваты, словенцы, македонцы; на запад – в междуречье Одера и Эльбы – чехи, моравы, поляки, полабские и поморские славяне; на восток и север, по Восточно-Европейской равнине – наши предки, восточные славяне, ставшие в последствии русскими, украинцами и белорусами.

     На восточной окраине Европы в то время жили финские, балтские и ираноязычные племена – земледельцы, охотники и рыболовы. В таежных степях и лесостепях места хватало всем, и судя по всему, ославянивание этих краев произошло не в результате завоевания, а в ходе постепенной диффузии. За несколько веков земледельческие племена Восточной Европы слились в народ, который мы ныне называем древнерусским.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями – Белым, Балтийским, Черным и Каспийским – и тремя горными хребтами – Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.

     Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины.

Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

     Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

Ко времени прихода славян территорию страны занимали финно-угорские, балтийские, тюркские и иранские племена. Но огромные просторы и малая плотность населения позволила избежать серьезных военных конфликтов. Постепенно балтийские племена (голядь, ятвяги, летты, литовцы) были поглощены или оттеснены, финно-угорское население (чудь, весь, меря, мурома, мордва) наряду со славянами приняло участие в создании Древнерусского государства.

Хозяйство восточных славян

     Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома – в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.

В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.

    Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там, где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались, и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого. Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-суковатка.

На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю. Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы уступили место пашенному земледелию.

     И на севере, и на юге славяне жали созревшие хлеба серпами. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне – лошади, в черноземной – волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур.

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубашки" из мелких металлических колец – кольчуги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество – сбор меда диких пчел.

Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.

возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.

Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.

 
 Язычество древних славян

     Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество (в последнее время чаще употребляется другой термин – политеизм, т.е. многобожие)

Информация о работе Хозяйство восточных племен